Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Основные темы святоотеческой литературы

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В центре внимания Отцов церкви стояли богословские вопросы. Собственно, именно в период патристики и закладываются основы христианского богословия. Однако богословие святых Отцов церкви оказывается одновременно и особой формой философствования. Основоположники христианской мысли отчетливо осознавали многообразный смысл, нравственные и мировоззренческие последствия той или иной богословской… Читать ещё >

Основные темы святоотеческой литературы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В центре внимания Отцов церкви стояли богословские вопросы. Собственно, именно в период патристики и закладываются основы христианского богословия. Однако богословие святых Отцов церкви оказывается одновременно и особой формой философствования. Основоположники христианской мысли отчетливо осознавали многообразный смысл, нравственные и мировоззренческие последствия той или иной богословской формулы. Однако они не были заняты тем, чтобы специально расшифровывать богословские формулировки и переводить их на язык мирского философствования. Это обстоятельство объясняется тем, что патристика есть особый тип размышления, — это философствование в вере, «под знаком» веры. Задачей святых Отцов церкви отнюдь не являлась необходимость кого-либо убеждать в истине Откровения. Их цель — разъяснить смысл христианских истин, найти богословски наиболее точную формулировку, прояснить текст Писания. Этим самым они закладывают церковную традицию, без которой немыслимо существование христианской церкви. Эта традиция получила название «Священного Предания». Закладывание основ Священного Предания имело тем большее значение, что даже в период «золотого века» патристики (IV — начало V в.) христианство не является религией абсолютно господствующей. Церковь лишь выходит из своего вынужденного затвора и принимает под свои своды людей разуверившихся, но жаждущих обрести веру. Вся культура остается еще в том виде, в каком она сложилась в предшествующие времена под влиянием античного культурного наследия. Именно в обстановке противоборства и смешения прежних философско-религиозных идей с новыми живут и творят святые Отцы и Учителя церкви.

Святоотеческая литература исходит из ясного сознания отличия христианской мысли как от античной греческой философии (воспринимающейся теперь не иначе, как языческая), так от представлений, связанных с иудейской религией, из лона которой христианство произросло. В отношении к первой утверждается понимание ее как «мудрости внешней», в отличие от «мудрости внутренней», вытекающей из Откровения. Одновременно святые Отцы церкви активно используют категории греческой философии для трактовки интересующих их проблем христианского богословия, в новом свете расширяя и углубляя достижения греческой мысли. Отношение к иудаизму определяется принципиальным отличием в понимании Бога. Это отличие между Богом, лишь дающим закон, и тем, который приносит искупительную жертву, между Богом, диктующим и повелевающим, и Богом, который есть любовь. Следовательно, здесь различия фокусируются на образе Христа. Философско-богословский смысл явления Христа становится одной из центральных тем патристики.

Помимо описания жизни и деяний Христа Евангелие содержит важные указания относительно философско-богословского смысла самой фигуры Христа, в частности речь идет о Христе как о Логосе. Логос (с грен. — слово) — известное понятие античной дохристианской философии, обозначающее закономерность мира. Логос у древних греков олицетворял упорядоченность Космоса в отличие от неупорядоченности хаоса. Именно понятие Логоса употребляется в Евангелии для характеристики Христа: «В начале было Слово (Логос), и Слово было у Бога, и Слово было Бог… все чрез Него начало быть, и без Него ни что не начало быть, что начало быть. В нем была жизнь, и жизнь была свет человеков; и свет во тьме светит, и тьма не объяла его… В мире был, и мир чрез Него начал быть, и мир Его не познал; пришел к своим, и свои Его не приняли; а тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые не от крови, ни от хотения плоти… но от Бога родились. И Слово стало плотию и обитало с нами… ибо закон дан чрез Моисея, благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа. Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Евангелие от Иоанна).

Трактовка Христа в качестве Логоса, а также ряд других идей Библии обнаруживают в Священном Писании многослойную смысловую структуру: помимо буквального понимания существуют смыслы более глубокие, требующие специальной работы по истолкованию. Это нельзя понимать так, что в библейском тексте имеет место нечто, аналогичное аллегорическим приемам, применяемым в искусстве. Библия отнюдь не вымысел, который лишь на что-то намекает. В этой связи святые Отцы церкви разработали экзегетический метод изучения Библии. Данный метод имеет своей задачей вычленение двух основных смыслов Священного Писания — буквального и духовного. Признавая значимость первого, они главный акцент переносят на второй, устанавливая должное соотношение обоих смыслов. Таким образом становится возможным выявление богословского, морального и философского значения Библии. В частности, выявляется и раскрывается понимание божественного в единстве трех божественных ипостасей.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой