Различные контакты, складывающиеся в процессе интеракций, создают определенную структуру группы. В каждой группе можно обнаружить множество структур. Основными являются:
• Структура коммуникации.
Эта структура демонстрирует, какими возможностями непосредственных контактов располагает тот или иной член группы. В повседневной жизни возникает множество таких ситуаций, когда не все и не в каждую минуту члены группы имеют возможность вступать в коммуникацию друг с другом. В зависимости от того, какое место в коммуникативной структуре группы — центральное, периферийное или временное — занимает тот или иной член группы, он может испытывать ту или иную степень удовлетворенности своим положением. Таким образом, коммуникационная структура группы может оказывать существенное воздействие на отдельных членов группы, их мотивированность, степень удовлетворенности, настроение, самооценку, положение в группе, престиж и т. п.
• Структура эмоциональных связей.
Эта структура основана на симпатии и эмоциях, которые испытывают друг к другу члены коллектива. Она оказывает сильное влияние на формирование социальнопсихологического климата в коллективе и на эффективность его деятельности.
В организационном поведении классификация групп рассматривается по таким критериям:
- • по длительности взаимодействия (временные, сформированные на период решения конкретной задачи; долговременные, способные решать множественные задачи для достижения цели организации);
- • по форме взаимоотношений и связи (формальные, обусловленные должностным обязанностями; неформальные, созданные по интересам и симпатии);
- • по численности (малые группы и большие);
- • по степени групповой сплоченности;
- • по степени значимости и принадлежности, и т. д.