Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Отношения полов. 
История и теория культуры

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В сохранившихся до сегодняшнего дня первобытных племенах роль женщины очевидно неоднозначна. Так, в племенах, обитающих на Новой Гвинее в Океании, женщины не представляют особой ценности. Правда, нужно отметить, что племена эти находятся на уровне каменного века. У племени куку-куку социальная структура такова: мужчины, затем свиньи (основной продукт питания, разведением которых заняты женщины… Читать ещё >

Отношения полов. История и теория культуры (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Несмотря на значительную роль женщины в хозяйственной деятельности, она далеко не везде занимала господствующее или хотя бы особое положение. Видимо, матриархат господствовал не по всей территории распространения первобытного человека. Но понимание ее особости было, хотя для этого нужно было дойти до определенного уровня развития. Так, Уильям Бакли[1] в своих воспоминаниях о годах, проведенных среди австралийцев, не отмечает, что к женщине относились как-то особенно. Женщины так же участвовали в хозяйственной деятельности, как и мужчины, так же принимали участие в войне, как и мужчины, правда, войны в те времена были ничем иным, как драками, и они продолжались у австралийцев до первой крови или первого трупа. Иногда, как указывает Бакли, по окончании боя мужчины, не утолившие в нем своей агрессивности, набрасывались с кулаками на своих же женщин. Но вот причиной драк часто бывали женщины: вступали в бой с теми племенами, которых подозревали в краже своих женщин.

Видимо, женщина была ценностью в двух аспектах: как продолжательница рода и как возможный партнер в сексуальных отношениях. Женщин постоянно не хватало, их умирало довольно много, в особенности во время родов, так как в условиях жуткой антисанитарии того времени этот период оказывался для жизни женщины чрезвычайно опасным.

В сохранившихся до сегодняшнего дня первобытных племенах роль женщины очевидно неоднозначна. Так, в племенах, обитающих на Новой Гвинее в Океании, женщины не представляют особой ценности. Правда, нужно отметить, что племена эти находятся на уровне каменного века. У племени куку-куку социальная структура такова: мужчины, затем свиньи (основной продукт питания, разведением которых заняты женщины) и только потом женщины. Ниже женщин по социальному статусу оказываются только те юноши, что не смогли пройти испытаний во время инициаций. Но последние и вовсе не рассматриваются как люди, они едва ли не изгои. По отношению к ним возможно любое, вплоть до убийства, действие.

При этом традиционно высоко ценится брак. Посредством брака укрепляется племя, рождаются дети, из которых вырастут новые воины. Племя очень воинственно, а потому к браку стремятся. Брак ознаменовывается рядом ритуалов, призванных укрепить семью и наделить данный союз особой плодовитостью.

Так же высоко ценится брак и в племенах первобытных людей в Мезоамерике. Семья там главная экономическая и социальная единица. Но нравы у этих народов мягче. К женщине относятся как к нежному и ценному имуществу, хотя и второго сорта. В племени намбиквара мужчины говорят о женщине доброжелательно и с состраданием. В личных взаимоотношениях мужчина к женщине внимателен, и «мужское бахвальство уступает здесь место совместным действиям двух партнеров, отдающих себе отчет в той главной ценности, какую они представляют друг для друга»1. И все-таки различия довольно серьезные, что подчеркивается даже в той судьбе, что ждет мужчину и женщину после смерти. Так, намбиквара считают, что после смерти души мужчин воплощаются в ягуаров, а души женщин рассеиваются в небе.

И женщины воспринимают себя иначе, чем мужчины. И ведут себя иначе, в особенности молодые. Женщины постарше менее склонны подчеркивать различия.

В мезоамериканских племенах вообще значительно более развиты собственно личностные взаимоотношения между полами. У намбиквара муж и жена проявляют внимание, сердечную заботу и нежность друг к другу.

Формы брачных отношений чрезвычайно разнообразны: от неупорядоченных половых взаимоотношений через пулануальный брак (брачные взаимоотношения между большой группой женщин и большой группой мужчин), полиандрию и полигамию, до парного брака. Кое-где исследователи выделяют патриархат и матриархат, некоторые народы стадии матриархата не имели.

Женщина чрезвычайно важна в жизни сообществ еще и потому, что часть функций, которые она выполняет, никто, кроме нее, и выполнить не может. Так, женщины не только рожают, но растят и воспитывают ребятишек. Во всяком случае, все дети до определенного возраста находятся при женщине, тогда как мужчины уходят с утра на охоту или весь день проводят в мужском доме и не имеют никакого отношения к подрастающему поколению. Только когда ребенок уже достаточно подрос, чтобы можно было начинать готовить его ко взрослой жизни, тогда подключаются и мужчины.

  • [1] См.: Бакли У. Австралийский Робинзон. М., 1966.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой