Разработка мероприятий по совершенствованию коммерческой деятельности по организации хозяйственных связей
Сегодня законодательство Республики Беларусь в отношении регулирования торговли сформировано практически полностью. Конечно же, имеющиеся на сегодняшний день неточности в законодательных актах, затрудняют работу торговых предприятий. Но в стране уже наметилась ярко выраженная тенденция к унификации нормативно-правовой базы с целью избежания разночтений нормативно-правовых документов, устранения… Читать ещё >
Разработка мероприятий по совершенствованию коммерческой деятельности по организации хозяйственных связей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
1. Роль и система хозяйственных связей торговли с промышленностью
1.1 Система и содержание хозяйственных связей торговли с промышленностью, их правовое регулирование
1.2 Проблемы хозяйственных взаимоотношений торговых и промышленных предприятий в современных условиях
2. Анализ состояния коммерческой деятельности по организации хозяйственных связей с поставщиками товаров
2.1 Краткая экономико-организационная характеристика торгового предприятия района его деятельности
2.2 Информационное обеспечение коммерческой деятельности и определение потребности в товарах
2.3 Поставщики товаров и их характеристика
2.4 Организация договорной работы и ее эффективность
3. Основные направления совершенствования хозяйственных связей с поставщиками товаров Заключение Список использованной литературы
Хозяйственные связи между поставщиками и покупателями товаров — широкое понятие. Сюда входят экономические, организационные, коммерческие, административно-правовые, финансовые и другие отношения, складывающиеся между покупателями и поставщиками в процессе поставок товаров.
Система хозяйственных связей торговли с промышленностью — важнейшая составная часть хозяйственного механизма страны, представляющая совокупность форм, методов и рычагов взаимодействия предприятий, объединений, фирм, отраслей народного хозяйства с потребителями продукции.
Рациональные хозяйственные связи способствуют планомерному развитию экономики, сбалансированности спроса и предложения, своевременной поставке продукции и товаров народ того потребления покупателям.
Система хозяйственных связей включает, в частности: участие торговых организаций и предприятий в разработке промышленными предприятиями (объединениями, фирмами) планов производства товаров посредством представляемых заявок и заказов; хозяйственные договоры; контроль за соблюдением договорных обязательств; применение экономических санкций; участие в работе товарных бирж и оптовых ярмарок; проверку качества (экспертизу) поставляемых товаров; установление оптимальных финансовых взаимоотношений; применение административно-правовых норм и другие взаимоотношения.
Новые условия хозяйствования потребовали значительного расширения самостоятельности и равноправия партнеров, устранения изменений регламентации, повышения роли хозяйственного договора. В связи с этим, актуальным вопросом является организация хозяйственных связей по закупкам продукции торговыми организациями.
Хозяйственные связи организации по закупкам материальных ресурсов являются важным элементом закупочной логистики, основной целью которой является удовлетворение потребностей производства в материалах с максимально возможной экономической эффективностью. Развитие новых областей экономики усложняет функции сферы закупок материальных ресурсов. Успешное осуществление закупок и рациональная организация хозяйственных связей в этой области предполагает наличие обширной информации о рынках, где они осуществляются. В связи с эти, актуальным вопросом является организация хозяйственных связей.
Как видно, спектр изучения вопросов организации хозяйственных связей в системе материально-технического обеспечения в организации достаточно широк и представляет как теоретический, так и практический интерес.
Цель данной работы заключается в разработке мероприятий по совершенствованию коммерческой деятельности по организации хозяйственных связей.
Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:
Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:
1) Рассмотреть в теоретическом аспекте сущность и содержание коммерческой деятельности по организации хозяйственных связей;
2) Дать краткую организационно-экономическую характеристику РУП «Гомельский завод «Гидропривод»;
3) Оценить состояние коммерческой деятельности по организации хозяйственных связей с поставщиками фруктово-ягодных консервов.
Объектом исследования является РУП «Гомельский завод «Гидропривод».
Предметом исследования данной работы является организация хозяйственных связей с поставщиками запасных частей в организации.
Методологической основой выполнения курсовой работы являются научные труды, монографии зарубежных и отечественных авторов, материалы периодической печати по рассмотренной проблеме. Тема организации хозяйственных связей с поставщиками в торговле получила широкое освещение как в учебной литературе (например работы Виноградовой С. Н., Осиповой Л. В., Панкратовой Т. С., Половцевой Ф. П. и др), так и в периодических изданиях (таких как журналы «Новости торговли», «Потребительская кооперация», «Товаровед & торговля», «Торговля и общественное питание» и др.)
Информационной базой исследования является бухгалтерская, статистическая и оперативная отчетность РУП «Гомельский завод «Гидропривод» за 2009;2011 гг. При исследовании используются методы анализа и сравнения.
1. Роль и система хозяйственных связей торговли с промышленностью
1.1 Система и содержание хозяйственных связей торговли с промышленностью, их правовое регулирование
Сущность хозяйственных связей торговли с промышленностью заключается в организации перемещения производимых промышленными предприятиями продуктов от предприятий-производителей продуктов до конечных потребителей этих продуктов при посредничестве торговых предприятий [6, c.132].
Таким образом, торговые предприятия являются посредниками в передаче продуктов от производителя потребителю.
Но, с другой стороны, торговые предприятия и сами являются потребителями товаров-продуктов промышленных предприятий (например, предприятию-продавцу кассовых аппаратов для осуществления хозяйственной деятельности также нужен кассовый аппарат).
Также торговые предприятия являются своеобразным индикатором рынка для промышленных предприятий. Они служат источниками информации о потребностях, требованиях и ожиданиях конечных потребителей (своих непосредственных покупателей) для предприятий-производителей. Тем самым, торговые предприятия принимают непосредственное участие в формировании объемов промышленного производства и уровней отпускных цен предприятий-производителей.
Описанный выше механизм выглядит следующим образом: на основании розничного спроса на товары и цен производителя каждое торговое предприятие планирует объемы и ассортимент закупок товаров у предприятий-производителей, снижение общего объема заказов на поставки товаров торговым предприятиям может свидетельствовать о снижении спроса конечных потребителей на товары предприятия-производителя, что, в свою очередь, является сигналом для производителя о необходимости снижения отпускных цен или принятия определенных мер по повышению качества производимой им продукции.
Система хозяйственных связей торговли с промышленностью — важнейшая составная часть хозяйственного механизма, представляющая совокупность форм, методов и рычагов взаимодействия предприятий, объединений, фирм, отраслей хозяйства с потребителями продукции. Таким образом, основное место в хозяйственных связях торговли принадлежит межотраслевым связям с отраслями, производящими потребительские товары, по поставкам этих товаров. Установление таких связей при посредничестве торговли позволяет увязывать экономические интересы этих отраслей, обеспечивать сбыт выпускаемой ими продукции и взаимный обмен ею, стимулировать и определять дальнейшее развитее производства. В рамках этих связей соответствующие отрасли промышленности на основе требований торговли и в соответствии со своими производственными и финансовыми возможностями выпускают товары и поставляют их в сферу обращения. Торговля при этом имеет возможность воздействовать на отрасли, производящие товары, во многих отношениях, в том числе в отношении объема, ассортимента, качества и обеспечивать их доведение до конечного потребителя.
В хозяйственных связях по поставкам товаров четко прослеживаются три этапа взаимодействия участников: формирование хозяйственных связей, их оформление и функционирование [14, c.105].
Этап формирования хозяйственных связей состоит из подготовительных планово-организационных мероприятий органов управления торговлей и промышленностью и непосредственных участников. Подготовительные мероприятия включают планирование производства товаров народного потребления, розничного товарооборота, товарных ресурсов и их распределение, составление заявок и заказов на производство, поставку товаров, изучение и определение источников и поставщиков — производителей товаров, чья продукция не распределяется в плановом порядке.
Этап формирования хозяйственных связей представляет собой принятие участвующими в них предприятиями взаимных обязательств, которые определяют их права и обязанности по поставкам товаров в форме различного рода договоров, контрактов, заключаемых между предприятиями торговли и промышленности.
Заключенные договоры обеспечивают закрепление в правовом порядке структуры хозяйственных связей на основе самостоятельного выбора поставщиков товаров покупателями.
Заключение
договоров на поставку товаров означает осуществление закупки-продажи товаров, оплата стоимости которых предполагается впоследствии, после их поступления в адрес получателей.
Этап функционирования хозяйственных связей представляет собой процесс выполнения участниками этих связей взятых на себя в соответствии с заключенными договорами взаимных обязательств по поставкам товаров: организацию отгрузки поставщиками товаров в сроки, количестве и ассортименте, предусмотренных договором, приемку отгруженных товаров получателями, расчеты за поставленные товары.
Для любой торговой фирмы немаловажное значение имеет коэфицент звенности хозяйственных связей, который характеризуется количеством оптовых предприятий, участвующих в договорных хозяйственных связях и расчитывается как отношение суммы общего оптового и розничного товарооборота к сумме розничного товарооборота. Коэфицент звенности хозяйственных связей показывает среднее количество продажи товаров в сфере обращения.
Многозвенность в хозяйственных договорных связях усложняет их функционирование, увеличивает время обращения товаров и приводит к росту издержек обращения, и соответственно, цен. Таким образом, установление прямых хозяйственных договорных связей между производственными объединениями и предприятиями и розничными торговыми фирмами имеет ряд неоспоримых позитивных сторон: сокращаются пути и сроки доставки товаров в розничную сеть, появляется возможность оперативнее воздействовать на производителей в отношении обновления ассортимента товаров и их качества, режима доставки и, что особенно важно для потребителей, уменьшает число наценок, сохраняет умеренный уровень цен.
В условиях административно-командной экономики оценка хозяйственной деятельности предприятий означала выяснение степени выполнения установленных им заданий. Это было неотъемлемым элементом системы планирования и стимулирования. Правовое же регулирование хозяйственной деятельности представляло собой развитую систему норм, в которую вводились те или иные критерии (показатели) достижения поставленных предприятием плановых задач, выполнение договорных обязательств.
В условиях перехода к рынку и отказа от директивного планирования, естественно, отпала необходимость соизмерения результатов с установленными заданиями.
Предприятие сегодня самостоятельно строит систему взаимодействия с поставщиками и определяет договорные формы, так же как и регулирует всю свою хозяйственную деятельность, разумеется, в соответствии с действующим законодательством. Оно же устанавливает собственные правовые конструкции оценки хозяйственной деятельности, на основе которых строится система внутрифирменного расчета, определяются меры поощрения, формирование использования внутрифирменного дохода и т. д.
Результаты хозяйственной деятельности предприятий приобрели совершенно иное значение. Это стало необходимым для установления налоговых отношений между государством и хозяйствующими субъектами при формировании социальных фондов. Публичные интересы государства и общества потребовали, чтобы вся деятельность по формированию себестоимости продукции (работ, услуг) и выявлению ее итогов и объектов налогообложения проводилась по единым правилам, дающим возможность установить единообразно все финансовые отношения предприятий с государством и с иными субъектами, имеющими право требовать передачи средств во внебюджетные фонды.
В то же время оценка состояния хозяйственных связей с поставщиками осталась необходимым элементом деятельности любого хозяйствующего субъекта. Ее значение и роль усилились и приобретают еще больший смысл в условиях рыночного хозяйства, потому что только опираясь на достоверные, постоянно учитываемые сведения как о производственном использовании и реализации материальных ресурсов, так и о полученных результатах, можно принимать решения об изменении направления производства или его обновления, перемещения капитала, соответствующие конъюнктуре рынка.
Организация хозяйственных связей предполагает выполнение следующих функций [1, c.116]:
— воздействие торговли на выпуск промышленными предприятиями необходимых рынку товаров через ее участие в формировании планов производства;
— работа по заключению хозяйственных договоров;
— обеспечение выполнения договорных обязательств и имущественная ответственность за их несоблюдение;
— организация оптовых закупок и продажи;
— рекламно-информационная работы;
— установление оптимальных финансовых отношений между партнерами по хозяйственным связям;
— правовое регулирование хозяйственных взаимоотношений и др.
Эти функции и их значимость меняются по мер развития рыночных отношений и повышения самостоятельности и ответственности сторон, вступающих в хозяйственные связи.
Сегодня законодательство Республики Беларусь в отношении регулирования торговли сформировано практически полностью. Конечно же, имеющиеся на сегодняшний день неточности в законодательных актах, затрудняют работу торговых предприятий. Но в стране уже наметилась ярко выраженная тенденция к унификации нормативно-правовой базы с целью избежания разночтений нормативно-правовых документов, устранения имеющихся недостатков, повышения эффективности регулирования деятельности торговых предприятий (в том числе и их хозяйственных связей с поставщиками), уменьшения возможности для мошенничества и приближения норм белорусского законодательства к международным стандартам.
Нормативно-правовыми документами, регулирующими хозяйственные связи по поставкам товаров в розничной торговой сети в Республике Беларусь являются следующие [11, c.247]:
— Гражданский кодекс Республики Беларусь;
— Положение о поставках товаров в Республике Беларусь;
— Указ Президента Республики Беларусь № 529 «О государственных закупках»;
— Указ Президента Республики Беларусь от 7 марта 2000 г. № 117 «О некоторых мерах по упорядочению посреднической деятельности при продаже товаровЦ»;
— Постановление Совета Министров Республики Беларусь 22 сентября 2003 г. № 1206 «Об информации, указываемой в сопроводительных документах, подтверждающих легальность приобретения (поступления) алкогольных напитков и табачных изделий иностранного производства, ввезенных на таможенную территорию Республики Беларусь»;
— Приказ Министерства торговли Республики Беларусь 31 декабря 2003 г. N 135 «О контроле качества реализуемых товаров».
1.2 Проблемы хозяйственных взаимоотношений торговых и промышленных предприятий в современных условиях
Таким образом, можно отметить, что торговля и промышленность диалектически связаны, связаны неразрывно. Вместе они представляют собой две составляющие одного целого — народного хозяйства страны.
Содержание хозяйственных связей торговли с промышленностью обусловлено их сущностью. Оно представляет собой совокупность всех отношений, возникающих между торговыми предприятиями и предприятиями-производителями продукции, по организации товародвижения и сбора и анализа маркетинговой информации.
Хозяйственные связи между поставщиками и покупателями товаров — широкое понятие. Сюда входят экономические, организационные, коммерческие, административно-правовые, финансовые и другие отношения, складывающиеся между торговыми предприятиями и поставщиками в процессе поставок товаров [17, c.86].
Межотраслевые хозяйственные связи должны обеспечивать формирование товарных, и прежде всего рыночных ресурсов и бесперебойное продвижение товаров в сферу обращения. В то же время в этих коммерческих связях в качестве прямых получателей принимают активное участие розничные торговые предприятия, а также некоторые производственные предприятия-потребители, использующие отдельные товары народного потребления в качестве сырья для выпуска других, т. е. внерыночные потребители.
Содержание хозяйственных связей торговых предприятий с промышленными регулируется как на договорной основе, так и законодательно. Более подробно вопросы регулирования хозяйственных связей торговли и промышленности будут рассмотрены в следующем пункте данной главы.
Подавляющая часть хозяйственных связей представляет из себя заключение договоров с поставщиками на поставку товаров в течении определенного срока, который варьируется от разовых поставок до 1 года. В таких случаях продаются и покупаются уже произведенные и находящиеся на складах промышленных или оптовых торговых торговых предприятий, в том числе и завезенные по импорту. Сущностью таких хозяйственных связей являются полная свобода в реализации и закупках товаров предприятиями продавцами и покупателями. Но любая торговая фирма предпочитает иметь дело с устоявшимся кругом поставщиков и старается заключить с ними более длительные договора, с возможностью их продления (1 год).
В рамках годовых хозяйственных связей заранее определяется четкий порядок взаимоотношений между конкретными предприятиями — поставщиками и покупателями по поставкам товаров: конкретизируются объем и артикульный ассортимент, сроки поставок по их видам и назначению, и регулируется процесс их организации. При установлении таких связей по поставкам товаров за счет централизованно выделяемых из бюджета средств взаимоотношения между участниками строятся на основе госзаказа, предполагающего предварительное определение ресурсов в групповом ассортименте и предварительное прикрепление конкретных предприятий — покупателей к производителям товаров.
При установлении хозяйственных связей по поставкам товаров участники — розничные организации и поставщики-производители строят свои взаимоотношения на основе свободного выбора друг друга, придерживаясь тем не менее сложившихся ранее традиционных взаимоотношений. Такой характер хозяйственных связей по поставкам товаров позволяет участвующим в них предприятиям — розничным организациям и поставщикам-производителям — определять объем и ассортимент будущих поставок по взаимному согласованию на основе спроса и предложения, исходя из производственных возможностей промышленных предприятий.
Корректировка при переоформлении хозяйственных связей обычно происходит в связи с изменяющейся коньюктурой рынка, изменением финансовых возможностей покупателя, а также возможностей производителей и касается состава участников и общих условий поставок. Корректировка в ходе выполнения поставок возникает чаще всего в связи с конкретными требованиями отдельных участников об изменении частных сроков, объема или ассортимента поставок, а также в связи с частичным или полным отказом покупателей от получения товаров.
Таким образом, рациональные хозяйственные связи являются условием динамичного развития экономики и сбалансированности спроса и предложения, способствует своевременной поставке продукции и товаров народного потребления покупателям.
2. Анализ состояния коммерческой деятельности по организации хозяйственных связей с поставщиками товаров
2.1 Краткая экономико-организационная характеристика торгового предприятия района его деятельности
Республиканское унитарное предприятие Гомельский завод «Гидропривод» основано в 1961 году и является одним из ведущих предприятий Министерства промышленности Республики Беларусь. В 1977 году на базе завода образовано объединение, в которое в настоящее время входят дочерние предприятия «Наровлянский завод «Гидроаппаратура» и Хойникский завод «Гидроаппаратура». В 2004 году РУП «Гомельский завод «Гидропривод» включено в состав ПО «Минский тракторный завод»
Сегодня предприятие производит контрольно-регулирующую гидроаппаратуру для тракторов и мобильной техники, встраиваемую и модульную аппаратуру для универсальных металлорежущих станков, автоматических линий и агрегатного оборудования для отраслей промышленности и сельского хозяйства.
Основными потребителями продукции являются РУП «Минский тракторный завод», РУП «Гомсельмаш», РУП «Бобруйский завод тракторных деталей и агрегатов», а так же предприятия производители сельскохозяйственной и мобильной техники, предприятия общего машиностроения, производители универсального и специализированного станочного оборудования Республики Беларусь, СНГ и стран дальнего зарубежья.
Структуру управления РУП «Гомельский завод «Гидропривод» можно отнести к функциональной. Функциональная структура основана на принципе специализации организационных подструктур по функциональным признакам. Функциональная структура предусматривает группирование специалистов и подразделений, выполняющих отдельные функции управления. При этом выполнение указаний функциональных органов в пределах их компетенции обязательно для производственных подразделений.
Преимущества данной структуры следующие:
— высокая компетентность специалистов, отвечающих за осуществление конкретных функции;
— стандартизация, формализация и программирование явлений и процессов;
— исключение дублирования и параллелизма в выполнении управленческих функций;
— уменьшение потребности в специалистах широкого профиля.
Основные недостатки данной структуры:
— чрезмерная заинтересованность в реализации целей и задач «своих» подразделений;
— трудности в поддержании постоянных взаимосвязей между различными функциональными службами;
— длительная процедура принятия решений;
— относительно застывшая организационная форма, с трудом реагирующая на изменения.
В таблице 2.1 приведем показатели хозяйственной деятельности за 2009;2011 годы.
Таблица 2.1 — Основные показатели хозяйственной деятельности РУП «Гомельский завод «Гидропривод» за 2009;2011 гг.
Показатели | Годы | Темп роста (%), изменение (+/-) | ||||
2011 к 2010 | 2011 к 2009 | |||||
1. Объем произведенной продукции, млн р.: | ||||||
— в действующих ценах | 181,8 | 214,7 | ||||
— в сопоставимых ценах | 119,4 | 138,5 | ||||
2. Выручка от реализации (за вычетом налогов), млн р. | 174,0 | 204,4 | ||||
3. Себестоимость реализованной продукции, млн р. | 170,9 | 198,5 | ||||
4. Прибыль (+), убыток (-) от реализации, млн р. | 683,9 | 756,7 | ||||
5. Рентабельность продаж, % (п.4/п.1*100) | 3,0 | 2,8 | 11,4 | 400,1 | 381,2 | |
6. Прибыль от операционной деятельности, млн р. | — 2137 | — 1594,8 | — 5342,5 | |||
7. Прибыль от внереализационной деятельности, млн р. | — 1025 | — 1351 | — 2578 | 190,8 | 251,5 | |
8 Прибыль отчетного периода, млн р. | 2346,5 | 1637,3 | ||||
9. Чистая прибыль, млн р. | 2770,7 | 1711,6 | ||||
10. Среднесписочная численность работников, всего, чел. | 97,6 | 94,1 | ||||
11. Среднегодовая выработка одного работающего, млн. р | 30,9 | 37,8 | 70,4 | 186,3 | 228,1 | |
Примечание — Источник: составлено автором по данным организации Как видно из таблицы 2.1, объем произведенной продукции вырос в 2010 году по сравнению с 2010 годом на 81,8% и по сравнению с 2009 годом на 114,7%. Причем рост данного показателя наблюдается не только в действующих, но и в сопоставимых ценах, это говорит о том, что рост произведенной продукции происходит быстрее роста цен, а следовательно, обусловлен ростом объемов деятельности организации.
Выручка от реализации также растет. Так в 2011 году по сравнению с 2010 годом он составил 74,0%, а по сравнению с 2009 годом — 104,4%.
Себестоимость реализованной продукции растет достаточно быстрыми темпами, однако тем ее роста ниже, чем темп роста выручки от реализации, что говорит о повышении эффективности деятельности организации.
За весь период анализа организация терпит убытки от внереализационной деятельности, также в 2011 г. она терпит убытки и от операционной деятельности. Однако за весь период исследования организация получает общую прибыль и чистую прибыль за счет высоких показателей прибыли от реализации. Это свидетельствует об эффективности деятельности.
Однако в 2011 году объем прибыли отчетного периода вырос в 16 раз по сравнению с показателем 2009 года, а объем чистой прибыли в 17 раз, что говорит о росте эффективности деятельности организации.
Среднесписочная численность снизилась, что при росте произведенной продукции говорит об интенсивном развитии организации.
Среднегодовая выработка за 2010;2012 гг. выросла на 128,1%.
2.2 Информационное обеспечение коммерческой деятельности и определение потребности в товарах
Что касается системы определения потребности, то здесь можно сказать, что в организации проводится планирование и прогноз темпов роста основных показателей деятельности. Основной составления данных планов являются оценка объективной ситуации на рынке деятельности РУП «Гомельский завод «Гидропривод».
Важным аспектом деятельности определения потребности в товарах является формирование потребительского заказа, однако можно сказать, что в РУП «Гомельский завод «Гидропривод» для формирования используются только данные предыдущих лет, т. е. фактически проводится прогнозирование с использованием статистической информации. Для более объективного составления потребительского заказа следует проводить анализ спроса на продукцию, учитывать факторы конкуренции.
Эффективность определения потребности в запасных частых для оборудования можно рассмотреть на основе анализ запасов по исследуемой группе в 2009;2011 гг.
Таблица 2.2 — Запас запчастей для оборудования на складах РУП «Гомельский завод «Гидропривод» за 2009;2011 гг.
Показатели | Годы | |||
На 31.12.2009 | На 31.12.2010 | На 31.12.2011 | ||
1 Объем закупок, млн р. | ||||
2 Запас на складе, млн р. | ||||
3 Темп роста запасов на складах, % | ; | 176,2 | 137,8 | |
4 Удельный вес в потребности, % | 6,3 | 8,8 | 9,2 | |
Примечание — Источник: составлено автором по данным организации Как видно, темп роста запасов составил 176,2% в 2009;2010 гг. и 137,8 в 2011;2010 гг. Отрицательным является рост удельного веса запасов на 2,9% за исследуемый период, что говорит в недостаточно эффективном управлении хозяйственными связями с поставщиками.
Потребность в товарах в теории определяется по формуле:
П = О + Тзк — Тзн где П — потребность в товарах, О — объем потребления в сумме, Тзк — товарные запасы на конец планируемого периода, Тзн — товарные запасы на начало планируемого периода.
Исходы из этих данных проведем анализ планирования ассортимента в РУП «Гомельский завод «Гидропривод» в 2007;2009 гг.
Таблица 2.3 — Определение потребности в запасных частях для оборудования в 2009;2011 гг.
Показатели, т | Года | |||
Объем потребления | ||||
План | ||||
Товарные запасы на конец периода | ||||
Товарные запасы на начало периода | ||||
Потребности в товарах (расчетная) | ; | |||
Отклонение потребности от объема потребления (+/-) | ; | — 202 | — 300 | |
Отклонение потребности от плана (+/-) | ; | — 176 | — 209 | |
Примечание — Источник: составлено автором по данным организации Как видно из таблицы 2.3, расчетная потребности в запчастях продуктах всегда оказывается ниже, чем плановый показатель и значительно ниже реального объема закупок. Это говорит о несовершенстве данного метода определения потребности применительно к данному виду материалов, закупаемых организацией.
торговля хозяйственный связь предприятие
2.3 Поставщики товаров и их характеристика
Основные поставщики запасных частей для оборудования РУП «Гомельский завод «Гидропривод» представлены в таблице 2.4.
Таблица 2.4 — Поставщики запасных частей для оборудования РУП «Гомельский завод «Гидропривод» за 2010;2012 гг.
Объемы поставок, млн р. | Год | 2012 год к 2010 | |||||||
темп роста, % | отклонение доли, +/; | ||||||||
объем | уд. вес, % | объем | уд. вес, % | объем | уд. вес, % | ||||
ООО «СлавСТО», Минск | 5,06 | 5,17 | 169,5 | 0,11 | |||||
ОДО «Белгидромаш», Гомель | 41,29 | 39,57 | 39,26 | 157,7 | — 2,04 | ||||
ЧТУП «Агростройинструмент», Гомель | 15,45 | 15,78 | 16,53 | 177,5 | 1,08 | ||||
ЗАО «Белнасоспром», Минск | 5,06 | 4,96 | 4,96 | 162,6 | — 0,1 | ||||
ООО «НК-БелГидроАппарат», Гомель | 7,58 | 7,5 | 6,82 | 149,2 | — 0,77 | ||||
ООО «Промобеспечение», Минск | 15,73 | 17,49 | 18,6 | 196,1 | 2,86 | ||||
ООО «Станкоиндустрия», Минск | 4,49 | 4,56 | 3,93 | 145,2 | — 0,57 | ||||
ЧТУП «АлираСервис», Минск | 5,34 | 5,15 | 4,75 | 147,5 | — 0,59 | ||||
Итого: | 165,9 | ; | |||||||
Примечание — Источник: составлено автором по данным организации Как видно из таблицы 2.4, объемы закупок запасных частей для оборудования в 2012 году по сравнению с 2010 году растут по всем поставщикам. Так наиболее высокий рост закупок наблюдается у ООО «Промобеспечение» (196,1%), ЧТУП «Агростройинструмент» (177,5%) и ООО «СлавСТО» (169,5%).
Что касается отклонения по доле, то тут можно заметить, что в 2012 по сравнению с 2010 годом в поставках снижается доля ОДО «Белгидромаш» (2,04 п), ООО «НК-БелГидроАппарат» (-0,77п), ЧТУП «АлираСервис» (-0,59п) и ООО «Станкоиндустрия» (-0,57п).
Для наглядности представим структуру закупок автозапчастей в 2012 году на рисунке 2.1.
Рисунок 2.1 — Структура поставок запасных частей для оборудования РУП «Гомельский завод «Гидропривод» в 2012 году (по поставщикам) Как видно из рисунка 2.1, наибольшую долю запчастей организация закупает у ОДО «Белгидромаш» (39,2%), так как данное предприятие располагает наиболее широким ассортиментом запчастей, является производителем, следовательно, цены на нем на запчасти ниже, чем цены посредников.
Также относительно большие доли закупок у ООО «Промобеспечение» (18,6%) и ЧТУП «Агростройинструмент» (16,53%). Данные предприятия также расположены недалеко от организации и реализуют широкий ассортимент запчастей.
Доля закупок у остальных поставщиков варьируется от 7 до 3%.
Для более подробного анализа рассмотрим закупки запасных частей для оборудования РУП «Гомельский завод «Гидропривод» у различных поставщиков в зависимости от их юридического статуса.
Таблица 2.5 — Структура закупок запасных частей для оборудования из различных источников РУП «Гомельский завод «Гидропривод» 2010;2012 гг.
Объемы поставок, млн р. | Год | 2012 в % к | |||||||
объем | уд. вес, % | объем | уд. вес, % | объем | уд. вес, % | ||||
1. Государственные предприятия-изготовители | 9,5 | 9,5 | 8,9 | 123,8 | 154,7 | ||||
2. Негосударственные предприятия-изготовители | 80,2 | 80,4 | 81,2 | 133,7 | 168,0 | ||||
3. Оптовые посредники | 10,3 | 10,1 | 9,9 | 129,4 | 159,4 | ||||
Итого: | 132,3 | 165,9 | |||||||
Примечание — Источник: составлено автором по данным организации Как видно из таблицы 2.5, большую долю в структуре предприятий-поставщиков занимают предприятия-изготовители (90,1%), так как цены предприятий-изготовителей ниже, чем цены оптовых посредников, также на предприятиях-изготовителях достаточно большой выбор продукции собственного производства.
Также с каждым годом увеличивается доля негосударственных предприятий-изготовителей. Так в 2012 году она составляет уже 81,2%, что вызвано большим ассортиментом предлагаемых запчастей, и более выгодными условиями сотрудничества по сравнению с остальными предприятиями. Что касается географии поставщиков, то их распределение представлено в таблице 2.6.
Таблица 2.6 — Группировка поставщиков запасных частей для оборудования по территориальному признаку РУП «Гомельский завод «Гидропривод» за 2010;2012 гг.
Поставщики, млн р. | Год | 2012 в % к | |||||||
объем | уд. вес, % | объем | уд. вес, % | объем | уд. вес, % | ||||
1. Областные | 64,4 | 62,9 | 62,6 | 131,8 | 161,3 | ||||
2. Республиканские | 35,6 | 37,1 | 37,4 | 133,3 | 174,1 | ||||
Итого: | 132,3 | 165,9 | |||||||
Примечание — Источник: составлено автором по данным организации Из таблицы 2.6 видно, что основную долю поставщиков составляют областные поставщики (62,6%) из-за более выгодных условий по доставке товаров. Однако, так как областные поставщики не обеспечивают в полной мере потребности организации 37,4% занимают республиканские поставщики, не смотря на то, что при работе с республиканскими поставщиками требуются большие транспортные расходы, которые повышают стоимость запасных частей. Что касается географии поставщиков, то все республиканские поставщики организации находятся в городе Минске.
2.4 Организация договорной работы и ее эффективность
Проведем анализ деятельности по заключению договоров на поставку запасных частей для оборудования.
Отправление заявки на поставку продукции осуществляется при помощи факсимильной связи, электронной почты или письмом и регистрируется в канцелярии в журнале регистрации входящих документов Переговоры проводятся как на территории предприятия, так и за его пределами по предварительному согласованию сторон. В процессе переговоров оговариваются условия контракта, касающиеся сроков и объемов поставок, уровня цен, условий оплаты продукции, качества продукции и т. д.
Проект контракта готовит куратор по типовой форме под руководством заместителя начальника отдела снабжения.
Анализ контракта (договора) осуществляется по следующим элементам контракта (договора):
— номер договора, дата и место заключения договора;
— преамбула договора;
— предмет договора;
— цена и количество товара и сумма договора;
— расчеты за поставляемый товар;
— срок и условия поставки;
— упаковка и маркировка;
— сдача-приемка, качество и экологическая безопасность товара, рекламации;
— дополнительные условия (при необходимости);
— ответственность сторон;
— форс-мажор;
— изменение договора, порядок расторжения и продления договора, срок действия договора;
— споры и разногласия;
— заключительные положения;
— юридические адреса и подписи сторон;
— спецификация поставляемого по договору товара.
При согласовании условий проекта контракта (договора) куратор в обязательном порядке осуществляет контроль его содержания, т. е. соответствие требованиям по форме и сути контракта (договора).
Согласование контракта со службами предприятия и его оформления осуществляется оперативно и в первоочередном порядке.
Рассмотрение и утверждение у каждой из служб предприятия позиций проекта договора, подответственных им, в случае необходимости не должно превышать более 4 рабочих часов, для юридического отдела — 1 рабочего дня.
При несогласовании контракта службами завода письменно прилагаются причины невозможности выполнения условий контракта.
Заключение
должно быть подписано ответственным лицом с указанием должности, расшифровкой подписи и даты.
В случае, когда при исполнении контракта возникает необходимость изменить условия договора, куратор соответствующий пункт изменения (приложения) согласовывает со службой, ответственной за рассмотрение изменяемой части контракта.
Если договор был в редакции поставщика (сторонней организации), то изменения со стороны РУП «Гомельский завод «Гидропривод» оформляются протоколом согласования, если же договор в редакции РУП «Гомельский завод «Гидропривод», то изменения со стороны поставщика оформляются протоколом разногласий.
При заключении контракта куратор получает от поставщика следующие документы:
— копии свидетельства о государственной регистрации и/или копию документа о присвоении номера налогоплательщика (для резидентов РБ и СНГ);
— копию лицензии (в необходимых случаях);
— доверенность (в случае подписания договора по доверенности).
Контракт считается подготовленным к заключению, когда стороны пришли к соглашению по всем существующим позициям контракта.
Инициатором изменений может выступать как потребитель, так и производитель.
На основании заключенных договоров РУП «Гомельский завод «Гидропривод» высылает заявку на поставку партии продукции. Куратор при условии предоплаты получает счет для оплаты, контролирует выделение на оплату денежных средств в соответствии со счетом.
Объектами мониторинга договорной работы являются объемы выполнения заявок и поставка продукции. Мониторинг выполнения заявок основан на постоянном самоконтроле куратором отдела снабжения и периодическом контроле деятельности (не реже одного раза в месяц) начальником отдела снабжения.
Критериями оценки результативности являются:
— выполнение объема заявок в процессе исполнения контрактов по всем видам материалов;
— выполнение показателя поставки по всем видам материалов.
Специалист по требованию начальника представляет информацию о ходе выполнения объемов поставки для принятия при необходимости корректирующих и предупреждающих действий.
Условия договоров поставок более подробно рассмотрены в таблице 2.7.
Таблица 2.7 — Условия поставок по договорам с поставщиками запасных частей для оборудования РУП «Гомельский завод «Гидропривод» на 2012 г.
Поставщик | Срок действия договора | Наличие согласованной спецификации | Качество товаров | Порядок доставки товаров | Порядок оплаты транспортных расходов | Тара и упаковка | Порядок оплаты товаров | Имущественная ответственность | Дополнительные условия | ||
поставщика | покупателя | ||||||||||
ООО «СлавСТО» | Заключается на разовые поставки | Количество и стоимость товаров прописываются в договоре | Соотв. техническим условиям | Поставляется до 28.02.2012, доставка за счет поставщика | За счет Поставщика, на условиях FСAг. Гомель, РУП «Гомельский завод «Гидропривод» | ; | Отсрочка в течение 15 календарных дней с момента поставки | Сроки отгрузки товара, соответствие товара по качеству и комплектности | В случае просрочки оплаты за товар Покупатель обязуется оплатить Поставщику штраф в размере 0,15% за каждый день просрочки | ; | |
ОДО «Белгидромаш» | До 31.12.2012 | Количество и стоимость товаров прописываются в договоре | Соответствие техническим условиям и нормативно-технической документации | В течение 5 дней с момента оплаты договора | Поставка на условиях франко-станция назначения | ; | Предоплата в течение 5 дней с момент подписания спецификации | За просрочку поставки или недопоставку товара пеня в размере 0,03% стоимости товара за каждый день просрочки | При несвоевременной оплате товара Покупатель уплачивает Поставщику пеню в размере 0,03% за каждый день просрочки | ; | |
ООО «Промобеспечение» | До момента выполнения обязательств | Количество и стоимость товаров прописываются в договоре | Соответствие требования технических условий | Автотранспортом поставщика, согласование поставки за 5 рабочих дней | За счет Поставщика, на условиях франко-станция назначения | ; | 50% предоплаты в течение пяти календарных дней, окончательная оплата в 30 дней с момента поставки | Сервисное обслуживание в гарантийный и послегарантийный период эксплуатации | виновная сторона обязуется оплатить пострадавшей стороне штраф в размере 0,03% за каждый день просрочки от суммы невыполнения обязательств | ; | |
ООО «Станкоиндустрия» | До полного исполнения обязательств | Количество и стоимость товаров прописываются в договоре | Соответствие требования технических условий | Самовывоз после подписания договора | За счет Поставщика, на условиях франко-станция назначения | ; | 100% предоплата | Согласно законодательству РБ | Согласно законодательству РБ | ; | |
ЗАО «Белнасоспром» | До полного исполнения обязательств | Количество и стоимость товаров прописываются в договоре | Соответствие требования технических условий | Самовывоз после подписания договора | транспортом Покупателя за счет Покупателя | ; | 100% предоплата | Согласно законодательству РБ | Согласно законодательству РБ | ; | |
Примечание — Источник: составлено автором по данным организации Как видно из таблицы 2.7, поставщики организации работают с РУП «Гомельский завод «Гидропривод» в основном на условиях предоплаты, что говорит об недостаточно эффективных связях с поставщиками и диктовке ими своих условий при работе с организацией.
Условия поставки всеми поставщиками, кроме ЗАО «Белнасоспром» прописываются на основании доставки транспортом поставщика на условиях франко-станция назначения.
Что касается условий имущественной ответственности, то здесь поставщики прописывают штрафные санкции только со стороны покупателя. Со стороны поставщика ответственность прописывается в основном только за поставку некачественной продукции. Также регламентируются сроки поставки товара с момента предоплаты.
Что касается санкций, то тут следует отметить, что они прописываются в том виде, как закреплены законодательными актами.
Часто в договорах содержится дополнительная информация согласно специфике поставляемого товара и возникающей в связи с этим ответственности.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что основными недостатками организации материально-технического снабжения запасными частями для оборудования РУП «Гомельский завод «Гидропривод» являются следующие:
— фактические показатели поставок запчастей превышают плановые, такое планирование поставок может привести к отсутствию запчастей для оборудования в РУП «Гомельский завод «Гидропривод» в момент его поломки;
— система согласования договоров по службам организации для осуществления контроля за договорной работой не компьютеризирована;
— поставщики организации работают с РУП «Гомельский завод «Гидропривод» в основном на условиях предоплаты.
3. Основные направления совершенствования хозяйственных связей с поставщиками товаров
В будущем РУП «Гомельский завод «Гидропривод» имеет определенные возможности для снижения товарных запасов до оптимальных размеров за счет равномерного и частого завоза товаров, оптовой реализации излишне завезенных товаров другим предприятиям, и, следовательно, имеется возможность для ускорения товарооборачиваемости.
Также руководству и специалистам предприятия в будущем необходимо проводить определенные мероприятия по снижению запасов залежалых и неходовых товаров путем уменьшения свободной торговой надбавки на данные товары с целью быстрейшей их реализации.
Совершенствование же хозяйственных связей РУП «Гомельский завод «Гидропривод» с поставщиками представляется возможным в двух направлениях.
Первое направление носит организационный характер. Оно заключается в совершенствовании обмена информацией между предприятием-продавцом и предприятием-покупателем и уменьшении количества посредников с целью упрощения и ускорения процесса принятия решений, в организации отношений доверия и взаимоуважения между партнерами.
Второе же направление совершенствования хозяйственных связей предприятия с поставщиками представляет собой основанное на компьютеризации упрощение документооборота. Эти направления взаимосвязаны, один путь совершенствования практически невозможен без другого.
Однако второе направление совершенствования хозяйственных связей является более сложным и запутанным процессом, поэтому его следует рассмотреть более подробно.
Итак, компьютеризация хозяйственных связей предприятия с поставщиками представляет собой максимально возможное использование ЭВМ, электронной почты и Интернета с целью упрощения и ускорения коммуникаций между предприятиями. За счет боле широкого использования компьютеров и Интернета персоналу предприятий не придется тратить много времени на набор, распечатку текстов документов и их пересылку, а также на ведение отчетности. К тому же, компьютеризация хозяйственных связей имеет и множество других положительных черт.
Таким образом, при более широком использовании предприятиями возможностей компьютеризации и электронных средств коммуникаций предприятие может экономить на:
— времени (сообщения по электронной почте доставляются практически мгновенно, при использовании электронных шаблонов значительно ускоряется и упрощается процесс обработки документов и их редактирования, ведение электронных баз данных позволяет на порядок увеличить скорость поиска нужной информации);
— операционных расходах (использование электронных версий документов позволяет значительно снизить затраты на приобретение бумаги и расходных материалов, использование электронных средств коммуникаций позволяет снизить затраты на оплату почтовых расходов и услуг связи);
— оплате труда персонала (упрощение поиска информации, ведения отчетности и общего документооборота делает возможным уменьшение численности административного персонала предприятия).
То есть, компьютеризация хозяйственных связей с поставщиками позволит предприятию экономить время и деньги, а также более быстро принимать обоснованные решения.
Важным условием этого способа повышения эффективности хозяйственных связей с поставщиками является его взаимность: соответствующие условия работы должны быть организованы как на предприятии-покупателе, так и на предприятии-продавце.
Во второй главе курсовой работы было выявлено, что потребность в запасных частях для оборудования каждый год превышает плановый показатель, что говорит о необходимости изменения метода для расчета потребности. Предлагается использовать статистический метод.
Для этого метода необходимо рассчитать средние темпы роста поставок от организаций по данным за три года. Данные о поставках и темпах роста представлены в таблице 3.1.
Таблица 3.1 — Объемы поставок запчастей для оборудования по поставщикам в РУП «Гомельский завод «Гидропривод» в 2010;2012 гг.
Поставщики | Год | ||||||
объем | Темп роста (%) 2010 г. к (от) 2009 г. | объем | Темп роста (%) 2011 г. к (от) 2010 г. | объем | темп роста (%) 2012 г. к (от) 2011 г. | ||
ООО «СлавСТО», Минск | 129,5 | 123,5 | 136,9 | ||||
ОДО «Белгидромаш», Гомель | 118,5 | 120,2 | 131,1 | ||||
ЧТУП «Агростройинструмент», Гомель | 135,2 | 127,2 | 139,4 | ||||
ЗАО «Белнасоспром», Минск | 149,5 | 123,5 | 131,5 | ||||
ООО «НК-БелГидроАппарат», Гомель | 121,4 | 123,5 | 120,2 | ||||
ООО «Промобеспечение», Минск | 131,5 | 139,1 | 140,9 | ||||
ООО «Станкоиндустрия», Минск | 115,2 | 124,8 | 115,9 | ||||
ЧТУП «АлираСервис», Минск | 127,7 | 123,1 | 119,9 | ||||
Итого: | 125,2 | 125,2 | 132,4 | ||||
Примечание — Источник: составлено автором по данным организации Как видно из таблицы 3.1, наиболее быстрыми темпами растут поставки по таким поставщикам, как ООО «Промобеспечение» (средний темп роста 137,1%), ЧТУП «Агростройинструмент» (средний темп роста 133,9%) и ООО «СлавСТО» (средний темп роста 130,0%).
Наиболее медленными темпами растут темпы поставок от
ООО «Станкоиндустрия» (средний темп роста 118,6%), ЧТУП «ГрандДеталь» (средний темп роста 123,5%) и ЧТУП «АлираСервис» (средний темп роста 121,7%).
Средний темп роста по всем поставщикам за 2010;2012 гг. составил 127,6%.
Далее в таблице 4.2 представим средние темпы роста по каждому поставщику за три года.
Таблица 3.2 — Разница между плановыми показателями по поставкам автозапчастей на 2013 г.
Поставщик | Средний темп роста | Расчетный плановый показатель на 2013 год | Плановый показатель | Отклонение (+/-) | |
ООО «СлавСТО», Минск | 130,0 | — 13 | |||
ОДО «Белгидромаш», Гомель | 123,2 | — 52 | |||
ЧТУП «Агростройинструмент», Гомель | 133,9 | — 35 | |||
ЗАО «Белнасоспром», Минск | 134,8 | — 10 | |||
ООО «НК-БелГидроАппарат», Гомель | 121,7 | — 5 | |||
ООО «Промобеспечение», Минск | 137,1 | — 45 | |||
ООО «Станкоиндустрия», Минск | 118,6 | — 5 | |||
ЧТУП «АлираСервис», Минск | 123,5 | — 3 | |||
Итого: | 127,6 | — 160 | |||
Примечание — Источник: составлено автором по данным организации Как видно из таблицы 3.2, наибольшая разница в плановых показателях наблюдается для ОДО «Белгидромаш», ООО «Промобеспечение» и ЧТУП «Агростройинструмент».
Многие предприятия из тех, с которыми работает организация, предусматривают систему скидок при заключении договора на большие партии продукции.
Положительный момент в заключении договора на весь год заключается также в стабильности организации, возможности получить дополнительные преимущества в виде отсрочки платежа, повышения точности поставок и т. п.
Рассмотрим, какие скидки может попросить сейчас РУП «Гомельский завод «Гидропривод» у поставщиков при условии заключения договора сразу на больший объем продукции:
— ОДО «Белгидромаш» предоставляет скидку 5% при заключении договора на сумму более 500 млн р.;
— ООО «Промобеспечение» предоставляет скидку 3% при заключении договора на сумму более 250 млн р.
Следовательно, дополнительный доход, который может получить организация, составляет:
Доход = 538 * 0,05 + 284 * 0,03 = 26,9 + 8,52 = 35,42 млн р.
Это значительный эффект для организации в сфере поставок запасных частей для оборудования, следовательно, мероприятие является эффективным и требует внедрения в деятельность РУП «Гомельский завод «Гидропривод».
Заключение
Сущность хозяйственных связей торговли с промышленностью заключается в организации перемещения производимых промышленными предприятиями продуктов от предприятий-производителей продуктов до конечных потребителей этих продуктов при посредничестве торговых предприятий.
Этап формирования хозяйственных связей представляет собой принятие участвующими в них предприятиями взаимных обязательств, которые определяют их права и обязанности по поставкам товаров в форме различного рода договоров, контрактов, заключаемых между предприятиями торговли и промышленности.
Содержание хозяйственных связей торговли с промышленностью представляет собой совокупность всех отношений, возникающих между торговыми предприятиями и производителями продукции, по организации товародвижения и сбора и анализа маркетинговой информации.
Республиканское унитарное предприятие Гомельский завод «Гидропривод» основано в 1961 году и является одним из ведущих предприятий Министерства промышленности Республики Беларусь. В 1977 году на базе завода образовано объединение, в которое в настоящее время входят дочерние предприятия «Наровлянский завод «Гидроаппаратура» и Хойникский завод «Гидроаппаратура». В 2004 году РУП «Гомельский завод «Гидропривод» включено в состав ПО «Минский тракторный завод»
Объем произведенной продукции вырос в 2010 году по сравнению с 2010 годом на 81,8% и по сравнению с 2009 годом на 114,7%. Причем рост данного показателя наблюдается не только в действующих, но и в сопоставимых ценах, это говорит о том, что рост произведенной продукции происходит быстрее роста цен, а следовательно, обусловлен ростом объемов деятельности организации.
За весь период анализа организация терпит убытки от внереализационной деятельности, также в 2011 г. она терпит убытки и от операционной деятельности. Однако за весь период исследования организация получает общую прибыль и чистую прибыль за счет высоких показателей прибыли от реализации. Это свидетельствует об эффективности деятельности.
Что касается системы определения потребности, то здесь можно сказать, что в организации проводится планирование и прогноз темпов роста основных показателей деятельности. Основной составления данных планов являются оценка объективной ситуации на рынке деятельности РУП «Гомельский завод «Гидропривод».
Темп роста запасов составил 176,2% в 2009;2010 гг. и 137,8 в 2011;2010 гг. Отрицательным является рост удельного веса запасов на 2,9% за исследуемый период, что говорит в недостаточно эффективном управлении хозяйственными связями с поставщиками.
Расчетная потребность в запчастях продуктах всегда оказывается ниже, чем плановый показатель и значительно ниже реального объема закупок. Это говорит о несовершенстве данного метода определения потребности применительно к данному виду материалов, закупаемых организацией.