Отбор персонала — это выявление претендентов наиболее подходящих для занятия определенных рабочих мест или должностей.
Цель отбора — получить работников наиболее хорошо подходящих под стандарты качества выполняемой работы, обеспечения удовлетворенности работников и полное раскрытие их возможностей.
Факторы, учитываемые в процессе отбора:
- — специфика предприятия (размер, сложность продукции);
- — затраты на отбор;
- — рынок рабочей силы;
- — условия работы, предлагаемые предприятием;
- — имидж фирмы.
Основными критериями отбора являются:
- · Образование
- · Опыт
- · Личные характеристики
- · Медицинские характеристики.
- · Основными типовыми этапами отбора являются:
- · * предварительная отборочная беседа, цель которой первичное знакомство с претендентом.
- · * оформление в установленном порядке анкетных и автобиографических данных;
- · * собеседование,
- · * освидетельствование профессиональной пригодности, включая деловые и личностные качества;
- · *проверка отзывов и рекомендаций, наведение справок;
- · * медицинский осмотр;
- · *принятие решения.
Принципы подбора кадров
Подбор персонала — это определение совокупности источников и методов удовлетворения потребностей в персонале в соответствии с задачами предприятия.
.К основным принципам подбора кадров относят: плановость, использование персонал-маркетинга; активный подбор, альтернативность, конкурентоспособность, сочетание опытных и молодых работников.
Персонал-маркетинг предназначен для изучения и контроля ситуаций на рынке труда.
Принцип активности означает, что прежде всего используются активные пути покрытия в персонале и обеспечивается взаимодействие между руководителями подразделений и службами управления персоналом. К активным путям покрытия относят:
- · вербовку персонала в учебных заведениях;
- · предоставление заявок на вакансии в центре занятости;
- · использование услуг посреднических фирм;
- · использование праздников, презентаций, ярмарок;
- · вербовку через своих сотрудников;
К пассивным путям покрытия потребностей относят упрощенную процедуру приема.
Активный подбор персонала признается ведущей формой, однако необходимо учитывать ситуацию на рынке труда.