Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Психология интолерантности. 
Кросс-культурная и этническая психология

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Антропологические исследования примитивных сообществ показали, что еще на заре истории человечества люди проявляли симпатию к собственному племени, не рассматривая враждебность по отношению к другим племенами и убийство их членов как преступление. Этноцентризм проявлялся в обязательстве кровной мести как примитивном понятии о справедливости и законности действий членов своей группы. Отношениям… Читать ещё >

Психология интолерантности. Кросс-культурная и этническая психология (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Распиная других, мы распинаем себя.

Питирим Сорокин

Экстремизм и терроризм, проявляющиеся в насильственных действиях небольшой группы агрессивно настроенных людей против большинства населения, коренятся в специфических социальнопсихологических феноменах. Эти феномены, составляя психологическую основу интолерантных межэтнических, межконфессиональных, межрасовых отношений, опираются на бессознательное деление людей на «своих» и «чужих» — непохожих по внешности, других по поведению, иных по взглядам и ценностям.

Интолерантность — это проявление нетерпимости в отношениях и поведении человека при взаимодействии с другими людьми на основании самых разнообразных признаков.

Интолерантное отношение складывается на основе таких психологических предпосылок, как этноцентризм, предубеждения и предрассудки. К явным проявлениям интолерантного поведения относятся дискриминация, ксенофобия, экстремизм и терроризм.

Этноцентризм

Этноцентризм — это одно из фундаментальных понятий, объясняющих межгрупповые отношения. Он является нормальным следствием усвоения обычаев общества и культуры в повседневной жизни, выступает в качестве защиты своей социальной группы, способствует сохранению идентичности ее членов, но актуализируется в условиях межгруппового конфликта, угрозы целостности ингруппы.

Этноцентризм как форма социального контроля способствует оправданию дискриминационных действий в отношении отверженных и представляющих угрозу аутгрупп. Этноцентризм наиболее ярко проявляется в ситуации внешней угрозы, например такой, как терроризм.

Этноцентризм означает тенденцию судить людей, принадлежащих к другим группам и обществам или ведущих иной образ жизни, в соответствии с собственной культурой, часто рассматривая аутгруппы как нижестоящие.

Термин «этноцентризм» предложил Уильям Самнер (W. Sumner, 1840−1910) в книге «Народные обычаи» в 1906 г. Он утверждал, что группы отличаются друг от друга тем, что каждая группа имеет свои обычаи и вырабатывает свои нормы поведения, и научно обосновал деление окружающих людей на «своих» и «чужих», разработал понятия «мы-группа» и «они-группа». Самнеру принадлежит также идея влияния этноцентризма на взаимоотношения между группами. Взаимоотношения в «мы-групне» строятся на основе согласия. Принадлежность к «мы-группе» определяет этноцентрические воззрения на мир. Взаимоотношения между «мы-группой» и «они-группой» строятся на основе этноцентризма каждой и проявляются как враждебность и недоверие. Формы проявления этноцентризма бывают разными: от идеи исторической миссии и избранности собственного народа до чувства попранного национального достоинства, от патриотизма до шовинизма. Он ввел строгое правило: этноцентризм сопровождается подозрительностью и предубеждениями в отношении других групп и их членов.

Д. Мацумото дает следующее определение: «Этноцентризм — это тенденция оценивать мир с помощью собственных культурных фильтров» [35, с. 75]. Этноцентризм часто используется в негативном смысле как неспособность оценивать других людей с позиций релятивизма и толерантности. Он означает тенденцию судить людей, принадлежащих к другим группам и обществам или ведущих иной образ жизни, в соответствии с собственной культурой, часто рассматривая аутгруппы как нижестоящие.

Этноцентризм проявляется в следующих психологических феноменах:

  • 1. Социализация человека и приобщение его к своей культуре (инкультурация) способствуют формированию этноцентристского взгляда на мир.
  • 2. Экспектации (ожидания) в отношении восприятия других людей, интерпретации их поведения, суждений об этом поведении приводят к тому, что люди считают, что усвоенные ими правила, по которым их воспитали и которые верны для них, должны быть также верными и для других людей, принадлежащих к другому культурному полю.
  • 3. Эмоциональные реакции, свойственные людям, связаны с ожиданиями и суждениями, которые могут выражаться от удовольствия до возмущения, враждебности и фрустрации [35, с. 75−76]. Этноцентризм — это и взгляд на иную культуру сквозь призму своей, и желание отдать жизнь ради кажущихся эфемерными, несопоставимыми с ценностью человеческой жизни таких понятий, как «Родина», «мой народ», религия, «моя земля» и т. д.

Антропологические исследования примитивных сообществ показали, что еще на заре истории человечества люди проявляли симпатию к собственному племени, не рассматривая враждебность по отношению к другим племенами и убийство их членов как преступление. Этноцентризм проявлялся в обязательстве кровной мести как примитивном понятии о справедливости и законности действий членов своей группы. Отношениям, построенным на этноцентризме, была свойственна высокая степень внутригрупповой сплоченности, солидарности, тотальное почтение к групповым ценностям, в отношении других групп наблюдалось презрение к их верованиям и обычаям. Замечено, что чем ближе живут соседние народы, тем выше градус этноцентристской враждебности. Этноцентризм провозглашает абсолютное превосходство той социальной группы, к которой принадлежит человек.

Этноцентризм рассматривается как комплекс предубеждений и предрассудков, как основной социально-психологический источник межгрупповых, межэтнических конфликтов. Этноцентрист — это человек, не способный и не желающий рассматривать другие культуры с точки зрения их собственных понятий. Этноцентризм — это чувство, что моя культура лучше, чем все остальные. Он основывается на двойной морали, при которой ингрупповое насилие неприемлемо, а насилие против аутгрупн желательно и героично.

Европейские ученые Р. Левайн и Д. Кэмбелл (R. Le Vine, D. Campbell) в 1974 г. установили, что человеку с этноцентричным сознанием свойственно:

? считать то, что происходит в своей культуре, естественным и правильным, а то, что происходит в других культурах, — неестественным и неправильным;

о рассматривать обычаи своей группы как универсальные: «Что хорошо для нас, то хорошо и для других»; о воспринимать нормы и ценности своей группы как безусловно верные;

  • ? оказывать при необходимости всестороннюю помощь членам своей группы;
  • ? действовать в интересах своей группы; а гордиться своей группой;
  • ? чувствовать неприязнь по отношению к членам других групп [63, с. 37−44].

Канадский ученый Дж. Берри (J. Berry) отмечает, что этноцентризм — это универсальная черта межгрупповых отношений, основанная на ингрупповом фаворитизме. Все группы проявляют взаимный этноцентризм в виде слепой приверженности групповым ценностям.

Д. Мацумого предлагает классифицировать этноцентризм на два вида: гибкий и негибкий. Гибкий этноцентризм означает, что люди научаются обуздывать его, хотя бы на время, поскольку он поддается влиянию логики и аргументации. Негибкий этноцентризм характеризуется невосприимчивостью к логическим аргументам, неспособностью посмотреть на поведение других людей с их точки зрения, сопротивляться доказательствам. Этноцентризм может быть использован определенными социальными группами для разжигания национализма, шовинизма, агрессивности в отношении других групп. Он способствует возникновению ксенофобии, экстремизма, терроризма.

В этом случае он принимает форму воинственного этноцентризма, который выражается в ненависти, недоверии, страхе и обвинении других групп в собственных неудачах. Воинственный этноцентризм используется в реакционных доктринах, санкционирующих захват и угнетение других народов, отмечает Т. Г. Стефаненко [64, с. 275].

Лучшим индикатором того, какой тип этноцентризма присущ человеку, являются фактические интерпретации последним поведения окружающих. Человек, который интерпретирует поведение представителей другой культуры исключительно с собственной точки зрения, позволяя себе такие оценки, как: «Они ужасны!», «Вот почему люди их ненавидят!», реагирует негибко. Тот же, кто интерпретирует поведение других с позиций гибкого этноцентризма, скорее всего, скажет: «Не нам судить, что хорошо, а что плохо» [35, с. 78].

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой