Ударение в латинском языке классического периода было музыкальным (т.е. слог выделялся повышением или понижением тона), а не экспираторным (выдыхательным), как, например, в русском языке. Основные правила латинского ударения сводятся к следующему: 1. Ударение не ставится на конце слова. 2. В двухсложных словах ударение всегда ставится на начальном слоге: v’i-a дорога. 3. В трехсложных или многосложных словах место ударения определяется количеством второго слога от конца (правило второго слога). В подобных случаях ударение ставится: а) на втором слоге с конца, если этот слог долгий: for-t'ы-na — судьба, ma-g'is-ter — учитель; б) на третьем слоге с конца, если второй слог краткий: p’o-pu-lus — народ, r’a-ti-o — разум.
В латинском языке каждое самостоятельное слово имеет свой акцент. Часто от ударения зависит значение слова: occido — убиваю и occido — падаю, incido — падаю и incido — вырезаю.
В латинских словах слоги считаются от конца слова:
4 3 2 1.
ab — la — ti — vus.
Ударение в латинском языке никогда не бывает на первом слоге от конца. Оно может стоять или на втором, если этот состав длинный, или на третьем, если второй — короткий.
Таким образом, акцент в латинском языке зависит от долготы и краткости слогов, а состав считается длинным или коротким зависимости от долготы или краткости его громкого звука. Примечание. Долгота гласного звука обозначается горизонтальной чертой (-) над гласным: а, е, е, а краткость — скобкой (): а, е, и.
Слоги могут быть длинные по природе и по положению.
Долгим по природе (natura longa) является состав, содержащий в себе дифтонг (еа, первое, au, eu): causa (причина), coetus (собрание, совет).
Длинные по природе монофтонги во втором слоге от конца обычно в текстах обозначают знаком долготы: natura (природа), futures (будущий), fectino (спешу), amicus (друг), abduco (отводить).
Долгим по положению (positione longa) является гласный второго слога, если за ним идет два или более согласных: columna (столб, колонна), instrumentum (орудия), silvestris (лесной), cupressus (кипарис).