Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Потребностно-мотивационная и волевая сферы личности в период взрослости

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Вопросы развития мотивационной сферы человека в период взрослости сравнительно редко исследуются и теоретически обсуждаются в психологической науке. Это связано с тем, что в целом потребностно-мотивационная и волевая сферы к взрослому возрасту сформированы, их дальнейшее развитие обусловлено становлением морально-нравственной и ценностносмысловой сфер. Ценности и смыслы выступают в качестве… Читать ещё >

Потребностно-мотивационная и волевая сферы личности в период взрослости (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Вопросы развития мотивационной сферы человека в период взрослости сравнительно редко исследуются и теоретически обсуждаются в психологической науке. Это связано с тем, что в целом потребностно-мотивационная и волевая сферы к взрослому возрасту сформированы, их дальнейшее развитие обусловлено становлением морально-нравственной и ценностносмысловой сфер. Ценности и смыслы выступают в качестве системообразующих мотивов, определяют направленность личности.

В период ранней взрослости (18—23 года) основными жизненными задачами становятся овладение профессией и создание семьи. Исследования мотивации взрослых сконцентрированы на изучении мотивационных составляющих применительно к данным сферам. Достаточно полно изучены мотивы выбора будущей профессии и динамики мотивов учения в процессе овладения специальностью (А. А. Реан, Р. С. Вайсман, В. А. Сонин, В. И. Шкуркин, Н. Е. Милитанская и другие). Многие исследования носят практический характер и направлены на изучение специфики мотивации в отдельных видах деятельности и способов ее оптимизации. Например, мотивация в служебно-боевой деятельности (В. А. Корчмарюков), трудовой деятельности руководителя (Е. М. Макота), инженерной деятельности (Э. С. Чугунова), мотивы занятия спортом (Ю. Л. Ханин, А. В. Шаболтас)1. Особый интерес представляют конкретные мотивы (в первую очередь, достижения успеха и избегания неудач), аспекты мотивационной саморегуляции (А. А. Файзуллаев, О. А. Чаденкова), поскольку они влияют на результаты деятельности[1][2]. Исследуются личностные мотивационные и волевые качества.

Вопрос направления, динамики и конкретных фактов, касающихся развития мотивационной сферы взрослого человека в целом остается открытым. Современные исследования в данной области в основном сосредоточены на изучении смыслообразующих мотивов, ведущих ценностей. В средней взрослости (середине жизни) происходит реорганизация ценностей и переоценка смыслов, и именно такая реструктуризация «сверху вниз» определяет динамику изменений всей мотивационной структуры в целом. Развитие «снизу вверх», т. е. динамика мотивационной структуры личности в связи с изменением деятельности, влияние новых приобретенных мотивов на зарождение иных смыслов и ценностей, в исследованиях практически не рассматривается. На данный момент времени имеются лишь единичные работы, посвященные собственно развитию мотивации в период средней взрослости (В. Г. Асеев, В. К. Вилюнас, В. Грабал, М. Л. Кубышкина и другие)[3].

Практически все исследователи, изучающие мотивацию профессиональной деятельности, выделяют внутренние и внешние мотивы. К внутренним факторам относят интерес к работе, стремление к росту профессиональной компетентности, трудовых достижений и т. п. К внешним факторам относят: денежное вознаграждение, высокий статус и возможность продвижения по службе, комфортные условия труда, компетентность руководства, поддержка со стороны коллег. Работники, чаще называющие внутренние факторы, имеют более высокую мотивацию к труду[4]. По данным исследования Пфейфер и Девис люди в возрасте от 46 лет до 71 года, получающие удовлетворение от работы, мотивированы на продолжение трудовой деятельности, даже если они имеют возможность завершить ее[5].

В связи с окончанием трудовой деятельности происходит переосмысление жизни, переориентация на новые интересы. Пожилые люди сохраняют активность, если у них сохраняется мотивация к основным видам деятельности: игре, общению, груду, учению. Но теперь она реализуется в новых направлениях: занятие живописью, изучение иностранных языков, тематические путешествия и другие увлечения.

В заключении отметим, что тема мотивации до недавнего времени занимала одно из центральных мест в психологии. За рубежом она представлена более чем в 50 теориях мотивации (Г. Олнорт, Г. Мюррей, Д. МакКлелланд, Дж. Аткинсон, А. Маслоу, К. Левин, X. Хекхаузен и другие). Основное внимание обращалось на структуру мотивации, измерение входящих в ее состав переменных. Воля изучалась в рамках мотивационных теорий, только У. Джеймс уделил особое внимание проблеме воли.

В отечественной психологии активно исследовалось развитие мотивационной сферы человека в периоды детства, отрочества и юности (А. Н. Леонтьев, Б. Г. Ананьев, Л. И. Божович, Д. И. Фельдштейн, М. В. Матюхина). Проблема воли рассматривалась как самостоятельная область психологии (Ш. Н. Чхартишвили, В. И. Селиванов, В. А. Иванников, Е. П. Ильин и другие).

  • [1] Ильин Е. II. Мотивация и мотивы.
  • [2] Файзуллаев А. А. Мотивационная саморегуляция личности. Ташкент, 1987.
  • [3] Асеев В. Г. Мотивация поведения и формирование личности. М., 1976; Вилюнас В. К. Психологические механизмы мотивации человека. М., 1990.
  • [4] Крайг Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2002.
  • [5] См.: Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. СПб., 2003.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой