Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Особенности и специфика социального познания

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В статье «Основные исследовательские программы социально-гуманитарных наук» Валентина Федотова сначала сближает социальные науки с естественными, соответственно их цель, считает она, — выявление «объективных закономерностей общественного развития». Цели гуманитарных наук другие — исследование субъективных аспектов действительности. Но дальше Федотова показывает, что, если социальные науки хотят… Читать ещё >

Особенности и специфика социального познания (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В статье «Основные исследовательские программы социально-гуманитарных наук» Валентина Федотова сначала сближает социальные науки с естественными, соответственно их цель, считает она, — выявление «объективных закономерностей общественного развития». Цели гуманитарных наук другие — исследование субъективных аспектов действительности[1]. Но дальше Федотова показывает, что, если социальные науки хотят выполнить свое назначение, они должны описывать и субъективные моменты, и объективные социальные закономерности, позволяющие преобразовывать социальную действительность.

«Сейчас, — пишет она, — существует некоторая тенденция отказа от научного доминирования в социальной сфере и тенденция критики науки, критики во многом справедливой. Подчеркивается значение научно-гуманитарного и вненаучного социального знания. Их большая непосредственность, понятность для неспециалистов, связь с обыденно-практическим сознанием вызывает естественное доверие к такому типу знания. Однако социальные науки несут ответственность перед людьми за состояние социальной жизни, ибо их цель заключается не только в объективном познании, но и в нахождении путей социально необходимых преобразований. Требование понятности, доступности для обсуждения заменяется другим — уметь раскрыть социальные механизмы, дать возможность их использовать, осуществить не только регулятивно-консультативную, но и познавательно-преобразующую, даже технологическую функцию. Социальные науки гуманитарно адекватны, если выполняют эти задачи. Например, экономические науки проявят свою гуманитарную адекватность, если не только выразят экономические устремления людей, но и найдут механизмы и способы реализации этих устремлений на основе объективных экономических законов»[2].

В результате всех этих размышлений Федотова приходит к мысли, что «социальный подход» должен строиться на взаимодействии двух других подходов — естественно-научного и гуманитарного. «Речь идет, — пишет она, — о взаимодействии социальных и гуманитарных наук, т. е. об одновременной работе двух программ. Одна анализирует цели и ценности субъекта, другая выявляет закономерности, которые могли бы привести к достижению этих целей. Первая ориентирована на „очеловечивание“, вторая — на „овещнение“. Попытка строить третью, „интегрирующую“, неверна хотя бы потому, что обе программы имеют разнонаправленные векторы, взаимоотрицают друг друга»[3].

С точки зрения моих исследований специфики разных типов наук указанный критерий (взаимодействие естественно-научного и гуманитарного подходов) не может быть положен в основание спецификации социальных наук. Значительно ближе к существу дела тезис Федотовой о том, что социальные науки должны создавать знания для построения социальных технологий. Действительно, социальная действительность такова, что предполагает постоянное свое воссоздание (в работе сознания и деятельности отдельных людей или поколений). Социальные же технологии — это специальные способы воссоздания социальной действительности, и начиная с «Государства» Платона социальные науки ставят свой целью продуцирование знаний для их эффективного осуществления. И не только. Федотова показывает, что у социальных наук есть еще одна важная функция — критического анализа социальной действительности. Задача ученого-обществоведа на сегодняшний день, пишет она, «состоит не только в производстве нового знания, доставляющего новые возможности, но и в разрушении фиктивных ожиданий обыденного сознания от сферы управления. Важнейшими функциями социальных наук является критика действительности и ее проблематизация. Вопрос же о том, „что позитивного д ля развития общества может дать наука“, который всегда представлялся основным, не снимается этими утверждениями, а требует более дифференцированного подхода»[4].

Не должны ли мы в таком случае высказать следующую гипотезу. Специфика социального подхода состоит в двух моментах: какую именно социальную действительность видит и хочет актуализировать ученый социальных наук, а также какими собственно средствами (с помощью каких социальных технологий) он рассчитывает решить свою задачу, иначе говоря, какой тип социального действия он принимает и обеспечивает с помощью своего исследования. Обычно считается, что научное познание — это одно, а практическое использование научных знаний — другое. Что объект изучения не зависит от исследователя. Но в социальных и гуманитарных науках совершенно другие отношения. Здесь исследователь и практик выступают как два лица единого Януса, а исследование явления есть в какой-то степени его конституирование. Причем в ходе социального исследования нередко меняется и сам ученый. Чтобы сделать эти утверждения более понятными, рассмотрим два модельных примера — исследование власти, а также хозяйства и богатства.

  • [1] См.: Федотова В. Г. Указ. соч. — М., 2000. — С. 134—135.
  • [2] Федотова В. Г. Указ. соч. — С. 136.
  • [3] Там же. — С. 139.
  • [4] Федотова В. Г. Указ. соч. — С. 133.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой