Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Система и ее среда

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Предположим, что исследователя не интересуют свойства. элементов и структура подсистем Р, Р2, Р3, так как решаемая задача допускает рассмотрение свойств и связей систем Р, Р2, Р3. В этом случае система упростится (рис. 11.5), т. е. подсистемы Рр Р" Р3 будут рассматриваться как элементы системы 5. Определяя объект как систему, исследователь с указанных позиций выделяет систему из внешней среды… Читать ещё >

Система и ее среда (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Как следует из определения, понятие «система» ограничивает некоторое множество элементов. При этом предполагается, что может существовать множество элементов за пределами системы, с которыми она взаимодействует. Это множество принято называть внешней средой. Элементы, не взаимосвязанные с системой, не являются частями ее среды.

Система, не имеющая внешней среды, называется изолированной. В реальном мире не существует изолированных систем, поэтому концепция изолированности в решении конкретных проблем используется редко.

Систему, у которой есть внешняя среда, называют открытой. Если объект определен как открытая система, то возникает вопрос: какие элементы можно включить в систему, а какие — отнести к внешней среде? Универсальных правил для решения данного вопроса не существует, так как хотя конкретные системы по своему характеру объективны, на них наложен субъективный отпечаток, поскольку образующая их конфигурация элементов обусловлена требованиями задачи, формулировку и решение которой осуществляет сам исследователь.

Так, один и тот же объект, например производственный цех, различными исследователями может быть представлен в виде различных систем. Для экономиста систему «цех» составляют такие элементы, как станки, предметы труда, сырье, связанные между собой материальными, энергетическими и финансовыми потоками. Элементами внешней среды являются смежные цеха, управленческий персонал предприятия, склады материалов и готовой продукции и другие объекты, функционирование которых существенно влияет на экономические показатели работы цеха. При этом экономист, естественно, не учитывает огромное количество связей другого типа вследствие их слабого влияния на экономику цеха.

Исходя из проблем, решаемых, например, психологом, цех представляет собой совершенно иную систему. Элементами ее служат отдельные люди и их коллективы, объединенные связями психологического типа. Психолога могут интересовать вопросы влияния на изучаемый им коллектив других цеховых коллективов, образующих внешнюю среду системы.

Следовательно, разделение множества взаимосвязанных элементов на систему и внешнюю среду основано на точке зрения исследователя, которую формируют характер решаемой проблемы, существенность взаимосвязей между множеством рассматриваемых элементов, а также индивидуальность мышления исследователя.

Определяя объект как систему, исследователь с указанных позиций выделяет систему из внешней среды (очерчивает границы системы), указывает входные и выходные связи, устанавливает факторы, которыми должны описываться состояния системы.

Иерархия систем

Относительность точки зрения на систему проявляется и в том, что одну и ту же совокупность элементов допустимо рассматривать либо как систему, либо как часть некоторой, более крупной, системы, т. е. множество элементов системы можно разделить на ряд подмножеств. Часть системы, образованная из элементов подмножества, называется подсистемой.

Пусть система 5 образована из элементов 1—9 {хх, х2, х9}, связанных между собой. Один из возможных вариантов разбиения системы 5 па три подсистемы Р (, Р2, Р3 показан на рис. 11.4.

Очевидно, подмножество элементов {хХу х2, х3, х4}, образующих подсистему Р, можно рассматривать как систему; тогда Р2, Р3 — элементы внешней среды.

Предположим, что исследователя не интересуют свойства. элементов и структура подсистем Р, Р2, Р3, так как решаемая задача допускает рассмотрение свойств и связей систем Р, Р2, Р3. В этом случае система упростится (рис. 11.5), т. е. подсистемы Рр Р" Р3 будут рассматриваться как элементы системы 5.

Таким образом, каждая система может рассматриваться либо как подсистема, либо как элемент некоторой, более крупной, системы, либо как совокупность элементов, каждый из которых допустимо определить как систему. Можно.

Разделение системы на подсистемы.

Рис. 11.4. Разделение системы на подсистемы.

Повышение уровня рассмотрения системы.

Рис. 11.5. Повышение уровня рассмотрения системы.

создавать иерархию (ступени) систем, в которой элементами системы г'-го уровня являются системы (г + 1)-го уровня.

Например, промышленное предприятие можно представить как систему, элементами которой служат цехи. Так, цех может быть представлен как совокупность производственных участков и т. д. Выбрав в качестве исходного уровня рассмотрения предприятие, исследователь может расширять представления о системе не только «вниз», но и «вверх», т. е. переопределяя выделенную систему (в данном случае предприятие) как подсистему или элемент более крупной системы (например, объединения или отрасли промышленности).

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой