Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Совершенствование финансового контроля на современном этапе экономического развития

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Дело не только в том, что в отсутствии координации возможны многократные отвлечения сил контролирующих органов и объектов контроля, а и в том, что имея различные задачи, контролирующие органы на основе одних и тех же исходных данных, с позиции одних и тех же принципов контроля могут сделать разные выводы, которые с разных позиций призваны исключить корни финансовых нарушений. С другой стороны… Читать ещё >

Совершенствование финансового контроля на современном этапе экономического развития (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В развитии контроля в Республике Беларусь наблюдаются новые тенденции.

Сужается сфера государственного финансового контроля. Он все более концентрируется в сфере макроэкономических процессов, включая контроль за стоимостными пропорциями движения валового внутреннего продукта, денежной массой.

Проблемы совершенствования и усиления государственного финансового контроля остаются сегодня не менее актуальными, чем год и даже пять лет тому назад. Нельзя утверждать, что никаких изменений в лучшую сторону не происходит. Однако немало определяющих вопросов остается открытыми. [27, c. 123].

Пути повышения эффективности и действенности контрольно-экономической работы финансовых органов заключаются не только в увеличении числа ревизий и проверок, но и в усилении взаимодействия и координации своей деятельности с другими контролирующими органами, прежде всего с Комитетом государственного контроля.

Дело не только в том, что в отсутствии координации возможны многократные отвлечения сил контролирующих органов и объектов контроля, а и в том, что имея различные задачи, контролирующие органы на основе одних и тех же исходных данных, с позиции одних и тех же принципов контроля могут сделать разные выводы, которые с разных позиций призваны исключить корни финансовых нарушений. С другой стороны, обеспечить тотальный контроль разрозненными силами невозможно. Только скоординированные действия всех контролирующих органов способны добиться этих целей. Но в этом случае возникают проблемы доверия контрольных органов друг к другу.

Особое внимание следует уделять финансовому контролю в социальной сфере — это контроль за целевым и эффективным использованием средств, направленных на финансирование образование, здравоохранения, физкультуры и спорта, культуры и искусства, социальной политики. Это отрасли, которые имеют огромное значение для всего общества в целом.

Так же большое внимание должно уделяться состоянию дел на предприятиях и организациях, допускающих спад производства, снижение уровня рентабельности. Проводимые проверки, анализы и обследования не должны носить описательный характер, что зачастую бывает. На их основе необходимо разрабатывать конкретные предложения по повышению эффективности производства, снижению непроизводительных расходов и потерь. Следовательно, это позволит изыскать дополнительные резервы, ликвидацию задолженности, обеспечение плана доходов бюджета.

Особую проблему вызывает тяжелое финансовое положение проверенных субъектов хозяйствования, где были выявлены факты нарушений бюджетно-финансового законодательства, которое не позволяет обеспечить возмещение в бюджет незаконно и не по целевому назначению использованных средств бюджета и экономических санкций. Документы на уплату этих сумм находятся в картотеках банков годами.

Так же следует отметить, что зачастую, из-за большого объема подлежащего изучению материала и обычной нехватки времени на практике чаще ревизий назначаются проверки конкретных вопросов. Но не следует забывать, что ревизия была и остается наиболее эффективным и достоверным методом финансового контроля, особенно для целей последующего контроля. [6].

Контроль эффективности — это выход контроля за сферу бухгалтерской точности и законности, что требует от контролеров выработки суждений и оценок о целесообразности производимых расходов, действенности тех или иных законодательных актов. И если законы или другие нормативные акты не отвечают требованиям реальной обстановки, то органы контроля должны выступать с инициативой об их отмене, изменении или принятии новых правовых норм.

Весь контрольный процесс в зависимости от сложности выполняемых функций можно разделить на следующие ступени:

  • 1) счетная правильность;
  • 2) соблюдение законов, правил, инструкций;
  • 3) экономическая выгодность, прибыльность;
  • 4) контроль эффективности.

Финансовый контроль, осуществляемый в Республике Беларусь, в настоящее время достиг лишь второй ступени. Основной задачей контрольных органов в современных условиях должно стать определение действенности и результативности совершаемых хозяйственных и финансовых операций субъектами хозяйствования, подвергаемыми проверке. [27, c. 124].

Сегодня среди первоочередных задач для повышения результативности государственного финансового контроля стоит вопрос внедрения в контрольный процесс новых технологий, создание единой информационной системы результатов контрольных мероприятий, которые ускорят решение проблемы оперативного получения информации в ходе осуществления мониторинга за использованием ресурсов бюджетной системы. При этом единая информационная система государственного финансового контроля в перспективе может быть дополнена результатами аудита, осуществляемого негосударственными аудиторскими фирмами и независимыми аудиторами.

Надежная реализация результатов контрольной деятельности может быть достигнута за счет придания гласности не только результатов контрольных мероприятий, но и итогов их реализации посредствам введения соответствующей статистической отчетности. Отчетность должна включать необходимые критерии и показатели, характеризующие различные стороны деятельности органов государственного финансового контроля, а также результаты контрольных мероприятий во взаимосвязи с мероприятиями исполнительных органов власти по устранению финансовых и иных нарушений, допущенных получателями бюджетных средств. [16].

Важно отметить, что развитию финансового контроля препятствует несовершенство его нормативного регулирования. Данная проблема связана с тем, что законодательная база, регламентирующая порядок осуществления финансового контроля в нашей стране, считается устаревшей. Новых документов, определяющих порядок, методы и процедуры осуществления финансового контроля, учитывающих современное развитие экономики страны и приоритеты международного взаимодействия, не разработано. Это обстоятельство во многом затрудняет проведение обоснованного и объективного финансового контроля и способствует снижению эффективности результатов контрольных мероприятий. Обеспечение качественного уровня осуществления финансового контроля возможно только при условии законодательного закрепления процессов организации и проведения контрольных действий, регулирования методов, процедур и приемов контроля и оформления его результатов.

Вопросы нормативного регулирования финансового контроля оказывают серьезное влияние на другую, не менее важную, проблему, связанную с отсутствием единой классификации финансового контроля. Мнения ведущих экономистов относительно классификационных признаков и видов финансового контроля являются неоднозначными. Наибольшую практическую значимость для экономики представляет собой деление финансового контроля на внешний, осуществляемый государственными органами, и внутренний, осуществляемый на уровне конкретного экономического субъекта. Внешний и внутренний контроль, несмотря на имеющиеся между ними различия, взаимосвязаны между собой и являются важнейшей заключительной функцией процесса управления.

Внешний финансовый контроль позволяет оценить объективность информации об исполнении бюджетов, определить достоверность макроэкономических показателей, и установить стабильность социально-экономического развития страны в настоящее время и ближайшие годы. Посредством внешнего контроля органы государственной власти осуществляют проверку деятельности экономических субъектов, выявляя случаи нарушений действующего законодательства и хищения имущества.

Правильная организация внутреннего финансового контроля существенно помогает субъекту хозяйствования эффективнее управлять имущественным комплексом, предотвращать негативные экономические последствия для организации. [15].

Важным направлением совершенствования финансового контроля является повышение роли предварительного контроля. По своей сути предварительный контроль является наиболее эффективной формой контроля, так как носит предупреждающий характер. Предупреждая нерациональное использование ресурсов, предварительный контроль способствует улучшению конечных хозяйственных результатов деятельности субъектов хозяйствования. [7].

Совершенствование финансового контроля невозможно без формирования квалифицированного кадрового потенциала. Контроль должен выполняться специалистами, чья подготовка и опыт соответствуют сфере, масштабу и сложности контрольных задач. Сотрудники должны обладать необходимыми знаниями: мастерством (умением, опытом) и дисциплиной для надлежащего выполнения поставленных задач. При проведении контрольных мероприятий они должны предвосхищать и точно оценивать потенциальные проблемы, уметь грамотно действовать в критических ситуациях и самостоятельно разрешать все связанные с ними вопросы. [8].

Развитие рыночных отношений в стране сопряжено с ростом финансовых рисков, повышением конкуренции между субъектами хозяйствования, поэтому спрос на аудиторские услуги в ближайшие годы значительно возрастает. Это потребует повышения квалификации действующих аудиторов, подготовки новых кадров аудиторской службы, а также совершенствования правовых норм в сфере аудита. [17, c. 145].

Следует отметить, что национальную систему контроля в сфере экономики нельзя строить в отрыве от мировой практики, так как экономические связи Республики Беларусь, как с ближним, так и с дальним зарубежьем становятся все шире и многообразней, все теснее переплетаются. Следовательно, контрольным органам республики необходимо ориентироваться и на новые инструменты контроля, широко применяемые в практике работы контролеров экономически развитых стран, такие как ориентация на конечные результаты.

Надежное функционирование всей системы финансово-хозяйственного контроля является необходимой составляющей в выполнении задач, стоящих перед национальной экономикой в современных условиях. Все сложные искусственные системы, к которым относятся и объекты управления производством, всегда стремятся выйти из-под контроля по тем или иным причинам. Тенденциям к беспорядку противостоит сила управления, сила контроля. Система контроля финансово-хозяйственной деятельности способствует разработке и реализации реальных решений, социально-экономических и других планов, рациональному и интенсивному ведению экономики, достижению поставленных целей. Приведение существующей системы контроля хозяйствования к уровню, отвечающему требованиям рыночной экономики, современным экономическим потребностям, — важнейшая социально-экономическая, хозяйственная и научная задача. Ее решение должно стать составной частью программы совершенствования всей системы финансово-хозяйственного контроля. [27, c. 125].

Таким образом, финансовый контроль направлен на повышение эффективности деятельности экономических субъектов и результативности планов, прогнозов и программ развития экономики страны. Он способствует укреплению законности, правопорядка, государственной, договорной и исполнительной дисциплины. Хорошо организованный контроль формирует у работников всех звеньев управления высокий профессионализм, компетентность, деловитость и оперативность, что является немаловажным фактором успешного решения политических и экономических задач в условиях рыночной экономики. Кроме того, в переходный период к рыночной экономике контроль должен отличаться высокой мобильностью и оперативностью.

Развитие финансового контроля следует направить на совершенствование действующего законодательства, создание благоприятного правового поля для инвесторов, использование современных методов и процедур, способствующих выявлению и предупреждению нарушений.

Для усиления государственного финансового контроля, его дальнейшего становления как полномасштабной системы, охватывающей все, что составляет интересы государства и его граждан в финансовой сфере, нужно реально оценивать современное состояние основных элементов этой системы и искать пути их совершенствования.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой