Методы управления и их мотивационная направленность
Программа предусматривает комплекс мер по переводу всех работников на качественно новый профессиональный уровень, способствующий модернизации и внедрению новых технологий и техники, реформированию системы управления, а также сферы организации производства и охраны труда. Окладно премиальную систему оплаты труда характеризует показатель: «доходы, полученные в качестве оклада» / «доходы, полученные… Читать ещё >
Содержание
- Введение
- 1. Общая характеристика методов управления
- 1. 1. Понятие и классификация методов управления
- 1. 2. Мотивационная направленность методов управления
- 2. Содержание основных методов управления и их реализация в ГК «Орехово»
- 2. 1. Организационно-экономическая характеристика ГК «Орехово»
- 2. 2. Организационно-распорядительные методы управления ГК «Орехово»
- 2. 3. Экономические методы управления деятельностью ГК «Орехово»
- 2. 4. Социально-психологические методы управления ГК «Орехово»
- 3. Направления совершенствования методов управления для мотивации персонала ГК «Орехово»
- Заключение
- Литература
- Приложения
Высокая мотивация персонала — это важнейшее условие успеха организации. Ни одна компания не может преуспеть без настроя работников на работу с высокой отдачей, без высокого уровня приверженности персонала, без заинтересованности членов организации в конечных результатах и без их стремления внести свой вклад в достижение поставленных целей. Именно поэтому так высок интерес руководителей и исследователей, занимающихся управлением, к изучению причин, заставляющих людей работать с полной отдачей сил в интересах организации. И хотя нельзя утверждать, что рабочие результаты и рабочее поведение работников определяется только лишь их мотивацией, все же значение мотивации очень велико.
Мотивация — это способ побуждения себя и других людей к целенаправленному действию для достижения цели. Это определенный внешний фактор, влияющий на человека и его внутреннее состояние, который увеличивает желание человека работать.
Мотивы деятельности основываются на реальных материальных и духовных потребностях. Для повышения мотивации трудовой деятельности в организации используются различные методы управления. Направленность методов управления характеризуется тем, на какие конкретно мотивы они влияют.
В целом методика комплексной мотивации людей включает три основные группы приемов:
приемы мотивации работников: постановка перед работником четких и достижимых целей (например, рабочим, превысившим оговоренную норму выработки, выплачиваются премии); модификация поведения (применение наказаний и наград с целью улучшения поведения человека); переподготовка (прохождение курса обучения перспективным специальностям за счет организации);
приемы мотивирования работы: усовершенствование рабочих мест и расширение сферы деятельности работников (т. е. такое распределение обязанностей в организации, при котором на работников возлагается больше ответственности за ее деятельность в целом); гибкий график работы (т. е. такой режим труда, при котором работники могут самостоятельно планировать время начала и окончания работы); телекоммуникации и домашние офисы (т. е. работа на дому с подключенными к офису телефоном, компьютером и факсом); сокращение рабочего времени и деление функциональной нагрузки как способ минимизировать число увольнений;
приемы мотивирования организационной деятельности: расширение полномочий сотрудников (предоставление работникам больших возможностей для участия в повседневных делах организации); участие в достижении целей (получение регулярных денежных вознаграждений за успешные результаты коллективной работы) и др.
В целом очень важно понять, что возможности использования различных методов управления неразрывно связаны с саморазвитием системы мотивации трудовой деятельности.
Цель курсовой работы заключается в изучении сущности и возможности применения основных методов управления для повышения степени мотивации сотрудников предприятия.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие основные задачи:
раскрыть понятие методов управления;
рассмотреть подходы к классификации методов управления;
раскрыть содержание основных методов управления;
изучить мотивационную направленность методов управления;
провести анализ практики применения методов управления на примере исследуемого объекта;
разработать рекомендации по совершенствованию методов управления исследуемого объекта.
Объектом исследования в данной курсовой работе является предприятие сферы гостеприимства гостиничный комплекс «Орехово».
Предметом исследования выступают методы управления.
При написании курсовой работы были испоьзованы учебные материалы по менеджменту, а также материалы периодической литературы.
Структура курсовой работы включает введение, три основных главы, заключение и
список использованной литературы.
1. Общая характеристика методов управления
1.1 Понятие и классификация методов управления
Метод это сознательно и последовательно применяемый способ достижения намеченной цели.
Методы управления — это совокупность способов и приемов влияния на коллектив работников и отдельных исполнителей с целью достижения установленных целей. С их помощью орган управления влияет на отдельных работников и предприятие в целом .
Методы менеджмента тесно связаны с принципами менеджмента. Принципы — основополагающие начала методов менеджмента. Методы менеджмента выступают в качестве способов реализации принципов. Принципы не выбирают, им следуют. Методы носят более альтернативный характер, возможен их выбор, замена одного другим. Без знания системы методов менеджмента (только на основе принципов) трудно добиться реализации целей и функций менеджмента. Кроме того, знание методов менеджмента позволяет разобраться в громадном количестве конкретных правил, приемов и частных способов управления.
Значение методов управления определяет их направленность на достижение целей в наиболее сжатые сроки при условиях рационального использования всех видов ресурсов.
Характеризуя методы управления, необходимо раскрыть их направленность, содержание и организационную форму.
Направленность методов управления выражает их ориентированность на конкретную систему (объект) управления.
Содержание — это специфика приемов и способов воздействия.
Организационная форма — специфическое воздействие на реально сложившуюся ситуацию. Это может быть прямое (непосредственное) или косвенное (постановка задачи и создание стимулирующих условий) воздействие .
В практике управления, как правило, одновременно применяют различные методы и их сочетания (комбинации), которые органически дополняют друг друга, находятся в состоянии динамического равновесия.
Методы управления классифицируются по многочисленным признакам. Так, выделяют методы прямого и косвенного воздействия. При использовании перых предполагается непосредственный результат воздействия, вторые же направлены на создание определенных условий для достижения конкретных результатов.
Можно выделить методы формального и неформального воздействия. Их соотношение отражает характерные черты стиля управления.
По содержанию методы управления идентифицируются с основными функциями управления: планированием, организацией, мотивацией, регулированием и контролем. В соответствии с этим есть следующие основные группы методов управления: экономические, административные, социально-психологические, правовые, идеологические и технологические.
Наибольшее значение имеет классификация методов управления на основе объективных законов, присущих системе управления, а также потребностей и интересов лица или лиц, на кого направлено воздействие. По этому признаку выделяют методы управления :
экономические;
организационно-распорядительные (административные);
социально-психологические.
В более общем виде все методы управляющего воздействия можно разделить на две группы: основные и комплексные.
К основным относятся такие, в которых четко выделяется содержательный аспект по признаку соответствия методов управления требованиям тех или иных объективных законов (например, социальных, экономических, организационно-технических и др.).
Сложными, или комплексными, методами управления являются комбинации основных методов.
Экономические методы управления представляют собой способы достижения экономических целей управления (средства) на основе реализации требований экономических законов. Иными словами, под экономическими методами в современном значении понимается экономический расчет, основанный на сознательном использовании всей системы экономических законов и категорий рыночной экономики.
Среди многообразия экономических методов управления можно выделить, например, методы экономического стимулирования. Экономическое стимулирование представляет собой метод управления, опирающийся на экономические интересы работников. Его основу составляет формирование доходов предприятий и организаций, а также каждого работника в зависимости от личного вклада. Система экономического стимулировани есть совокупность разрабатываемых и осуществляемых мероприятий, направленных на усиление заинтересованности персонала и каждого работника в получении возможно высокой прибыли. Экономическое стимулирование базируется на следующих основных принципах:
взаимосвязь и согласованность целей экономического стимулирования с целями развития организации;
дифференциация экономического стимулирования, направленная на реализацию необходимых изменений в структуре производства;
сочетание экономического стимулирования с другими методами мотивации;
сочетание экономического стимулирования с экономическими санкциями, предусматривающими материальную ответственность организаций и отдельных работников.
В качестве основных методов управления здесь выступает система заработной платы и премирования, которая должна быть максимально связана с результатами деятельности исполнителя. Оплату труда менеджера целесообразно связать с результатами его деятельности в сфере ответственности или с результатами деятельности всей фирмы.
Организационно-административные методы базируются на власти, дисциплине и ответственности. Организационно-административное воздействие осуществляется в следующих основных видах:
прямое административное указание, которое имеет обязательный характер, адресуется конкретным управляемым объектам или лицам, воздействует на конкретно сложившуюся ситуацию;
установление правил, регулирующих деятельность подчиненных (нормативное регулирование), выработка стандартных процедур административного воздействия;
разработка и внедрение рекомендаций по организации и совершенствованию тех или иных процессов, подвергаемых организационно-административному воздействию;
контроль и надзор за деятельностью организаций и отдельных работников.
Основной формой реализации и применения организационно-административных методов управления является распорядительство и оперативное вмешательство в процесс управления в целях координации усилий его участников для выполнения поставленных перед ними задач.
В целом объективной основой использования организационно-административных методов управления выступают организционные отношения, составляющие часть механизма управления. Поскольку через их посредство реализуется одна из важнейших функций управления — функция организации, задача организационно-административной деятельности состоит в координации действий подчиненных. Нередко, и справедливо, критикуются попытки абсолютизации административного управления, однако следует иметь в виду, что никакие экономические методы не смогут существовать без организационно-административного воздействия, которое обеспечивает четкость, дисциплинированность и порядок работы.
Список литературы
- Абнук В.А. Менеджмент: Учебное пособие. 2-е изд. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2004.
- Агапцов С. А, Мордвинцев А. И., Фомин П. А. Мотивация труда как фактор повышения эффективности производственно-хозяйственной деятельности предприятия. М.: 2002.
- Валуев С.А., Игнатьев А. В. Организационный менеджмент. — М.: Дело, 2006.
- Веснин В.Р. Менеджмент: Учеб. 3-е изд., перер. и доп. М.: ТК Велби, Проспект, 2006.
- Гайворонюк В.А. Система факторов мотивации трудовой активности персонала организации // Государственное управление. Электронный вестник Выпуск № 10. Март 2007 г.
- Дафт Р.Я. Менеджмент — СПб.: Питер, 2000.
- Друкер П.Ф. Эффективное управление. Экономические задачи и оптимальные решения / Пер. с англ. М. Котельниковой. — М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001.
- Кузнецов Ю. В. Подлесных В.И. Основы менеджмента. М.: ОЛБИС, 2006.
- Менеджмент: Учебное пособие / Под ред. В. В. Лукашевича, Н. И. Астаховой. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.
- Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента / Пер. с англ. — М.: Дело, 2005.
- Румянцева З.П., Саломатин Н. А., Акбердин Р. З. Менеджмент организации: учебное пособие. — М.: Инфра-М, 2003.
- Теория системного менеджмента. Учебник / Под общ. ред. П. В. Журавлева и др. — М.: Экзамен, 2002.
- Управление организацией: Энциклопедический словарь / под ред. Райзберга М. Н. М.: Гардарики., 2001.
- Управление современной компанией: Учебник / Под ред. Б. Мильнера и Ф. Миса. — М.: ИНФРА-М, 2001.
- Уткин Э.А. Мотивационный менеджмент. — М.: ТАНДЕМ: ЭКМОС, 2002.
- Ямпольская Д. О. Зонис М.М. Менеджмент. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2007.
- Яркина Т.В. Основы экономики предприятия М.: Дело, 2004.
- Яхонтова Е.С. Управление ценностями как элемент управления человеческими ресурсами компании. // Менеджмент в России и, а рубежом — № 4 — 2003.