Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Нелинейность и категориалыюсть восприятия

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

При этом, хотя в идеале человек распознает именно сегменты, часто (когда информации недостаточно) он может оперировать и их признаками (то есть приписывать распознаваемым единицам значение некоторого класса). Например, если на основании акустического сигнала невозможно принять решение о глухости/звонкости распознаваемого сегмента, принятие решения может быть отложено; в этом случае оно будет… Читать ещё >

Нелинейность и категориалыюсть восприятия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

§ 78. Значительная часть информации о сегменте может быть заключена в другом сегменте. Например, информация о месте образования и твердости/мягкости согласных заключена в переходных участках соседних гласных; гласные с переходным участком в начале звучания воспринимаются как сочетание «согласный + гласный» даже при полном отсутствии шума; один и тот же взрыв может восприниматься как [н], [т] или [к] в зависимости от качества следующего гласного и т.н. Поэтому решение о категориальной принадлежности сегмента часто (а в случае естественной речи — почти всегда) слушающий принимает не только на основании звучания самого сегмента, а после анализа следующего звука или целого комплекса (слога или слова), в который входит данный звук. Это свойство восприятия речи человеком называется нелинейностью.

Человек гораздо лучше воспринимает не простые последовательности сегментов, а определенным образом организованные при помощи суперсегментных средств (ударения и интонации). Видимо, при восприятии человек анализирует слоги (в пределах которых действуют правила коартикуляции) и слова (ритмическая структура слова является одним из самых устойчивых элементов сигнала), а решения принимает уже в терминах сегментов[1].

При этом, хотя в идеале человек распознает именно сегменты, часто (когда информации недостаточно) он может оперировать и их признаками (то есть приписывать распознаваемым единицам значение некоторого класса). Например, если на основании акустического сигнала невозможно принять решение о глухости/звонкости распознаваемого сегмента, принятие решения может быть отложено; в этом случае оно будет принято на основании знания словаря или контекста.

§ 79. Если предъявить носителю русского языка несколько разных искусственно созданных согласных, отличающихся только длительностью звонкого участка смычки, и попросить его определить, какой согласный он слышит в каждом конкретном случае, то каково бы ни было число градаций длительности звонкого отрезка согласного, носитель русского языка будет относить его лишь к одной из двух категорий — глухой или звонкой.

Различные изменения направления движения F2 соседнего гласного со стационарной частью в области 1200 Гц ведут к восприятию всего трех категорий согласных звуков независимо от числа стимулов: |п] — если F2 резко восходящая, [к] — если она плавно восходящая, ровная или плавно нисходящая и [т] — если резко нисходящая. Таким образом, в восприятии не существует плавных переходов, вместо этого происходит резкое смещение из одной категории в другую. Эта особенность восприятия речи человеком называется категориалъностъю восприятия. В неречевых сигналах ситуация совсем другая — там наблюдаются градуальные изменения в восприятии.

Категориальность восприятия позволяет гораздо быстрее анализировать речевой сигнал — в секунду человек способен воспринимать до 30 речевых единиц и только одну неречевую.

  • [1] «Обращение к словам как оперативным единицам восприятия речи объясняется, но крайней мере, тремя взаимосвязанными причинами. Во-первых, для пофо-немного восприятия недостаточна разрешающая способность слухового анализатора человека: при необходимости постоянно осуществлять текущее перекодирование поступающего акустического сигнала в цепочку фонем слуховой анализатордолжен перерабатывать слишком большое количество информации в единицу времени. Во-вторых, значительная часть акустических сегментов «нормальной» речихарактеризуется неполным типом произнесения; их объективных характеристикпросто недостаточно для того, чтобы дать им фонемную интерпретацию. Наконец, в-третьих, человеку вообще свойственна тенденция к укрупнению единиц и признаков в процессах восприятия, так как это повышает быстроту действия соответствующих механизмов. В указанных условиях слушающий, пользуясь признакамислова как целостной единицы, относит его к некоторому классу. В информационнонасыщенной среде, обычной для речевого общения, идентификации слова с точностью до некоторого класса обычно достаточно: к тому моменту, когда появляется О
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой