Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Проблемы строя. 
Духовно-музыкальное творчество диакона Сергия Трубачева на примере песнопения "Свете Тихий" (гармонизация валаамского распева)

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Основным приемом звуковедения в песнопении является legato. Мягкая атака звука и плавное голосоведение наиболее приемлемы в исполнении церковных песнопений. Характер произведения сочетает в себе строгую созерцательность с благодарственным ликованием. Дирижерский жест, соответствуя гимническому жанру, должен быть собранным, упругим. В интерпретации песнопения «Свете Тихий», как и вообще… Читать ещё >

Проблемы строя. Духовно-музыкальное творчество диакона Сергия Трубачева на примере песнопения "Свете Тихий" (гармонизация валаамского распева) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Органическое единство мелодического и гармонического интонирования является принципиальным в работе над строем.

Мелодический строй в нашей работе над песнопением явился определяющим. Особое внимание в частной работе с партиями мы уделяли S2 — им принадлежит терция отклонения в E-dur. Новую далекую по родству тональность нужно «предслышать», а ее терцию соль диез (строки 3, 5, 7) — интонировать высоко, остро. «Дышащая» фактура сочинений С. З. Трубачева имеет свои особенности исполнения — разнообразие и постоянная смена интервалов в вертикали, широкое расположение аккордов сложнее выстраиваются акустически. Выразительные унисоны и переход после них на трехи четырехголосие, что создает образ «нарастания» вечернего света, следует исполнять аккуратно, «ювелирно» (например, Свете Тихий, Святаго Блаженнаго, Пришедше на запад солнца — 1 раздел). Мелодическая линия S2 содержит много повторяющихся звуков, которые при длительном повторении имеют риск высотного искажения. Выдержанный звук певцам следует исполнять с постоянной тенденцией к повышению. Работа над вертикальным строем велась последовательно после проработки трудных мелодических фрагментов. К примеру, трудность при выстраивании «Поем Отца…» в широком расположении мы преодолевали, объяснив певцам, что фа-диез (как III ступень в мажоре) и VII ступень до-диез интонируются высоко, а IV ступень соль — с напряжением к понижению Книга «Хор и управление им» — необходимое руководство в работе начинающего хормейстера. [12].

Значительную часть репетиционного процесса заняла выработка единства ритмического ансамбля. Сочетание дуольного и триольного наполнения при отсутствии стабильного метра должно стабильно ощущаться каждым певцом, каждой партией. Для достижения общехоровой синхронности на первом этапе разучивания песнопения отрабатывался ритмический рисунок с постоянным наполнением мелкими длительностями.

Дыхание в песнопении — построчное, что позволяет добиться смысловой целостности. Внутри продолжительной строки мы добивались ровного цепного дыхания. Драматургию дыхания можно выразить следующим образом: «Свете Тихий святыя славы Безсмертнаго Отца Небеснаго, v Святаго, Блаженнаго, Иисусе Христе! v Пришедше на запад солнца, видевше свет вечерний, v поем Отца, Сына и Святаго Духа, Бога. v Достоин еси во вся времена пет быти гласы преподобными, v Сыне Божий, живот даяй: v темже мир Тя славит».

Динамические особенности партитуры определены амплитудой музыкальной ткани произведения. Заключительная строка традиционно самая значительная и яркая по динамике. В исполнении кульминации скорее следует придерживаться указания «полногласно», нежели forte (громко).

Говоря о дикционных особенностях партитуры, отметим, что в церковнославянском языке буквы произносятся без редукции (например, Святыя, Безсмертнаго). Для того чтобы донести текст до слушателей, слова необходимо произносить свободно при четкой артикуляции. Внимания требуют сонорные звуки — Л, М, Н, Р в словах «солнца», «вечерний», «поем», «Сына» — они позволяют добиваться певучести текста. Работая над произнесением звуков на стыке слов, мы обращали внимание певцов на то, что в словах «Безсмертнаго Отца» — второй звук «о» нужно произносить заново, с новой атакой (аналогично в словах «Блаженнаго Иисусе»). На концах слов мы стремились избегать «проглатывания» согласных звуков (мир Тя), прорабатывали случаи большого скопления согласных (Безсмертнаго, солнца). Итак, дикция требует большого внимания, особенно при работе с Богослужебным текстом, где слово стоит на первом месте, а музыкальный элемент подчинен ему.

Основным приемом звуковедения в песнопении является legato. Мягкая атака звука и плавное голосоведение наиболее приемлемы в исполнении церковных песнопений. Характер произведения сочетает в себе строгую созерцательность с благодарственным ликованием. Дирижерский жест, соответствуя гимническому жанру, должен быть собранным, упругим. В интерпретации песнопения «Свете Тихий», как и вообще в исполнении церковной музыки следует избегать излишней экспрессии. Главной художественной задачей в исполнении этого песнопения является передача молитвенной теплоты и плавности как вечного течения света и жизни.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой