Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Деепричастный оборот как синтаксическая конструкция: структура, семантика, стилистика

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Деепричастия, по сравнению с причастиями, обладают большей глагольностью, что обусловлено их семантико-синтаксической связью с глаголом-сказуемым. Обозначая добавочное действие, деепричастия придают речи особую живость, наглядность: Петр не смог сдержать негодования, натужно вздыхая, не замечая взглядов посторонних, он шел по проспекту, пытаясь осознать всю глобальность произошедшего (Н. Федотов… Читать ещё >

Деепричастный оборот как синтаксическая конструкция: структура, семантика, стилистика (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Деепричастные обороты в современном русском языке по стилистической окраске распадаются на две диаметрально противоположные группы:1. включающие деепричастия с суффиксами -а, -я, -в (художественная форма): дыша, зная, сказав и 2. включающие деепричастия с суффиксами -вши, -ши (разговорно-просторечная): сказавши, пришедши.

В литературном языке 19 В. и начала 20 В. использование деепричастий на -вши, -ши было стилистически не ограничено, мы находим их у писателей-классиков (Пушкин, Карамзин, по свидетельству В. И. Чернышева, употребляли почти исключительно эти формы, у Тургенева они преобладают), и у советских авторов, например у В. Катаева: И, сказавши эти приятные слова… пошел и сел в автомобиль, и в газетах первых десятилетий после революции: Мысль… которая, дошедши до сознания широких масс, неизбежно должна будет стать решающим фактором в борьбе народа

деепричастия на -вши, -ши стилистически маркированы. Возвратные глаголы образуют нейтральные деепричастия: закрасневшись, наплакавшись, оставшись, улыбнувшись. Стилистически нейтральны и те немногие деепричастия невозвратных глаголов, которые без -ши не могут быть образованы: выросши, легши, простерши, разжегши.

Встречаются в обстоятельственных конструкциях и «реликтовые» формы — осколки старой грамматической системы. Так, архаизовались деепричастия на -учи, -ючи, которые в пушкинскую эпоху еще употреблялись, но воспринимались как элемент народно-поэтической речи: идучи, стоючи, скакучи и др.; ср.: Смотрит в поле. Инда очи разболелись, долго глядючи, с белой зори до ночи (П.).

Деепричастия, резко выделяющиеся своей стилистической окраской, в наше время привлекают внимание художников слова, которые высоко ценят употребительные глаголы на -а, -я, -в. Чем же интересны эти деепричастия, каковы их экспрессивные возможности?

Деепричастия, по сравнению с причастиями, обладают большей глагольностью, что обусловлено их семантико-синтаксической связью с глаголом-сказуемым. Обозначая добавочное действие, деепричастия придают речи особую живость, наглядность: Петр не смог сдержать негодования, натужно вздыхая, не замечая взглядов посторонних, он шел по проспекту, пытаясь осознать всю глобальность произошедшего (Н. Федотов) .Попробуйте в этом предложении заменить деепричастия спрягаемыми формами глагола и, вместо динамического описания, получите обычное повествование. И напротив, стоит ввести деепричастия в то или иное описание действие — и картина сразу оживится.

Деепричастные обороты, образно рисующие действие, часто выполняют роль тропов.

Однако экспрессивная функция деепричастий не ограничивается применением их как тропов, потому что эти неспрягаемые формы глаголов, наряду с личными, постоянно используются литераторами как яркое средство образно конкретизации при «глагольном сюжетоведении». В этом отношении стилистическое использование глаголов и деепричастий одинаково, например:

Егор держал подругу, отыскивая глазами ее обидчика, чтоб увидеть, куда он похромал. Хулиган, одною ногою прыгал на земле, а другою держал согнутой. Он, испуганно щурясь, как будто ожидая всякую секунду нового удара, сморщившись, с выражением ужаса взглянул на Егора(Д. Быков).

При трансформации текста, если заменить личные формы глагола деепричастиями и наоборот, то картина детализированного описания действия в основных чертах не изменится. Но эстетическая обусловленность употребления именно деепричастий заключается в стремлении автора дорисовать главное действие, уточнить его указанием на сопутствующие движения и жесты. Например, в последнем предложении процитированного отрывка главное, к чему приковано внимание, это момент, когда поверженный взглянул в лицо обидчику. Но указание на него было бы не так весомо, если бы писатель не воспроизвел сопутствующих действий, отражающих душевное состояние: щурясь, сморщившись.

В устной речи деепричастные обороты используются редко, обычно в разговорной речи употребляются деепричастные обороты, равные устойчивым сочетаниям: сломя голову, спустя рукава, положа руку на сердце, сложа руки, немного погодя, разиня рот и др.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой