Выводы п. 2.3.:
1. Право в случаях, когда оно является дестигнатором правовой эмотивности, не соотносится с законом в качестве субъективного права коррелирующего праву объективному.
2. Социальное законодательство, в формальном смысле, представляет собой не волевую, а рациональную норму, включающую в себя и эмоционально-оценочный элемент. Долженствование нормы рассматривается как продукт разума ввиду абстрагирования от его реализации, сама же мысль о должном не предполагает обязательное наличие волевой активности.
3. Правовая эмотивность отлична от психической природы нормативного законодательства тем, что правовая эмотивность есть индивидуальный эмоциональный психический процесс, хотя и осуществляющийся на уровне социального бытия человека. Напротив, нормативное законодательство как суждение является продуктом преимущественно рациональных процессов и поддается текстуальной вербализации. При этом сам мыслительный процесс, порождающий норму, ввиду своего оценочного характера теснее связан с эмоциональной сферой, чем чисто теоретические суждения. Оценка в целом является продуктом эмоциональных процессов. Поэтому, более точным будет тезис, что нормативные суждения являются структурой сочетающей эмоциональное предпочтение и адекватный ему мыслительный процесс.
4. Правовая эмотивность носит вненормативный характер, в то время, как закон есть норма. Ненормативность правовой психики объясняется тем, что ее процессы носят нетелеологический характер, в отличие от нормативных суждений.
5. Правовая эмотивность принадлежит к ряду сущего, а закон к ряду должного. Если к правовой эмотивности приложима категория необходимости, то к закону категория долженствования.
6. Правовая эмотивность и закон не направлены к истине, но правовая эмотивность в виду того, что принадлежит не к целенаправленному сущему, а потому в принципе не порождает истины. Закон, несмотря на свою целенаправленность, имеет целью не сущее, а должное, которое ни истинно, ни ложно.
7. Если правовая эмотивность есть сугубо субъективный спонтанный процесс, не претендующий на выход за кратковременные рамки, то закон обладает многократной применимостью и всеобщностью носящей внепространственный и вневременный характер, и претендующий на всеобщее признание.
8. Правовая эмотивность всецело лежит вне сферы нравственности, в то время, как закон всецело в нравственной сфере, в сфере должного социального порядка, по критерию интенциональной направленности.
9. Ни право нельзя сводить к закону, ни закон к праву. Ошибочно как их отождествление, так и объединение одним понятием. Ошибочно и их аксиологическое противопоставление и оценка закона как пройденного этапа развития общества. Наиболее плодотворно их полное различение и помещение в различные роды и категориальные ряды.
10. Правовая эмотивность есть разновидность эмоциональной реальности, право при этом в ряде случаев есть ее дестигнатор. Закон как нормативное суждение, несмотря на эмоционально-оценочную составляющую, в целом принадлежит рациогенной сфере долженствования. Эти феномены не синтезоспособны и не конкурентны друг другу, так как лежат в разных индифферентных рядах.
Исходя из сказанного, можно сделать следующие выводы по 2 главе:
Создание концепта правовой эмотивности потребовало разработки адекватной онтологии общей эмотивности, как аналитически выделенной чистой аффективности, преодолевающей функциональное понимание эмоций и психики человека. Эмоции, рассматриваемые вне концепций сознания и бессознательного, были осмыслены нами в качестве чисто субъективных внекогнитивных феноменов переживания, как дофункциональной основы психики. Для эмоциональных процессов характерен переход от психической переработки органических потребностей к метапотребностному уровню.
В отличие от доминирующих точек зрения, гипотеза, выдвинутая в главе, уточняет, что подлинно социальное бытие эмоции приобретают не на уровне эмоциональных паттернов, а на уровне социально-аффективной трансформации эмоциоподобных явлений, занимающих промежуточное положение между собственно эмоциями и драйвами, когда биологическое становится малоэффективным.
При построении концепта правовой эмотивности, предмет исследования был определен как специфический социально-аффективный феномен. Движение от феномена к концепту позволило осмыслить правовую эмотивность в качестве феномена переживания, вызванного потребностью в социальной безопасности личности (биотического и социального «Я»), как социально трансформированный базовый эмоциоподобный драйв безопасности. Понятия же права на жизнь, собственность, права на имя и т. д. являются дестигнаторами правовой эмотивности на вербальном уровне. Предложенная краткая характеристика концепта правовой эмотивности строится иначе, чем определения научных понятий. Раскрытые в работе свойства правовой эмотивности (аффективность, процессуальность, кратковременность, спонтанность, антогонистичность, ненормативность, внеморальность и др.), непосредственно не включены в характеристику концепта.
Правовая эмотивность не есть просто эмоциональное сопровождение нарушающего посягательства, а одновременно несет активно-позитивное правовое содержание. Объясняется это тем, что согласно обще-эмотивной закономерности превращения эмоций в метапотребность, потребность в насыщении психики правовой эмотивностью становится обнаружением не только потребности в социальной безопасности, но и приобретает самостоятельное потребностное значение.
Работа созданного концепта демонстрирует принципиальное различие правовой эмотивности как разновидности эмоциональной реальности и нормативного законодательства. Правовая эмотивность не есть основа для эмоционально окрашенных представлений нормального и ненормального поведения, а чисто аффективное следствие достигшей уровня переживания потребности в сохранении достигнутого к этому времени запаса содержания биотического и социального «Я». Поэтому, правовая эмотивность в своем довербальном чисто эмоциональном виде ненормативна, как и иные.
150 эмоциональные процессы. Закон же, как нормативное суждение, несмотря на эмоционально-оценочную составляющую, в целом принадлежит рациональной сфере. Правовая эмотивность и закон различаются также по критериям методологической природы, теоретическим атрибутам (отношению к категории истины), социальной объективности и моральности. Было показано, что эти феномены не синтезоспособны и не конкурентны друг другу, так как лежат в разных индифферентных рядах.
Заключение
.
Создание в настоящем исследовании социально-философского концепта правовой эмотивности позволяет заключить, что он имеет важное значение не только для постановки и решения ряда философско-правовых проблем правовой психики, прав человека и правоотношений, но и для проблем общего правопонимания и, особенно, генезиса права.
Построение социально-философского концепта правовой эмотивности предполагало постановку ряда задач, которые в ходе исследовательской деятельности были успешно решены.
Во-первых, критически проанализирована история правовых учений, в которых так или иначе были отражены феномены правовой эмотивности. Проведен подробный критический анализ правовой доктрины Л. И. Петражицкого, как наиболее фундаментальной, на сегодняшний день, субъективно-эмотивистской теории права, и сформулированы направления дальнейшего исследования правовой эмотивности.
Критический анализ современных и прежних правовых учений, в которых исследуются феномены называемые чувством права, чувством справедливости, правовыми эмоциями, эмоциональной сферой правосознания и т. п., позволяет утверждать, что в большинстве работ представителей концепций правосознания, социологической юриспруденции и др. продемонстрирован значительный удельный вес иррационального в правовом, особенно судебном, процессе, но речь идет об эмоциональной сфере сознания как отношения к праву или институциализации базовых человеческих эмоций.
Для построения же философского концепта правовой эмотивности нами были выявлены работы направленные на познание отдельных аспектов феномена специфической правовой эмотивности. Это эмотвистские работы англо-шотландской этико-правовой школы конца XVII — XVIII вв., А. Шопенгауэра, Л. И. Петражицкого и отдельных представителей интуитивизма, философской антропологии и социобиологии. Впервые было показано, что данные авторы, в том числе и Л. И. Петражицкий, как автор наиболее фундаментальной, на сегодняшний день, субъективно-эмотивистской теории права, не открыли не только сущность субъективной правовой эмотивности, но и функции данного феномена, так как остановились на характеристике правовых эмоций в качестве эмоционально-интеллектуальных структур с упором на интеллектуальные представления, редуцируя при этом нормативное законодательство к правовым эмоциям. Таким образом, игнорирование как иррациональных основ и глубин права, так и способностей к рациональному нормотворчеству не способно объяснить порой заданное, а порой спонтанное поведение человека. Поэтому, по-нашему мнению, не только философское осмысление правовой эмотивности, но и научное познание названного феномена находится еще на стадии становления.
Во-вторых, рассмотрены основы доктрины отрицающей бытие эмоционального в праве, и сделна попытка переосмыслить данную теорию с позиций ее собственных выводов, дабы понять, каким образом здесь происходит редукция эмоционального к рациональному.
Рассмотрение основ доктрины И. Канта отрицающей бытие эмоционального в праве показало, что антиэмотивистское правопонимание разработанное И. Кантом, отрицающее бытие правовой эмотивности в пользу единой системы рационально-морального законодательства, не смогло обойтись без привлечения эмоционального элемента в области мотивации, и основано на редукции эмоционального опыта к понятию априорного.
В-третьих, установлено содержание понятия «эмотивность», выявлено его субъективно-онтологическое обоснование и выведен принцип генезиса социального бытия эмотивности на основе базовых эмоций человека.
Создание концепта правовой эмотивности потребовало разработки адекватной онтологии общей эмотивности, как аналитически выделенной чистой аффективности, преодолевающей функциональное понимание эмоций и психики человека. Эмоции, рассматриваемые вне концепций сознания и бессознательного, были осмыслены нами в качестве чисто субъективных внекогнитивных феноменов переживания, как дофункциональной основы психики. Для эмоциональных процессов характерен переход от психической переработки органических потребностей к метапотребностному уровню.
В отличие от доминирующих точек зрения установлено, что подлинно социальное бытие эмоции приобретают не на уровне эмоциональных паттернов, а на уровне социально-аффективной трансформации эмоциоподобных явлений, занимающих промежуточное положение между собственно эмоциями и драйвами, когда биологическое становится малоэффективным.
В-четвертых, создан социально-философский концепт правовой эмотивности как социально-трансформированного феномена в условиях недостаточности биопсихического обеспечения жизнедеятельности человека, проясняющий некритически используемое понятие чувства права.
При построении концепта правовой эмотивности, предмет исследования был определен как специфический социально-аффективный феномен. Движение от феномена к концепту позволило осмыслить правовую эмотивность в качестве феномена переживания, вызванного потребностью в социальной безопасности личности (биотического и социального «Я»), как социально трансформированный базовый эмоциоподобный драйв безопасности. Понятия же права на жизнь, собственность, права на имя и т. д. являются дестигнаторами правовой эмотивности на вербальном уровне. Предложенная краткая характеристика концепта правовой эмотивности построена иначе, чем определения научных понятий. Раскрытые в работе свойства правовой эмотивности (аффективность, процессуальность, кратковременность, спонтанность, антогонистичность, ненормативность, внеморальность и др.), непосредственно не включены в характеристику концепта. Важнее было сформулировать исторический смысл обнаруженного феномена.
Было выяснено, что правовая эмотивность не есть просто эмоциональное сопровождение нарушающего посягательства, а одновременно несет активно-позитивное правовое содержание. Объясняется это тем, что согласно обще-эмотивной закономерности превращения эмоций в метапотребность, потребность в насыщении психики правовой эмотивностью становится обнаружением не только потребности в социальной безопасности, но и приобретает самостоятельное потребностное значение.
В-пятых, для завершенности построения социально-философского концепта правовой эмотивности и демонстрации его работы было указано на различие правовой эмотивности и социально-психических основ законотворчества, тем самым доказана принципиальная нередуцируемость правовой эмотивности к понятию системы нормативного законодательства, их методологическая индифферентность.
Работа созданного концепта демонстририровала принципиальное различие правовой эмотивности как разновидности эмоциональной реальности и нормативного законодательства. Правовая эмотивность не есть основа для эмоционально окрашенных представлений нормального и ненормального поведения, а чисто аффективное следствие достигшей уровня переживания потребности в сохранении запаса содержания биотического и социального «Я». Поэтому, правовая эмотивность в своем довербальном чисто эмоциональном виде ненормативна, как и иные эмоциональные процессы. Закон же, как нормативное суждение, несмотря на эмоционально-оценочную составляющую, в целом принадлежит рациональной сфере. Правовая эмотивность и закон различаются также по критериям методологической природы, теоретическим атрибутам (отношению к категории истины), социальной объективности и моральности. Мы выяснили, что эти феномены не синтезоспособны и не конкурентны друг другу, так как лежат в разных индифферентных рядах.
В результате решения поставленных задач была достигнута цель исследования — создан социально-философский концепт правовой эмотивности как чисто аффективной разновидности социально-эмоциональных процессов, позволяющий перейти от частно-научной феноменальности и функциональности к концептуальному уровеню знания.
Перспективы исследования: Проведенное исследование требует решения ряда философских задач, которые в силу объема диссертации, были отражены в.
155 работе схематично, либо вообще выведены за скобки. Так, в частности, необходимо приложение теорий соотношения биологического и социального к концепции правовой эмотивности. Требует специального рассмотрения проблема филогенеза правовой эмотивности, что особенно затруднительно ввиду сложности реконструкции процесса эволюции эмотивности, проблема, требующая нахождения адекватной методологии и критериев отбора большого объема исторических источников. Перспективным, на наш взгляд, является путь исследования, помимо правовой эмотивности здорового человека, также патологических вариантов эмоционально-правовых процессов. Дальнейшего исследования требуют словесно-речевые феномены, возникающие на базе правовой эмотивности. Наконец, концепт правовой эмотивности может быть использован для исследования, не опирающегося на тексты нормативного законодательства, механизма принятия решений судом присяжных и третейским судом, что имеет очень важное практическое значение.
1. Абрамян JI.A. Несколько замечаний о структуре кантовского понятия свободы // Кантовский сборник. Калининград, 1990. — Вып. 15. — С. 39−52.
2. Августин А. Исповедь // Августин Аврелий. Исповедь: Абеляр П. История моих бедствий. M., 1992. — С. 7−222.
3. Августин Блаженный. О граде Божием. Мн. — М., 2000. — 1296 с.
4. Алексеев H.H. Основы философии права. СПб., 1999. — 256 с.
5. Алексеев H.H. Теория государства // Алексеев H.H. Русский народ и государство. М., 1998. — С. 386−624.
6. Алексеев С. С. Самое святое, что есть у Бога на земле. Иммануил Кант и проблемы права в современную эпоху. М., 1998. — 416 с.
7. Алексеев С. С. Право: азбука теория — философия: опыт комплексного исследования. — М., 1999. — 712 с.
8. Аннерс Э. История европейского права. М., 1996. — 395 с.
9. Анохин П. Эмоции // Большая медицинская энциклопедия. 2-е изд. — М., 1964.-Т. 35.-С. 339−357.
10. Ю.Аристотель. Политика // Аристотель. Политика. Афинская полития. М., 1997.-С. 33−268.
11. Асмус В. Ф. Иммануил Кант. M., 1973. — 536 с.
12. Баскин Ю. Я. Кант. М., 1984. — 88 с.
13. И. Бачинин В. А., Сальников В. П. Философия права. Краткий словарь. СПб., 2000. — 400 с.
14. Бергсон А. Два источника морали и религии. М., 1994. — 384 с.
15. Беседы В. Д. Дуванина с М. М. Бахтиным. М., 1996. — 256 с.
16. Библия. Книги священного писания Ветхого и Нового завета. Канонические. -Chicago, 1990.-300 с.
17. Боботов C.B. Буржуазная социология права. М., 1978. — 224 с.
18. Боботов C.B., Жигачев И. Ю.
Введение
в правовую систему США. М., 1997. — 333 с.
19. Бодрийяр Ж. Соблазн. М., 2000. — 319 с.
20. Бреслав Г. М. Система эмоциональной регуляции деятельности в процессе целеобразования // Психологические механизмы целеобразования. М., 1977. -С. 95−109.
21. Булатов М. А. «Практический разум», философия истории и теория целесообразности // Критические очерки по философии Канта. Киев, 1975. -С. 62−108.
22. Булгаков С. Н. Труды по социологии и теологии: В 2 т. Т. 1: От марксизма к идеализму. М., 1997. — 336 с.
23. Булгаков С. Н. Христианская социология // Булгаков С. Н. Труды по социологии и теологии: В 2 т. Т.2: Статьи и работы разных лет. 1902;1942. -М., 1997. С. 528−565.
24. Бутнев В. В. Понятие субъективного права // Философские проблемы субъективного права: Тез. докл. VI обл. научно-практич. конф. молодых ученых и специалистов. 4−6 февр. 1990 г. Ярославль, 1990. — С. 9−11.
25. Валицкий А. Нравственность и право в теориях русских либералов конца XIX начала XX века // Вопросы философии. — 1991. — № 8. — С. 25−40.
26. Васильев В. Л. Юридическая психология. СПб., 1998. — 656 с.
27. Василюк Ф. Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). М., 1984. — 200 с.
28. Веккер Л. М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. -М., 1998. 685 с.
29. Вилюнас В. К. Психология эмоциональных явлений. М., 1976. — 143 с.
30. Вилюнас В. К. Психологические механизмы мотивации человека. М., 1990. -288 с.
31. Виндельбанд В. От Канта до Ницше: История новой философии в ее связи с общей культурой и отдельными науками. М., 1998. — 496 с.
32. Вригт Г. Х. фон. Нормы, истина и логика // Вригт Г. Х. фон. Логико-философские исследования: Избранные труды. М., 1986. — С. 290−410.
33. Вригт Г. Х. фон. Объяснение и понимание // Вригт Г. Х. фон. Логико-философские исследования: Избранные труды. М., 1986. — С. 35−241.
34. Вригт Г. Х. фон. О логике норм и действий // Вригт Г. Х. фон. Логико-философские исследования: Избранные труды. М., 1986. — С. 245−289.
35. Вундт В. Психология душевных волнений // Психология эмоций. Тексты. 2-е изд. — М., 1993. — С. 48−65.
36. Выготский Л. С. Педагогическая психология. М., 1999. — 536 с.
37. Вышеславцев Б. П. Этика преображенного Эроса. Проблемы Закона и Благодати // Вышеславцев Б. П. Этика преображенного Эроса. М., 1994. — С. 13−152.
38. Гак Г. М. Учение об общественном сознании в свете теории познания. М., 1960.-200 с.
39. Ганина H.A., Корнева Т. В. Экспериментально-психологическое исследование восприятия речевой и мимической экспрессии // Социально-психологические исследования в психоневрологии. Л., 1980. — С. 64−67.
40. Гегель Г. В. Ф. Философия права. М., 1990. — 524 с.
41. Гелен А. О систематике антропологии // Проблема человека в западной философии: Переводы. М., 1988. — С. 152−201.
42. Гельвеций К. А. Об уме // Сочинения: В 2 т. М., 1974. — Т.1. — С. 143−603.
43. Гельвеций К. А. О человеке // Сочинения: В 2 т. М., 1974. — Т.2. — С. 5−567.
44. Гельгорн Э., Луфборроу Дж. Эмоции и эмоциональные расстройства. Нейрофизиологическое исследование. М., 1966. — 672 с.
45. Гессен С. И. Правовое государство и социализм // Избранные сочинения. -M., 1999. С. 145−542.
46. Гоббс Т. Основ философии. Часть третья. О гражданине // Сочинения: В 2 т. -М., 1989.-Т.1.-С. 271−506.
47. Графский В. Г. Право и мораль в истории: проблемы ценностного подхода // Государство и право. 1998. — № 8. — С. 114−119.
48. Григорьян Б. Т. Философская антропология: Критический очерк. М., 1982. -188 с.
49. Гринберг Jl.Г., Новиков А. И. Критика современных буржуазных концепций справедливости. Л., 1977. — 171 с.
50. Громова Е. А. Эмоциональная память и ее механизмы. М., 1980. — 180 с.
51. Грот Н. Психология чувствований в ее истории и главных основах. СПб., 1879−1880.-569 с.
52. Гроций Г. О праве войны и мира. М., 1994. — 868 с.
53. Грязин И. Н. Методологические основы теории толкования правовых текстов. Критический анализ современных англо-американских буржуазных концепций: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. М., 1979. — 16 с.
54. Гулыга A.B. Кант. 3-е изд. — М., 1994. — 304 с.
55. Гулыга A.B. Немецкая классическая философия. М., 1986. — 334 с.
56. Дарвин Ч. Выражение эмоций у человека и животных // Сочинения. М., 1953.-Т. 5.-С. 681−920.
57. Делёз Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? СПб., 1998. — 288 с.
58. Денежкин А. «Фактичность и значимость» Ю. Хабермаса: новые исследования по теории права и демократического правового государства // Хабермас Ю. Демократия. Разум. Нравственность. Московские лекции и интервью. М., 1995. — С. 181−207.
59. Джероза Л. Каноническое право в католической Церкви. М., 1999. — 379 с.
60. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1979. — 620 с.
61. Джемс В. Научные основы психологии. СПб., 1902. — 370 с.
62. Додонов Б. И. Эмоция как ценность. М., 1978. — 272 с.
63. Думанов Х. М., Першиц А. И. Мононорматика и начальное право. Статья вторая // Государство и право. 2001. — № 9. — С. 85−91.
64. Дюринг Е. Социальное спасение в действительном праве. — СПб., 1909. -356 с.
65. Еллинек Г. Социально-этическое значение права, неправды и наказания. -М., 1910. 148 с.
66. Ершов Ю. Г. Философия права (материалы лекций). Екатеринбург, 1995. -56 с.
67. Желтова В. П. Философия и буржуазное правосознание: Историко-философский очерк. М., 1977. — 104 с.
68. Жуков В. Н. Петражицкий // Русская философия: Словарь. М., 1999. — С. 370−372.
69. Закомлистов А. Ф. Философско-правовая доктрина судебной этики. Пермь, 2000. — 267 с.
70. Зандкюлер Х. Й. Демократия, всеобщность права и реальный плюрализм // Вопросы философии. 1999. — № 2. — С. 35−50.
71. Запорожец A.B., Неверович Я. З. К вопросу о генезисе, функции и структуре эмоциональных процессов у ребенка // Вопросы психологии. 1974. — № 6. -С.59−73.
72. Зеньковский В. В. История русской философии: В 2-х т. Ростов-на / Д., 1999.-Т.2.-544 с.
73. Зиммель Г. Кант. Шестнадцать лекций, прочитанных в Берлинском университете // Зиммель Г. Избранное. Т.1: Философия культуры. М., 1996. -С. 7−157.
74. Зорькин В. Д. Позитивистская теория права в России. М., 1978. — 270 с.
75. Иванов A.B. Сознание и мышление. М., 1994. — 130 с.
76. Иеринг Р. фон. Борьба за право. СПб., 1912.-71 с.
77. Изард К. Э. Психология эмоций. СПб., 1999. — 464 с.
78. Иларион. Слово о Законе и Благодати // Слово Древней Руси. М., 2000. — С. 15−49.
79. Ильин Е. П. Эмоции и чувства. СПб., 2001. — 752 с.
80. Ильин И. А. О сущности правосознания // Собрание сочинений: В 10 т. М., 1994.-Т.4.-С. 149−414.
81. Ильин И. А. Понятия права и силы (Опыт методологического анализа) // Собрание сочинений: В 10 т. М, 1994. — Т.4. — С. 5−44.
82. История политических и правовых учений XVII XVIII вв. / Отв. ред. B.C. Нерсесянц. — М., 1989. — 448 с.
83. История политических и правовых учений. XX в. / Отв. ред. B.C. Нерсесянц. -М., 1995.-347 с.
84. Казимирчук В. П., Боботов C.B. Основные тенденции в развитии современной буржуазной социологии права // Право и борьба идей в современном мире: критика современных буржуазных концепций права. М., 1980. — С. 12−19.
85. Казмер М. Э. Социологическое направление в русской дореволюционной правовой мысли. Рига, 1983. — 130 с.
86. Кальвин Ж. Наставление в христианской вере. Т. 3. Кн. IV. М., 1999. 639 с.
87. Кант И. Критика практического разума // Сочинения: В 8 т. М., 1994. — Т.4. С. 373−565.
88. Кант И. К вечному миру. Философский проект // Сочинения: В 8 т. М., 1994.-Т.7.-С. 5−56.
89. Кант И. Метафизика нравов // Сочинения: В 8 т. М., 1994. — Т.6.-С. 223−543.
90. Кант И. Основоположения метафизики нравов // Сочинения: В 8 т. М., 1994.-Т.4.-С. 153−246.
91. Кант И. О мнимом праве лгать из человеколюбия // Сочинения: В 8 т. М., 1994.-Т.8.-С. 256−262.
92. Кант И. О поговорке «Может быть, это и верно в теории, но не годится для практики» // Сочинения: В 8 т. М., 1994. — Т.8. — С. 158−204.
93. Кант И. Спор факультетов // Сочинения: В 8 т. М., 1994. — Т.7. — С. 57−136.
94. Карбонье Ж. Юридическая социология. М., 1986. — 352 с.
95. Кареев Н. И. Основы русской социологии. СПб., 1996. — 368 с.
96. Кассирер Э. Жизнь и учение Канта. СПб., 1997. — 447 с.
97. Катков В. Д. Jurisprudentiae novum Organon. (Реформированная общим языковедением логика и юриспруденция). Т. 1: Цивилистика. Одесса, 1913. 658 с.
98. Келли П. Судебные решения в гражданских делах США // Американское правительство: единство в многообразии. М., 1997. — С. 284−299.
99. Керимов Д. А. Методология права (предмет, функции, проблемы философии права). М., 2000. — 560 с.
100. Киреевский И. В. О характере просвещения Европы и о его отношении к просвещению России // Киреевский И. В. Критика и эстетика. М., 1979. — С. 248−293.
101. Киссель М. А. Автономия нравственного сознания истина и заблуждение // Этика Канта и современность. — Рига, 1989. — С. 43−68.
102. Кистяковский Б. А. Социальные науки и право. Очерки по методологии социальных наук и общей теории права // Кистяковский Б. А. Философия и социология права. СПб., 1999. — С. 5−414.
103. Клапаред Э. Чувства и эмоции // Психология эмоций. Тексты. 2-е изд. — М., 1993.-С. 97−106.
104. Классен К. Основания для антропологии чувств // Международный журнал социальных наук. 1998. — №> 20. — С. 121−134.
105. Кленнер Г. От права природы к природе права. М., 1988. — 320 с.
106. Кнапп В., Герлох А. Логика в правовом сознании. М., 1987. — 312 с.
107. Ковалевский М. М. Сочинения: В 2 т. Т.1: Социология. СПб., 1997. — 287 с.
108. Коркунов Н. М. История философии права. Пособие к лекциям. 3-е изд. -СПб., 1903.-483 с.
109. Костандов Э. А. Восприятие и эмоции. М., 1977. — 248 с.
110. Кохановский В. П. Историзм как принцип диалектической логики. Ростов-на/Д., 1978. 160 с.
111. Кощей Л. А. Критика сознания как условие его преобразования // Пробуждающееся сознание: Сб. научных статей. Барнаул, 1995. — С. 77−83.
112. Красовицкая Н. Социологическая школа права в России: Л. И. Петражицкий (1867−1931) // Рубеж. Альманах социальных исследований. Сыктывкар, б. г. -№ 10−11. -С. 23−29.
113. Кропоткин П. А. Современная наука и анархия // Кропоткин П. А. Хлеб и воля. Современная наука и анархия. М., 1990. — С. 237−574.
114. Крюгер Ф. Сущность эмоционального переживания // Психология эмоций. Тексты. 2-е изд. — М., 1993. — С. 113−124.
115. Кудрявцев В. Н., Казимирчук В. П. Современная социология права: Учебник для вузов. М., 1995. — 297 с.
116. Кузнецов В. Н. Немецкая классическая философия второй половины XVIII начала XIX века: Учебное пособие для ун-тов. — М., 1989. — 480 с.
117. Кузнецов Э. В. Философия права в России. М., 1989. — 208 с.
118. Кучуради И. ПА1ДЕ1А как субъективное условие разумного осуществления прав человека // Вопросы философии. 1999. — № 8. — С. 29−35.
119. Лазурский А. Ф. Очерк науки о характерах. М., 1995. — 271 с.
120. Лазурский А. Ф. Классификация личностей // Избранные труды по психологии. М., 1997. — С. 5−266.
121. Лао-цзы. Трактат о Пути и Потенции (Дао-Дэ цзин) // Антология даосской философии. М., 1994. — С. 23−65.
122. Леви Э. Х.
Введение
в правовое мышление. М., 1995. — 115 с.
123. Лейбниц Г. В. Монадология// Сочинения: В 4 т. М., 1982.-Т. 1.-С. 413−429.
124. Лейбниц Г. В. Новая система природы и общения между субстанциями, а также о связи, существующей между душою и телом // Сочинения: В 4 т. -М., 1982.-Т. 1.-С. 271−281.
125. Леонтьев А. Эмоции // Философская энциклопедия. М., 1970. — Т. 5. — С. 553−556.
126. Леонтьев А. Н. Лекции по общей психологии. М., 2000. — 511 с.
127. Леонтьев К. Н. Византизм и славянство // Леонтьев К. Н. Записки отшельника. М., 1992. — С. 117−132.
128. Линдслей Д. Б. Эмоции // Экспериментальная психология. М., 1960. — С. 629−684.
129. Липер Р. У. Мотивационная теория эмоций // Психология эмоций. Тексты. -2-е изд. М, 1993. — С. 145−159.
130. Лобовиков В. О. Проблема соотношения чувственного и рационального в моральных оценках и нормах (критика эмотивизма) // Чувственное и рациональное: Межвуз. сб. научных трудов. Свердловск, 1982. — С. 78−84.
131. Лобовиков В. О. Математическое правоведение. Часть 1: Естественное право. Екатеринбург, 1998. — 240 с.
132. Локк Дж. Два трактата о правлении // Сочинения: В 3 т. М., 1988. — Т.З. -С. 135−405.
133. Локк Дж. Опыты о законе природы // Сочинения: В 3 т. М., 1988. — Т.З. — С. 3−53.
134. Лукашева Е. А. Социалистическое правосознание и законность. М., 1973. -344 с.
135. Луковская Д. И. Политические и правовые учения: историко-теоретический аспект.-Л., 1985. 160 с.
136. Лысков А. П. Правовая психология и ее место в структуре правосознания: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. Л., 1969. — 16 с.
137. Лысков А. П. Человек: путь к цивилизации. Философский аспект социальной и культурной антропологии. М., 1997. — 120 с.
138. Мабли Г. О законодательстве или принципы законов // Избранные произведения. М. — Л., 1950. — С. 35−161.
139. Малахов В. А. Проблема нравственной свободы в этике Канта // Критические очерки по философии Канта. Киев, 1975. — С. 109−123.
140. Малеина М. Н. Право гражданина на индивидуальный облик (вид) /У Государство и право. 1990. — № 11. — С. 134−138.
141. Малинова И. П. Философия права (рефлексивная традиция): Дис.. докт. философ, наук. Екатеринбург, 1997. — 300 с.
142. Малько A.B. Категория «правовая жизнь»: проблемы становления // Государство и право. 2001. — № 5. — С. 5−13.
143. Мальцев Г. В. Понимание права. Подходы и проблемы. М., 1999. — 328 с.
144. Марков В. И. Отчуждение деятельности. Кемерово, 2001. — 167 с.
145. Матузов Н. И. Правовая система и личность. Саратов, 1987. — 294 с.
146. Мееровский Б. В. Адам Смит как философ моралист // Смит А. Теория нравственных чувств. М., 1997. — С. 5−28.
147. Мельников А. Н. Размышления о нациях: Опыт перестройки понимания национального развития. Барнаул, 1989. — 149 с.
148. Мельников А. Н. Субъект национальных отношений: Опыт методологической реконструкции генезиса: Автореф. дис.. докт. философ, наук. Иркутск, 1997. — 38 с.
149. Мельников А. Н. Концепты национальной субъектности: план имманенции меры, качества и смысла // Философские дескрипты: Сб. научных статей. -Барнаул, 2001.-С. 142−148.
150. Монтескье Ш. Л. О духе законов. М., 1999. — 672 с.
151. Мур Дж.Э. Principia ethica // Мур Дж.Э. Природа моральной философии. -М., 1999.-С. 21−222.
152. Мур Дж.Э. Этика // Мур Дж.Э. Природа моральной философии. М., 1999. — С. 223−326.
153. Муромцев С. А. Определение и основное разделение права.-М., 1879.-169 с.
154. Нарский И. С. Западноевропейская философия XIX века. М., 1976. — 584 с.
155. Нарский И. С. Кант. М., 1976. — 207 с.
156. Нерсесянц В. С. Философия права. Учебник для вузов. М., 1997. — 652 с.
157. Ницше Ф. Злая мудрость. Афоризмы и изречения // Сочинения: В 2 т. М., 1990. — Т. 1. — С. 720−768.
158. Ницше Ф. К генеалогии морали. Полемическое сочинение // Сочинения: В 2 т. М, 1990. — Т.2. — С. 407−524.
159. Ницше Ф. Рождение трагедии, или Эллинство и пессимизм // Сочинения: В 2 т.-М., 1990.-Т.1.-С. 47−157.
160. Новгородцев П. И.
Введение
в философию права. Кризис современного правосознания. СПб., 2000. — 352 с.
161. Новгородцев П. И. Историческая школа юристов. СПб., 1999. — 192 с.
162. Новгородцев П. И. Кант и Гегель в их учениях о праве и государстве. -СПб., 2000. 320 с.
163. Новгородцев П. И. О задачах современной философии права // Сочинения. -М., 1995.-С. 300−306.
164. Новгородцев П. И. О своеобразных элементах русской философии права // Сочинения. М., 1995. — С. 367−387.
165. Общая теория государства и права. Академический курс: В 2 т. / Под ред. М. Н. Марченко. Т.2: Теория права. М., 2000. — 656 с.
166. Ойзерман Т. И. Философия И. Канта (к 250-летию со дня рождения). М., 1974.-64 с.
167. Окара А. Н. Правосознание центральная категория философии права И. А. Ильина // Государство и право. — 1999. — № 6. — С. 84−93.
168. Олыпанникова А. Е. К психологической диагностике эмоциональности // Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. М., 1978. — С. 93−105.
169. Пастушный С. А., Алтмышбаева Дж.А. Социобиология мифы и реальность. — Фрунзе, 1985. — 152 с.
170. Пейн Т. Права человека // Избранные сочинения. М., 1959. — С. 176−245.
171. Пеньков Е. М. Социальные нормы: управление, воспитание, поведение. -М., 1990. 176 с.
172. Петражицкий Л. И. Очерки философии права. Вып. 1. Основы психологической теории права. Обзор и критика современных воззрений на существо права. СПб., 1900. — 138 с.
173. Петражицкий Л. И.
Введение
в изучение права и нравственности. Основы эмоциональной психологии. 2-е изд. — СПб., 1907. — 331 с.
174. Петражицкий Л. И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности. СПб., 1907. — Т. 1. — 309 с.
175. Петражицкий Л. И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности. СПб., 1907. — Т. 2. — 656 с.
176. Петражицкий Л. И. К вопросу о социальном идеале и возрождении естественного права // Юридический вестник. 1913.-Кн. И.-С. 5−59.
177. Петражицкий Л. И. Акции и биржевая игра. Новосибирск, 1993. — 304 с.
178. Пиаже Ж. Аффективное бессознательное и когнитивное бессознательное // Вопросы психологии. 1996. — № 6. — С. 125−131.
179. Пионтковский A.A. Теория права и государства Канта // Философия Канта и современность. М., 1974. — С. 152−183.
180. Платон. Законы // Платон. Законы. М., 1999. — С. 71−437.
181. Ш. Плеснер X. Ступени органического и человек.
Введение
в философскую антропологию // Проблема человека в западной философии: Переводы. М., 1988.-С. 96−151.
182. Подгурецкий А. Очерк социологии права. М., 1974. — 328 с.
183. Покровский И. А. История римского права. СПб., 1999. — 533 с.
184. Покровский И. А. Основные проблемы гражданского права.-М., 1998.-353 с.
185. Поппер K.P. Открытое общество и его враги. Т.1: Чары Платона. М., 1992. — 448 с.
186. Поппер K.P. Открытое общество и его враги. Т.2: Время лжепророков: Гегель, Маркс и другие оракулы. М., 1992. — 528 с.
187. Прудон П. Ж. Что такое собственность? или Исследование о принципе права и власти // Прудон П. Ж. Что такое собственность? M., 1998.-С. 5−202.
188. Пяткина С. А. Психологическая интерпретация права в буржуазной юриспруденции XX в. // Право и борьба идей в современном мире: критика современных буржуазных концепций права. М., 1980. — С. 84−89.
189. Раппопорт С. Х. Искусство и эмоции. 2-е изд. — М., 1972. — 168 с.
190. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. З: Новое время. СПб., 1996. — 736 с.
191. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. М., 1979. — 392 с.
192. Рибо Т. Логика чувств. СПб., б. г. — 148 с.
193. Риккерт Г.
Введение
в трансцендентальную философию. Предмет познания // Риккерт Г. Философия жизни. Киев, 1998. — С. 13−164.
194. Розов Н. С. Структура социальной онтологии: по пути к синтезу макроисторических парадигм // Вопросы философии. 1999. — № 2. — С. 3−22.
195. Ролз Дж. Теория справедливости. Новосибирск, 1995. — 536 с.
196. Рубинштейн С.JI. Бытие и сознание. О месте психического во всеобщей взаимосвязи явлений. М., 1957. — 482 с.
197. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб., 1999. — 720 с.
198. Рулан Н. Юридическая антропология. Учебник для вузов. М., 1999. — 310 с.
199. Русская идея: Монография. / Под ред. А. Н. Мельникова. Барнаул, 1992. -188 с.
200. Руссо Ж. Ж. Об общественном договоре, или принципы политического права // Руссо Ж. Ж. Об общественном договоре. Трактаты. М., 1998. — С. 195−322.
201. Рябко И. Ф. Правосознание и правовое воспитание масс в советском обществе. Ростов-на/ Д., 1969. — 191 с.
202. Савиньи Ф. К. Обязательственное право. М., 1876. — 579 с.
203. Саммерс P.C. Господствующая правовая теория в США // Советское государство и право. 1989. — № 7. — С. 109−116.
204. Сапун В. А. Социалистическое правосознание и реализация советского права. Владивосток, 1984. — 112 с.
205. Сартр Ж.-П. Очерк теории эмоций // Психология эмоций. Тексты. 2-е изд. -М., 1993.-С. 126−144.
206. Свежавски С. Святой Фома, прочитанный заново // Символ. 1995. — № 33. -С. 7−183.
207. Семенов В. В. Философия: Итог тысячелетий. Философская психология. -Пущино, 2000. 67 с.
208. Сен-Жюст Л. А. Дух Революции и Конституции во Франции // Сен-Жюст Л. А. Речи. Трактаты. СПб., 1995. — С. 181−251.
209. Сен-Жюст Л. А. Республиканские установления. Фрагменты // Сен-Жюст Л. А. Речи. Трактаты. СПб., 1995. — С. 277−319.
210. Симонов П. В. Эмоциональный мозг. М., 1981. — 215 с.
211. Симонов П. В. Лекции о работе головного мозга. Потребностно-информационная теория высшей нервной деятельности. М., 1998. — 98 с.
212. Синха С. П. Юриспруденция. Философия права. Краткий курс. М., 1996. -304 с.
213. Скакун О. Ф. К вопросу об исторической преемственности в буржуазной теории права // Право и борьба идей в современном мире: критика современных буржуазных концепций права. М., 1980. — С. 74−83.
214. Скрипник А. П. Категорический императив Иммануила Канта. М., 1978. -189 с.
215. Смирнов В. А. О перспективах анализа учения И. Канта о праве и морали средствами современной логики // Кантовский сборник. Калининград, 1990. -Вып. 15. — С. 68−73.
216. Смит А. Теория нравственных чувств. М., 1997. — 351 с.
217. Соловьев B.C. Кант // Сочинения: В 2 т.-2-е изд.-М., 1990.-Т.2. С. 441−479.
218. Соловьев B.C. Оправдание добра. Нравственная философия // Сочинения: В 2 т. 2-е изд. — М., 1990. — Т.1. — С. 47−580.
219. Соловьев B.C. Право и нравственность. Мн. — М., 2001. — 192 с.
220. Соловьев Э.Ю. И. Кант: взаимодополнительность морали и права. М., 1992.-216 с.
221. Сорокин П. Преступление и кара, подвиг и награда. Социологический этюд об основных формах общественного поведения и морали.-СПб., 1999. 448 с.
222. Спенсер Г. Справедливость. СПб., 1897. — 243 с.
223. Старченко A.A. Философия права и принципы правосудия в США. М., 1969. 120 с.
224. Спиноза Б. Этика, доказанная в геометрическом порядке // Избранные произведения. Ростов-на / Д., 1998. — С. 325−591.
225. Струве П. Б. Отрывки о государстве // Струве П. Б. Patriotika: Политика, культура, религия, социализм. М., 1997. — С. 63−70.
226. Струве П. Б. Предисловие к книге H.A. Бердяева «Субъективизм и индивидуализм в общественной философии. Критический этюд о Н.К. Михайловском» // Струве П. Б. Patriotika: Политика, культура, религия, социализм. М., 1997. — С. 340−390.
227. Суслова JI.A. Философия И. Канта (Методологический анализ): Учеб. пособие для вузов. М., 1988. — 224 с.
228. Тарасов К. Е., Черненко Е. К. Социальная детерминированность биологии человека. М., 1979. — 366 с.
229. Тард Г. Социальная логика. СПб., 1996. — 554 с.
230. Тейхмюллер Г. Действительный и кажущийся мир. Новое основание метафизики. Казань, 1913. — 389 с.
231. Теория государства и права. Учебник для вузов. / Под ред. В. М. Корельского и В. Д. Перевалова. М., 1997. — 570 с.
232. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей // Избранные труды: В 2 т. М., 1985. — T.I. — С. 42−222.
233. Теплов Б. М. О музыкальном переживании // Теплов Б. М. Психология и психофизиология индивидуальных различий.-М. — Воронеж, 1998.-С. 90−113.
234. Тимашев Н. С. Развитие социологии права и ее сфера // Беккер Г., Босков А. Современная социологическая теория в ее преемственности и изменении. -М, 1961.-С. 479−508.
235. Тихомиров Л. А. Монархическая государственность. СПб., 1992. — 680 с.
236. Тихомиров O.K., Виноградов Ю. Е. Эмоции в функции эвристик // Психологические исследования. М., 1969. — Вып. 1. — С. 3−24.
237. Трубецкой E.H. Энциклопедия права. СПб., 1999. — 224 с.
238. Туманов В. А. Буржуазная правовая идеология. К критике учений о праве. -М., 1971.-381 с.
239. Уотсон Дж.Б. Психология как наука о поведении // Бихевиоризм. Э. Торндайк. Джон Б. Уотсон. М., 1998. — С. 251−672.
240. Фарбер И. Е. Правосознание как форма общественного сознания. М., 1963. -210 с.
241. Фарбер И. Е. Свобода и права человека в Советском государстве. Саратов, 1974. — 325 с.
242. Фергюсон А. Опыт истории гражданского общества. М., 2000. — 326 с.
243. Фишер К. История новой философии. Т.5. Ч. 2: Иммануил Кант и его учение. СПб., 1906. — 656 с.
244. Флоровский Г. В. Метафизические предпосылки утопизма // Вопросы философии. 1990. — № 10. — С. 80−98.
245. Флоровский Г. Пути русского богословия. Вильнюс, 1991.-601 с.
246. Фрагменты ранних греческих философов. Часть I. От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики. М., 1989. — 576 с.
247. Фрейд 3. По ту сторону принципа удовольствия // Фрейд 3. По ту сторону принципа удовольствия. Харьков — М., 2001. — С. 373−436.
248. Фрейд 3. «Я» и «Оно» // Фрейд 3. По ту сторону принципа удовольствия. -ХарьковМ., 2001. С. 509−558.
249. Френкин A.A. Уровни правого сознания // Вопросы философии. 2001. — № 9.-С. 25−35.
250. Фресс П. Эмоции // Экспериментальная психология. М., 1975. — Вып. V. -С. 111−195.
251. Фромм Э. Бегство от свободы // Фромм Э. Бегство от свободыЧеловек для себя. -Мн., 1998. С. 3−366.
252. Хабермас Ю. Гражданство и национальная идентичность // Хабермас Ю. Демократия. Разум. Нравственность. Московские лекции и интервью. М., 1995.-С. 209−245.
253. Хадзопулос А. Между ересью и православием (о значении бесстрастия в традиции патристики) // Символ. 1995. — № 33. — С. 275−293.
254. Хайнд Р. Поведение животных. Синтез этологии и сравнительной психологии. М., 1975. — 855 с.
255. Хатчесон Ф. Исследование о происхождении наших идей красоты и добродетели // Хатчесон Ф., Юм Д., Смит А. Эстетика. М., 1973. — С. 41−261.
256. Хёффе О. Политика. Право. Справедливость. Основоположения критической философии права и государства. М., 1994. — 328 с.
257. Холмогорова А. Б., Гаранян Н. Г. Культура, эмоции и психическое здоровье // Вопросы психологии. 1999. — № 2. — С. 61−74.
258. Холодная М. А. Интегральные структуры понятийного мышления. Томск, 1983. — 190 с.
259. Хомская Е. Д., Батова Н. Я. Мозг и эмоции (нейропсихологическое исследование). М., 1992. — 180 с.
260. Хомяков A.C. Несколько слов православного христианина о западных вероисповеданиях. По поводу одного окружного послания Парижского архиепископа // Сочинения: В 2 т. Т.2: Работы по богословию. М., 1994. — С. 72−128.
261. Циолковский К. Э. Монизм вселенной // Русский космизм. М., 1993. — С. 264−277.
262. Цицерон М. Т. О государстве // Цицерон М. Т. О государстве. О законах. О старости. О дружбе. Об обязанностях. Речи. Письма. М., 1999. — С. 43−144.
263. Цицерон М. Т. О законах // Цицерон М. Т. О государстве. О законах. О старости. О дружбе. Об обязанностях. Речи. Письма. М., 1999. — С. 145−224.
264. Челпанов Г. И. Психология познания // Челпанов Г. И. Психология. Философия. Образование. М. — Воронеж, 1999. — С. 9−252.
265. Черданцев А. Ф. Логико-языковые феномены в праве, юридической науке и практике. Екатеринбург, 1993. — 192 с.
266. Четвернин В. А. Современные концепции естественного права. М., 1988. -144 с.
267. Чистое учение о праве Ганса Кельзена. Избранные тексты. Вып. 1. М., 1987. 158 с.
268. Чистое учение о праве Ганса Кельзена. Избранные тексты. Вып. 2. М., 1988. 160 с.
269. Чухина Л. А. Проблема человека в философии Иммануила Канта // Этика Канта и современность. Рига, 1989. — С. 11−42.
270. Шапкин С. А. Межполушарная асимметрия в переработке эмоционально окрашенной информации // Вопросы психологии. 2000. — № 3. — С. 102−116.
271. Шаховский В. И. О роли эмоций в речи // Вопросы психологии. 1991. — № 6. -С. 111−116.
272. Шеллинг Ф.В. Й. Система трансцендентального идеализма // Сочинения: В 2 т. М., 1987. — Т.1. — С. 227−489.
273. Шершеневич Г. Ф. Курс гражданского права. Тула, 2001. — 720 с.
274. Шефтсбери. Моралисты // Шефтсбери. Эстетические опыты. М., 1975. — С. 77−236.
275. Шингаров Г. Х. Эмоции и чувства как формы отражения действительности. -М, 1971.-223 с.
276. Шлегель Ф. Философия языка и слова // Шлегель Ф. Эстетика. Философия. Критика. В 2 т. М., 1983. — Т. 2. — С. 360−386.
277. Шопенгауэр А. Две основные проблемы этики // Шопенгауэр А. Свобода воли и нравственность. М., 1992. — С. 19−258.
278. Шопенгауэр А. Собрание сочинений: В 5 т. Т.1: Мир как воля и представление. М., 1992. — 395 с.
279. Штаммлер Р. Хозяйство и право с точки зрения материалистического понимания истории. СПб., 1907. — Т.1. — 408 с.
280. Штирнер М. Единственный и его собственность. Харьков, 1994. — 560 с.
281. Эвола Ю. Языческий Империализм. М., 1994. — 172 с.
282. Юм Д. Исследование о принципах морали // Сочинения: В 2 т. 2-е изд. -М., 1996. -Т.2. — С. 177−314.
283. Юм Д. Трактат о человеческой природе, или попытка применить основанный на опыте метод рассуждения к моральным предметам // Сочинения: В 2 т. 2-е изд. — М., 1996. — Т.1. — С. 53−655.
284. Юнг К. Г. Психологические типы. Мн., 1998. — 656 с.
285. Явич JI.C. Общая теория права. JL, 1976. — 287 с.
286. Явич Л. С. Сущность права. Социально-философское понимание генезиса, развития и функционирования юридической формы общественных отношений. Л., 1985. — 207 с.
287. Яковлев A.M. Право и социология. Кризис законности в США. М., 1975. -112 с. 174.
288. Ященко A.C. Теория федерализма. Опыт синтетической теории права и государства // Ященко A.C. Философия права Владимира Соловьева. Теория федерализма. Опыт синтетической теории права и государства. СПб., 1999. — С. 53−228.
289. Arnold T.W. The Symbols of Government. New Haven, 1935. — 326 p.
290. Bodenheimer E. Jurisprudence. N.Y. — London, 1940. — 357 p.
291. Bodenheimer E. Philosophical anthropologic and the law // Calumbia law review. 1971. — Vol. 59. — 863 p.
292. Frank J. Law and the Modern Mind. N.Y., 1963. — 368 p.
293. Hagerstrom A. Inquiries into Nature of Law and Morals. Uppsala — Wisbaden, 1953. 674 p.
294. Holmes O.W. The Common Law. Boston, 1938. 642 p.
295. Murphy Jeffrie G., Hampton Jean. Forgiveness and mercy. Cambridge, 1988. -194 p.
296. Stephen J.F. A History of the Criminal Law of England. London, 1883. -Vol.II. — 296 p.