Взаимопонимание между людьми
Дефицит времени для умственной переработки получаемых и выдаваемых сведений; Потеря или перенос на другую цель совместных действий и др. (Бодалев А. А., 2004). Нарушение правил взаимодействия в процессе выполнения конкретной задачи; Различия в структуре подачи и восприятия речевых и иных сигналов; Согласовании людьми индивидуального осмысления предмета общения; Отсутствие возможности исправить… Читать ещё >
Взаимопонимание между людьми (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Для эффективной совместной деятельности одного познания и понимания человека человеком недостаточно. Нужно нечто такое, что обеспечивало бы психологическое единство их взаимодействия. Взаимопонимание как раз и выступает таким фактором.
Сущность взаимопонимания
Анализ основных подходов к определению взаимопонимания показывает, что не существует единой трактовки этого понятия. Так, Г. М. Андреева высказывает мысль о том, что взаимопонимание в общении может быть истолковано двояко: или как понимание целей, мотивов, личностных черт партнеров, или как не только понимание, но и принятие их, влекущее установление отношений близости и дружбы между людьми. Исследование взаимопонимания в первом смысле осуществляется в плане анализа взаимодействий участников совместной деятельности, а взаимопонимание во втором смысле — в плане осмысления особенностей аттракции.
С. Л. Рубинштейн считал взаимопонимание функцией речи как средства общения; Н. Н. Обозов называет его составной частью взаимодействия и одним из психологических свойств межличностных отношений; А. А. Бодалев — результатом восприятия и понимания людьми друг друга; Б. Д. Парыгин — одним из наиболее значимых компонентов в структуре общения; В. В. Знаков — пониманием личностных качеств партнеров, которое опосредовано их осмыслением предмета общения; А. А. Кроник — характеристикой коммуникативной стороны общения; А. С. Золотнякова — выражением групповой сплоченности в процессе групповой интеграции.
Наличие множества подходов к осмыслению феномена взаимопонимания объясняется его сложностью и многогранностью, что позволяет одновременно рассматривать его и как процесс, и как результат, и как состояние. Обобщая имеющиеся точки зрения, можно прийти к выводу о том, что взаимопонимание следует считать социально-психологическим феноменом, сущность которого проявляется в:
- 1) согласовании людьми индивидуального осмысления предмета общения;
- 2) взаимоприемлемой двусторонней оценке и принятии целей, мотивов и установок партнеров по взаимодействию, в ходе которых наблюдается близость или схожесть (полная или частичная) когнитивного, эмоционального и поведенческого реагирования на приемлемые для них способы достижения результатов совместной деятельности.
Взаимопонимание людей вместе с тем выступает таким уровнем их взаимодействия, при котором они осознают содержание и структуру настоящего и возможного очередного действия партнера, а также взаимно содействуют по достижению единой цели.
Для взаимопонимания недостаточно совместной деятельности, нужно взаимосодействие. Оно исключает свой антипод — взаимопротиводействие, с появлением которого возникает недопонимание, а потом и непонимание человека человеком.
Источниками (причинами) недопонимания могут быть:
- — отсутствие или искажение восприятия людьми друг друга;
- — различия в структуре подачи и восприятия речевых и иных сигналов;
- — дефицит времени для умственной переработки получаемых и выдаваемых сведений;
- — умышленное или случайное искажение передаваемой информации;
- — отсутствие возможности исправить ошибку или уточнить данные;
- — отсутствие единого понятийного аппарата для оценки личностных качеств партнера, контекста его речи и поведения;
- — нарушение правил взаимодействия в процессе выполнения конкретной задачи;
- — потеря или перенос на другую цель совместных действий и др. (Бодалев А. А., 2004).
Для достижения взаимопонимания между людьми необходимо создавать специальные условия. Вот важнейшие из них.