Однако, эта схема дедуктивного объяснения не охватывает случаев открытых теорий, для которых предметная область может быть охарактеризована аксиомами лишь частично, а массив экспериментальных данных расширяется, что может порождать новые обобщения. не принадлежащие ранее принятым утверждениям. В ИС этой ситуации открытости знаний о предметной области соответствуют процедуры машинного обучения в БФ посредством КПЭ — рассуждений, содержащих индукцию, выявляющую сходство фактов.
Если D есть БФ, НРешатель (БФ), отношение «Н объясняют БФ» формализуемо относительно предметной области [7], то абдуктивное принятие гипотез завершает синтез познавательных процедур в соответствии с Принципом VI (Н могут порождаться, например, посредством индукции и аналогии, что осуществлено в ДСМ-методе автоматического порождения гипотез [15, 16]).
Таким образом, объяснение результатов работы Решателя порождает принятие нового знания (гипотез из Н), извлеченного из БФ. В приведенной выше схеме абдукции Ч. С. Пирса следует уточнить: способы порождения гипотез h из множества Н, отношение объяснения гипотезами из Н множеств фактов D (т.е. БФ), способы установления оценок правдоподобия гипотез h. Заметим также, что сам Принцип X является уточнением интеллектуальной способности (8) из перечня способностей, образующих феноменологию интеллекта.
Последним принципом ИАД посредством ИС является.