Весьма интенсивно направление, связанное с отражением образного мышления специалиста в интеллектуальных системах стало развиваться с 80-х годов. Стимулом явились работы Д. А. Поспелова [1], А. А. Зенкина [2], В. В. Хорошевского [3] в области когнитивной графики.
Основной метафорой когнитивной графики является «познание через образ» (Д.А. Поспелов). Мир образных представлений, характерных для медицинских знаний, породил исследования по созданию медицинских интеллектуальных систем с различными аспектами применения средств когнитивной графики: когнитивная подсказка как средство активизации поиска решения пользователем в работах С. И. Гольдберга и Л. Д. Мешалкина; когнитивные диаграммы для представления ЭКГ в работе Т. А. Ракчеевой и др. С нашей точки зрения вопросы отражения образного мышления врача в интеллектуальной системе наиболее глубоко проработаны Б. А. Кобринским [4,5].
Однако, несмотря на некоторые результаты в обсуждаемом направлении, вопросов существенно больше, чем ответов. Основной причиной такого положения дел представляется отсутствие в интеллектуальных системах математического аппарата, позволяющего оперировать с образами также оперативно, как с символами (например, осуществлять вывод на образах, а не только использовать когнитивные средства для поддержки принятия решений, создания символьно — образных баз знаний и т. д.).
Опираясь на то, что в процессе человеческого познания образы, символы и логика слиты воедино, Д. А. Поспелов [6] неоднократно подчеркивал необходимость симбиоза образного и символьно-логического представления знаний и их обработки в интеллектуальных системах.
В докладе отражены результаты, связанные с созданием когнитивных средств: как инвариантных к проблемным областям, не имеющих образного представления в обычной реальности, так и связанных с патогенезом конкретного заболевания (бронхиальной астмы).