Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Основные черты литературы декаданса

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Омри Ронен выводит декаданс за рамки течения в искусстве и даже самого искусства: «декаданс нашёл художественное воплощение своей тематике в разных стилях: в символизме, в поэтике парнасцев, в позднем романтизме — «викторианском» в Англии, «бидермайере» в Средней Европе, и в позднем реализме — натурализме. Декаданс, таким образом, являлся не стилем и даже не литературным течением, а настроением… Читать ещё >

Основные черты литературы декаданса (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Ведущими темами в произведениях представителей декаданса выступают мотивы смерти и небытия, отрицание моральных ценностей и идеалов, сформировавшихся на протяжении истории. Внутреннюю свободу декадентов критики справедливо связывали с отрицанием традиционной морали и правил и переоценкой ценностей, еще вчера казавшихся нерушимыми. Возможно, поэтому почти все авторы рассматривают фигуру Ницше как ключевую для понимания образующегося декадентского мировосприятия.

Обладая повышенной чувствительностью, представители декадентства связывали это ощущение с высокой культурой. Высокая нервная чувствительность рассматривалась ими как проявление моральной и интеллектуальной утонченности, таким образом, слово «декадент» стало обозначением изысканного, глубокого человека.

Знаменитый французский писатель, критик и романист Поль Бурже дает следующее описание своего соотечественника: «Современный человек, такой, каким мы видим его прогуливающимся туда и обратно по бульварам Парижа, несет в своих слишком хрупких членах, в своей физиономии, слишком экспрессивной для его лица, в своем взгляде, слишком остром для его глаз, слишком очевидные следы обедневшей крови, пониженной мускульной энергии, преувеличенной нервозности». Это свидетельствует о том, что появился новый, несуществующий ранее тип человека. Различные формы этого типа связывались с декадентами, их объединяла единая психическая структура.

К. Бальмонт высказывался по этому поводу так: «Я сказал бы также, что декадент, в истинном смысле этого слова, есть утонченный художник, гибнущий в силу своей утонченности».

Существуют так же предположения, что такой образ человека, его характер и личность являлись желанными и намерено культивировались. Это означает, что люди, не наделенные повышенной чувствительностью от рождения, сознательно имитировали общеизвестные признаки невротического типа. Из данного суждения можно сделать вывод, что культура декаданса формировалась не только вокруг существующих идеологических воззрений, которые существуют в разные периоды в каждом обществе, но в ориентации на определенные особенности ощущения себя в этом мире как личности. Основной акцент падал не на единство идей и убеждений, а на общность миропонимания, сопровождаемое чрезмерной чувствительностью.

Предметом своего внимания публицисты и исследователи, в большинстве своем, избирали не само явление декаданса, а формы его проявления в литературе — декадентство. Но при этом важно отметить, что декадентство понималось и анализировалось обычно не просто как новое течение в искусстве, а прежде всего как «сложное литературно-жизненное явление». Оно и вызывало интерес именно в свете того нового мировосприятия, которое угадывалась за ним.

То, что называют «стилем декаданса», писал Готье, «есть не что иное, как искусство, пришедшее к такой степени крайней зрелости, которую вызывают своим косым солнцем стареющие цивилизации».

Омри Ронен выводит декаданс за рамки течения в искусстве и даже самого искусства: «декаданс нашёл художественное воплощение своей тематике в разных стилях: в символизме, в поэтике парнасцев, в позднем романтизме — „викторианском“ в Англии, „бидермайере“ в Средней Европе, и в позднем реализме — натурализме. Декаданс, таким образом, являлся не стилем и даже не литературным течением, а настроением и темой, которые в равной мере окрашивали и искусство, и научную, философскую, религиозную и общественную мысль своего времени». Несмотря чрезмерные проявления пессимизма этого периода, данное настроение не следует рассматривать лишь в негативном контексте. Делая ставку на неограниченный эксперимент во всех областях, не исключая сферу реальной жизни, он необычайно расширяет поисковую энергию творческой части общества. А его неизменное стремление к экстремальной культурной практике постоянно сдвигает грани освоенного и неадаптированного, дозволенного и недопустимого. Парадоксальная природа данного явления, это общая пессимистическая настроенность, которая сочетается с высоким уровнем новизны и оригинальности.

Обобщая вышесказанное, следует выделить следующие характеристики декаданса:

  • · пессимистические настроения
  • · чрезмерный субъективизм и индивидуализм
  • · гиперболизированная чувствительность
  • · мотивы безысходности и отчаяния
  • · отсутствие политических и гражданских тем, как форма проявления свободы творчества
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой