Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Б. Констан: психологический роман

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Отразился век, И современный человек Изображен довольно верно С его безнравственной душой, Себялюбивый и сухой, Мечтанью преданной безмерно, С его озлобленным умом, Кипящим в действии пустом. Эта характеристика ценна для понимания психологических черт ряда других персонажей, образующих типологию романтических героев. 1] В XX в. были также обнаружены роман Констана «Сесиль» и автобиография… Читать ещё >

Б. Констан: психологический роман (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Значительной фигурой раннего романтизма был Бенжамен Констан (1767—1830), писатель, публицист и общественный деятель, художественное наследие которого скромно — всего один роман «Адольф» (1816)[1]. Однако он прочно вписан в историю европейской литературы. Швейцарец по происхождению, он многие годы провел в разных странах Европы. Подобно де Сталь, его гражданской жене, он в годы революции стоял на либеральных позициях, поддерживал Директорию.

Встав в оппозицию Наполеону, Констан принужден был избрать удел эмигранта. После краха русской кампании Наполеона в 1812 г. он опубликовал книгу «О духе завоевания и узурпации власти в их отношении к европейской цивилизации» (1813). После же реставрации Бурбонов осуждал ультрароялистов и перешел в ряды либеральной оппозиции.

В романе «Адольф», имеющем подзаголовок «Повесть, найденная в бумагах неизвестного», просвечивают автобиографические моменты и некоторые обстоятельства отношений Констана и де Сталь; и хотя этот аспект вызывал читательское любопытство, главное в романе — это новая концепция человеческого характера, его многосложности и противоречивости, что и было свойственно романтизму. Повествование строится как дневник неизвестного, обнародованный неким путешественником. Протагонист Адольф, выпускник Геттингенского университета, небесталанный и образованный, не оправдывает надежд отца, желавшего, чтобы сын сделал служебную карьеру влиятельного чиновника в мелком немецком государстве. Адольф из немалого числа молодых людей, равнодушных к какойлибо полезной деятельности; у него одно желание — отдаваться сильным, приятным впечатлениям, возвышающим душу. «Я хочу быть любимым», — декларирует Адольф. Во время путешествий, томимый смутным беспокойством, герой знакомится в доме графа П. с его любовницей Элеонорой, женщиной не первой молодости, но не увядшей красоты и редкого обаяния. Граф, связанный с ней уже десять лет, безумно ее любит, а Элеонора делит с ним его трудности и проблемы.

Движимый поначалу тщеславием, Адольф начинает ухаживать за Элеонорой и добивается успеха. Ради любви к Адольфу Элеонора не только порывает с графом, но и жертвует своей репутацией — она более не образец «преданности и постоянства». Адольф также увлечен Элеонорой, но, глубоко эгоистичный и непостоянный по натуре, он не рискует связать с ней жизнь. Отец героя против его брака. Граф 11. предлагает Элеоноре вернуться к нему. Адольф переживает сильнейшее душевное смятение. Он готов оставить Элеонору, но считает себя обязанным по отношению к своей возлюбленной. Вместе с Элеонорой он отправляется в Польшу, где они поселяются в ее поместье. Адольф, презирающий свет, ощущает свою от него зависимость. В итоге он так и не обретает счастья.

Пафос романа — в изображении внутреннего разлада героя, переменчивости его психологического облика: любя Элеонору, он изводит ее подозрениями, ревностью. Их отношения приобретают все более запутанный, болезненный характер; это «любовь-ненависть», «любовьотчуждение». Героя страшит сознание того, что любовь и брак обернутся для него опасной несвободой. Это заставляет Элеонору страдать; она решает расстаться с Адольфом, но жизнь после утраты возлюбленного мучительна, ей остается только увянуть и умереть. Безутешный Адольф отправляется в путешествие; отныне он принадлежит только себе, но не знает, что делать со своей свободой, ибо она добыта «ценой стольких горечей и слез».

Пушкин, знаток и поклонник литературы Франции, обратил внимание на этот роман как на серьезное социально-психологическое обобщение, реализованное в центральном персонаже. В «Евгении Онегине» дана хрестоматийная характеристика «Адольфа», отнесенного к числу романов, в которых:

…отразился век, И современный человек Изображен довольно верно С его безнравственной душой, Себялюбивый и сухой, Мечтанью преданной безмерно, С его озлобленным умом, Кипящим в действии пустом.

Эта характеристика ценна для понимания психологических черт ряда других персонажей, образующих типологию романтических героев.

  • [1] В XX в. были также обнаружены роман Констана «Сесиль» и автобиография «Краснаятетрадь».
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой