Структура управления разрабатывается для обеспечения достижения генеральной цели. Наряду с генеральной целью существует многоступенчатая иерархическая система целей.
Процесс разработки решений по проектированию организационной структуры можно охарактеризовать 3 основными этапами:
- 1. формирование общей структурной схемы аппарата управления;
- 2. разработка состава основных подразделений и связей между ними;
- 3. регламентация организационной структуры Мильнер Б. З. Теория организации. 2-е изд. перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2002.
Формирование общей структурной схемы заключается в определении главных характеристик организации, а также направлений, по которым должно быть осуществлено более детальное проектирование организационной структуры. К принципиальным характеристикам организационной структуры можно отнести:
- 1. общую спецификацию функциональных и программно-целевых подсистем;
- 2. число уровней в системе управления;
- 3. степень централизации и децентрализации полномочий и ответственности на разных уровнях управления;
- 4. основные формы взаимодействия органа власти с внешней средой;
- 5. требования к экономическому механизму, формам обработки информации, кадровому обеспечению организационной системы.
Второй этап — разработка состава основных подразделений и связей между ними — заключается в том, что предусматривается реализация организационных решений не только в целом по крупным блокам, но и по базовым подразделениям аппарата управления, распределение конкретных задач и построение внутриорганизационных связей. Под базовыми подразделениями понимаются самостоятельные структурные единицы (отделы, управления, сектора и т. д.).
Третий этап предусматривает разработку количественных характеристик аппарата управления и процедур управленческой деятельности, которая включает:
- 1. определение состава внутренних элементов базовых подразделений (отделов, управлений, секторов и т. д.);
- 2. определение проектной численности подразделений, трудоемкости основных видов работ и квалификационного состава исполнителей;
- 3. распределение задач и работ между конкретными исполнителями, установление ответственности за их выполнение;
- 4. разработка порядка взаимодействия подразделений при выполнении взаимосвязанных комплексов работ;
- 5. расчет затрат на управление и показатели эффективности аппарата управления в условиях проектируемой организационной структуры Мильнер Б. З. Теория организации. 2-е изд. перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2002.
Таким образом, процесс разработки решений по проектированию организационной структуры включает в себя 3 взаимосвязанных этапа, которые включают в себя формулировку главных характеристик организации, реализацию решений по базовым подразделениям организации и разработку количественных характеристик.