Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Речевое поведение. 
Особенности речи перед микрофоном и телевизионной камерой

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В. Шекспир) Ролевая теория разрабатывается в наше время в рамках социологии, социолингвистики и ряда других отраслей знания. Однако впервые с понятием роли мы встречаемся в комедии В. Шекспира «Как вам это понравится», где автор делит жизненный путь человека на семь периодов, или действий, из которых складывается драма жизни: младенчество, детство, юность, молодость, зрелость, старость… Читать ещё >

Речевое поведение. Особенности речи перед микрофоном и телевизионной камерой (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Речевое поведение — обусловленные ситуацией общения эмоции, действия, поступки человека, выраженные с помощью языка и невербальных средств.

То, что язык неоднороден в социальном отношении, давно подмечено учеными. Выделяются возрастные особенности языка: речь ребенка отличается от речи взрослого человека, речь старшего поколения может отличаться от речи младшего поколения, «есть языки, в которых язык женщин в области произношения в известной мере отличается от языка мужчин».

Разные социальные группы отличаются своим речевым повелением. Отчасти это объясняется существованием ряда стереотипов. Не имея силы закона, стереотипы поведения в то же время являются фактом сознания носителей языка и уже в силу этого не могут не учитываться.

Роль, позиция, статус

Стереотипы поведения связаны прежде всего с ролью человека в обществе. Так, стереотипы ролевого поведения мужчины женщины закладываются с самого раннего детства и являются наиболее стойкими. Мальчикам напоминают, что плакать и кукситься нельзя: «Ты ведь мужчина…».

Девочкам указывают на то, что какие-то формы поведения не являются женственными: «Ты не мальчишка, девочки себя так не ведут… Это некрасиво!».

Роли мужчин и женщин отражаются в их речи. Вспомните, как отвечает герой Н. А. Некрасова:

Откуда дровишки?

Из леса, вестимо.

Отец, слышишь, рубит, А я отвожу…

В ходе социального взаимодействия каждому человеку приходится «проигрывать» более или менее широкий репертуар социальных ролей и вступать в различные ролевые отношения, требующие определенного речевого поведения.

Весь мир — театр.

В нем женщины, мужчины — все актеры.

У них свои есть выходы, уходы, И каждый не одну играет роль.

(В. Шекспир) Ролевая теория разрабатывается в наше время в рамках социологии, социолингвистики и ряда других отраслей знания. Однако впервые с понятием роли мы встречаемся в комедии В. Шекспира «Как вам это понравится», где автор делит жизненный путь человека на семь периодов, или действий, из которых складывается драма жизни: младенчество, детство, юность, молодость, зрелость, старость и дряхлость. Каждому периоду жизненной драмы свойственна определенная роль человека. Среди отличительных черт каждой роли выделяются поведенческие стереотипы (солдат ищет чести), психологические особенности, эмоциональные состояния, атрибуты роли (например, ранец — атрибут школьника), черты речевого поведения: младенец плачет, юноша воспевает любовь, молодой человек азартно спорит, в зрелости он «шаблонных правил и сентенций кладезь», его суждения критичны, он — судья. В глубокой старости «мужественный голос сменяется опять дискантом детским», а затем в дряхлом возрасте человек впадает в полузабытье.

В применении к реальной жизни (в отличие от изображав мой, как, например, в театре) слово «роль» — лишь метафора Она обращает внимание на тот факт, что в сходных обстоятельствах совершенно разные люди ведут себя одинаково, как будто их поведение определяется какими-то заданными текстами («партиями»), которые они и «исполняют». В социальной психологии эта метафора используется как научное понятие, обозначающее некий устойчивый тип поведения (включая мысли, чувства и действия). Так, говоря о социальной роли учителя, имеют в виду, что все учителя ведут себя в значительной степени одинаково: они передают детям знания, формируют их умения и навыки, культуру поведения. В роли отражаются, следовательно, социально-типические аспекты поведения.

«Никак нельзя вовсе обособить личность от той реальной роли, которую она играет в жизни», — писал С. Л. Рубинштейн. Ролевое поведение — это своеобразное единство, взаимопроникновение социальной роли и индивидуальности исполнителя.

В каждом обществе существуют некоторые схемы поведения функционально связанных людей: учитель — ученики; врач — пациенты; покупатель — продавец; старший — младший; знакомый — незнакомый. Из поколения в поколение традиция переносит правила взаимодействия людей в соответствующих ситуациях.

Так, конкретные учебно-речевые ситуации вызывают разные типы речевого поведения учителя. Задачи, стоящие перед учителем, обусловливают существование в структуре его речевого поведения таких ролей, как организатор, методист, комментатор, режиссер, сценарист, ведущий дискуссии, редактор и т. д.

Одной из важнейших характеристик роли является свойственный ей статус. Являясь фактором социальной жизни, статус вместе с тем активно воздействует на характер высказываний говорящей личности, в частности потому, что он связан с понятием авторитета. Так, будучи наделенным статусом учителя, человек обретает соответствующий ему авторитет, который, конечно, ему надо будет постоянно подтверждать.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой