Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Резюме. 
Этнопсихология

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В данной главе раскрывается, как культурно-обусловленные факторы общения (ценности, нормы, роли, социальные когнитивные и аффективные процессы и т. д.) влияют на вербальную и невербальную коммуникацию, а также — на межгруииовое общение. Модель Триандиса о связи культуры и общения предполагает, что культура влияет на процесс общения не прямо, а опосредованно — через факторы общения, которые… Читать ещё >

Резюме. Этнопсихология (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В данной главе раскрывается, как культурно-обусловленные факторы общения (ценности, нормы, роли, социальные когнитивные и аффективные процессы и т. д.) влияют на вербальную и невербальную коммуникацию, а также — на межгруииовое общение. Модель Триандиса о связи культуры и общения предполагает, что культура влияет на процесс общения не прямо, а опосредованно — через факторы общения, которые и обусловливают процессы коммуникации. Культурные ценностные ориентации представлены в данной главе теоретическим подходом Клакхона и Стродбска. Их теория ценностных ориентаций основана на трех положениях: люди во всех культурах призваны решать одни и те же общие человеческие проблемы; набор доступных решений ограничен, но каждое решение в той или иной культуре может иметь разный ранг внутри данного набора; хотя одно из решений предпочитается членами данной культуры больше других, все потенциальные решения имеются в каждой культуре. Авторы выделяют пять основных общечеловеческих проблем (отношение к человеческой натуре; отношение человека к природе и «сверхприродному»; отношение человека ко времени; направленность человеческой деятельности; отношение человека к другим людям) раскрывают их решения в разных культурах. Ценности также представлены теоретико-методологическим подходом Ш. Шварца на индивидуальном уровне. Шварц утверждает, что главный содержательный аспект, отделяющий ценности друг от друга, — это тин мотивации, в которой они отражаются, поэтому он сгруппировал отдельные ценности в комплексы ценностей (типов мотивации), разделяющих общую цель. Основываясь на ценностях, выделенных предшествующими исследователями, найденных в религиозных и философских трудах в разных культурах, он сгруппировал ценности в 10 различных видов мотивации человека, которые определяют направленность как конкретных действий индивида, так и всей его жизненной активности. Далее представлена обновленная или уточненная теория ценностей, в которой Шварц выделяет уже нс 10, а 19 ведущих ценностей (типов мотивации), которые, по мнению автора, обладают большей объясняющей и предсказательной силой. Нормы, правила, роли — это факторы ситуации межкультурного взаимодействия, оказывающие влияние на эффективность общения. Они в значительной степени обусловлены культурой, к которой принадлежат участники взаимодействия. Данные факторы влияют, в первую очередь, на то, как мы кодируем и декодируем вербальные и невербальные послания, от чего зависит степень понимания собеседниками друг друга, а значит, и успешность самого общения. Исследователи выделяют две основные нормы, оказывающие заметное влияние на поведение членов разных культур в ситуациях межличностного взаимодействия — это нормы правосудия и взаимности.

В отличие от норм, в сильной степени «пропитанных культурой» принципов, которые дети усваивают в процессе социализации, культурные правила общения более индивидуализированы и зависят от ситуации и личностных особенностей включенных в общение людей. Правила поведения тесно связаны с исполнением той или иной роли в конкретной ситуации взаимодействия. Существует четыре типа измерения ролевых отношений, которые подвержены влиянию культуры: степень личностной значимости отношений, степень ожидаемой формальности поведения, степень иерархичности отношений, степень разрешаемого отклонения от «идеальной» роли. Культура в значительной степени влияет на вербальное общение. Выделяют культурно-обусловленные стили вербальной коммуникации: прямой и непрямой стили вербального общения: искусный и сжатый стили, личностный и ситуационный стили, инструментальный и аффективный стили. Культура пронизывает своим влиянием и невербальное общение: организацию среды, пространства общения, тактильное взаимодействие. Рассматривается понятие коммуникативной компетентности и способы ее повышения в межкультурном общении. Влиянию культуры подвержено и межгрупповое (межэтническое) общение. Выделяют четыре группы теорий межгруппового взаимодействия: мотивационные, ситуативные, когнитивистские подходы и деятельностный, рассматриваются теория социальной идентичности А. Тэшфела и теория самокатегоризации Д. Тернера. Вводится понятие межэтнической напряженности и ее психологические показатели. Рассматриваются сходства и различия этнических стереотипов и предубеждений. Анализируются современные теории происхождения предубеждений и психологические парадигмы межкультурного взаимодействия. Раскрывается роль воспринимаемой дискриминации в межэтнических отношениях. Описываются кросс-культурные исследования ингруппового фаворитизма и раскрывается роль межличностных отношений в межкультуриом общении.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой