1. Управленческая беседа — это не монолог. Руководитель должен организовать обмен мнениями таким образом, чтобы задаваемые вопросы и получаемые на них ответы способствовали совместному решению обсуждаемой проблемы.
2. Информацию по обсуждаемой теме необходимо излагать кратко, но не в ущерб пониманию проблемы и налаживанию успешного взаимодействия.
3. Новую и трудную для понимания информацию необходимо «разбавлять» известными фактами, пояснениями, обобщениями. Полезно использовать коммуникативные приемы, способствующие восприятию слушателем информации. В частности:
• повторять тему беседы при изменении аспектов рассматриваемой проблемы;
• использовать «разбивки» излагаемого материала при перечислении связанных с проблемой фактов;
• использовать дословное или смысловое повторение важных моментов беседы и излагаемого материала;
• в целях стимулирования мышления собеседника формулировать (или ставить вопрос) об условиях, причинах наступившего затруднения, о возможных последствиях и выводах, об ответственности каждого из участников за успешность проходящей беседы;
• подводить промежуточные или общие итоги по результатам совместного обсуждения проблемы.
4. В процессе ведения деловой беседы необходимо учитывать характеристики собеседника, в том числе:
• его профессиональный уровень;
• содержание выполняемых им задач;
• его полномочия и сферу ответственности в соответствии с возложенными на него обязанностями;
• его жизненный и трудовой опыт, интересы, устремления, желания;
• особенности его мышления.
5. Эффективность деловой беседы зависит также от умения руководителя создать откровенную, конструктивно-критическую атмосферу общения.
3. Публичное выступление должно сочетать в себе синтез формы и содержания, т. е. оно должно быть информативным и в то же время ярким, запоминающимся, чтобы мысли и идеи выступающего хорошо воспринимались аудиторией слушателей.