Сущность технологии коллективной мыслительной деятельности заключается в том, чтобы развивать учащегося, его потребности, и тем самым учить жить в окружающем мире свободно и самостоятельно.
Основная идея, положенная в организацию рабочего процесса в режиме КМД, состоит в том, что обучение ведется в активном взаимодействии обучаемых с педагогом и между собой с того уровня (развитие потребностей — способностей), на котором находятся обучаемые.
Технология КМД состоит из системы проблемных ситуаций, каждая из которых разделяется на четыре основных такта:
- * Первый такт — ввод в проблемную ситуацию: постановка проблемы, коллективное обсуждение целей, способов их достижения. Функция: актуализация противоречий, определение внутренних целей, реальных способов деятельности;
- * Второй такт — работа по творческим микрогруппам. Функция: разрешение противоречий, выращивание внутренних целей, формирование способов деятельности, выработка индивидуальной, коллективной позиции по изучаемой проблеме;
- * Третий такт — окончание рабочего процесса, общее обсуждение разрешаемой проблемы, защита позиций. Функция: формирование коллективных и личных позиций на основе сравнения их с научной (окончание выращивания внутренних целей), выработка общего мнения о работе творческих групп, отдельных личностей, коллектива в целом;
- * Четвертый такт — определение новой проблемы, направления процесса дальнейшего познания.
Системообразующим моментом технологии КМД является рефлексия.
Контрольно-корректирующая технология обучения в России стала известна благодаря работам М. Кларина.
Технология контрольно-корректирующая — это проект организации учебного процесса, позволяющий организовать индивидуальные образовательные траектории учащихся с учетом их способностей, типологии, мотивации, а также необходимого уровня учебной информации с заранее запланированными учебными результатами.