Справочно-правовые системы: понятие, назначение и преимущества
Компании, выпускающие СПС с обновляемой информационной базой, с самого начала своего развития сделали ставку на обеспечение высокого качества своей продукции и сервиса. Оперативность обновления информации в СПС таких компаний очень высока — вплоть до ежедневной, а установкой и текущим сопровождением систем занимаются развитые сервисные структуры. Причем достигается это комплексной работой… Читать ещё >
Справочно-правовые системы: понятие, назначение и преимущества (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Правовая информация не может быть получена из одного источника — она распределена практически по всей территории страны; это приводит к необходимости доставки информации с мест (даже на одной территории постановления правительства, местных органов власти, материалы арбитражных судов, проекты законов реально готовятся в разных государственных структурах, слабо связанных друг с другом). 4].
Вследствие этого сбор информации является сильно распределенным, с одной стороны, географически, а с другой — тематически.
В создании Общенациональной системы правовой информации все большую роль играют негосударственные компьютерные фирмы и компании. К их числу относятся: [3].
Научно-производственное предприятие «Гарант-Сервис»;
Центр новых компьютерных разработок (Санкт-Петербург);
Информационно-правовой консорциум «Кодекс»;
Юридическое информационное агентство «Interlex»;
Акционерное объединение «Консультант Плюс»;
Юридический дом «Юстицинформ» и другие.
В России действует до 40 таких фирм и компаний.
Быстрое развитие и распространение справочных правовых информационных систем в России началось лишь в конце 80-х — начале 90-х годов XX века, с распространением персональных компьютеров. В 1989 г. на рынке появилась — ЮСИС, в 1991 г. — «Гарант», в 1992 г. — «Консультант Плюс». В 1993 г. в Москве состоялся Первый российский конкурс правовых баз данных, в котором приняли участие основные российские фирмы-разработчики СПС.
Официально в конкурсе приняли участие 9 организаций и СПС. Правовая система «Эталон» является крупнейшей в России универсальной системой, но в конкурсе она принимала участие неофициально, так как Министерство юстиции РФ было одним из организаторов конкурса. К моменту конкурса организации-участники контролировали более 80% российского рынка правовой информации.
На рынке СПС работает достаточно много компаний — разработчиков систем и очень большое число сервисных фирм, осуществляющих поставку и текущее обслуживание СПС.
В числе систем, созданных государственными предприятиями для обеспечения потребностей в правовой информации государственных ведомств, следует, прежде всего, выделить [6].
- * «Эталон» (НЦПИ при Министерстве юстиции РФ);
- * «Система» (НТЦ «Система» при ФАПСИ).
Среди негосударственных компаний-разработчиков СПС наиболее известны:
- * «Гарант» (НПП «Гарант-Сервис»);
- * «Консультант Плюс» (АО «Консультант Плюс»);
- * «Кодекс» (ЦКР «Кодекс»).
Кроме того, на российском рынке представлены такие системы, как:
- * АРМ Юрист (фирма «Интралекс»);
- * «Референт» (ЗАО «Референт-Сервис»);
- * «Юридический мир» (издательство «Дело и право»);
- * «Ваше право» и «Юрист-Консульт» (фирма «Информационные системы и технологии»);
- * системы «1С: Кодекс», «1С: Гарант», «1С: Эталон» (компания «1С»);
- * система «Законодательство России» (Ассоциация развития банковских технологий) и др.
Степень распространенности СПС той или иной компании на российском рынке весьма различна, и в настоящее время абсолютно точно оценить ее не представляется возможным, а данные, публикуемые самими компаниями, могут быть весьма субъективными.
Если говорить о современных тенденциях и перспективах в развитии компаний и продуктов на рынке СПС, то необходимо обратить внимание на четко наметившуюся дифференциацию СПС на две группы: СПС с обновляемой и автономной информационными базами.
Компании, выпускающие СПС с обновляемой информационной базой, с самого начала своего развития сделали ставку на обеспечение высокого качества своей продукции и сервиса. Оперативность обновления информации в СПС таких компаний очень высока — вплоть до ежедневной, а установкой и текущим сопровождением систем занимаются развитые сервисные структуры. Причем достигается это комплексной работой по развитию и информационных ресурсов, и программных технологий, и сервисных структур, что, естественно, требует и соответствующих аппаратных и программных средств, и существенных финансовых затрат.
Разработчики СПС этого класса стараются упростить поиск документов, повысив при этом и точность поиска. В ряде СПС («Консультан Плюс», «Кодекс») используется морфологический поиск. Производители СПС «Референт» позиционируют свой продукт как экспертную поисковую систему. Пользователь имеет возможность уточнить свой запрос, отвечая на вопросы «Волшебника». [1].
Очевидно, что цены на такие продукты и услуги не могут быть низкими. Тем не менее, промышленные масштабы работы и жесткая конкуренция среди нескольких крупных компаний гарантируют уровень цен, приемлемый для многих пользователей. Явными лидерами этой группы являются системы «Консультант Плюс» и «Гарант».
Охарактеризуем наиболее известные, широко распространенные и хорошо зарекомендовавшие себя (по отзывам пользователей) на российском рынке СПС.