Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Михаил Зощенко (1894-1958)

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Период 1920;х гг. был наиболее плодотворным для Зощенко. Именно в это время пишутся ставшие классическими короткие рассказы, воспроизводящие мироощущение «маленького человека» — мещанина, как предпочитали его тогда называть, — беспомощного в столкновении с бытом послереволюционной страны, с культурой, с которой ранее он был незнаком. В первой книге писателя «Рассказы Назара Ильича господина… Читать ещё >

Михаил Зощенко (1894-1958) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

После изучения данной главы студент должен:

знать

  • • основные особенности художественного мира ?. М. Зощенко;
  • • идейно-художественное своеобразие рассказов 1920;х гг. «Аристократка», «Прелести культуры», «Счастливый случай», «Богатая жизнь», повести «Голубая книга» ;

уметь

  • • определить дистанцию между автором и героем ?. М. Зощенко, показать ее изменение на протяжении творческого пути писателя;
  • • объяснить, как в сказовом повествовании изображается речь повествователя;
  • • определить основные черты повествователя в рассказах 1920;х гг.;
  • • проанализировать образ Пролетарского Писателя, созданного ?. М. Зощенко в 1930;е гг.;
  • • показать природу творческого кризиса писателя в 1950;е гг.;

владеть

  • • понятиями «сказ», «сказовые структуры повествования» ;
  • • навыками сопоставительного анализа произведений писателя с произведениями XIX в. (эволюция литературного типа «маленького человека» в XX в.).

?. М. Зощенко — один из самых ярких и значительных русских писателей первой половины XX в. Он ввел в литературу и наделил правом голоса совершенно нового героя, сам факт существования которого оказался результатом социальных деформаций невиданных масштабов, чья кульминация пришлась на 1920−1930;е гг. Искренняя попытка говорить от лица своего героя и одновременно ирония над ним делали позицию писателя двойственной. Это обусловило противоречивость понимания писателем собственной роли в литературе, что привело в итоге к жесточайшему внутреннему и творческому кризису.

Творческая биография ?. М. Зощенко

Михаил Михайлович Зощенко родился в большой, но небогатой дворянской семье, в 1913 г. окончил гимназию и поступил в Петербургский университет. Образование не закончил, так как не было возможности оплачивать учебу. Зощенко принимал участие в Первой мировой войне: боевой офицер, он был ранен, отравлен газами, имел четыре ордена. После революции добровольцем ушел в Красную Армию, демобилизовался в 1919 г. по болезни. С 1918 по 1921 г. «был милиционером, счетоводом, сапожником, инструктором по птицеводству, телефонистом пограничной охраны, агентом уголовного розыска, секретарем суда, делопроизводителем» («Автобиография» 1953 г.). В начале 1920;х гг. Зощенко — активный член литературной группировки «Серапионовы братья» .

Период 1920;х гг. был наиболее плодотворным для Зощенко. Именно в это время пишутся ставшие классическими короткие рассказы, воспроизводящие мироощущение «маленького человека» — мещанина, как предпочитали его тогда называть, — беспомощного в столкновении с бытом послереволюционной страны, с культурой, с которой ранее он был незнаком. В первой книге писателя " Рассказы Назара Ильича господина Синебрюхова" (1921−1922) эти черты героя Зощенко выражены с помощью сказа — особой формы повествования, которая воспроизводит устную речь рассказчика, социально дистанцированного от автора. Чужая речь, речь человека, оторванного от культурной и литературной среды, становится главным предметом изображения, способом создания характера. При этом важно не только то, что говорит рассказчик, но и то, как он говорит. Сказовость — главная черта стиля Зощенко в начале его писательского пути.

Уже в 1920;е гг. Зощенко воспринимался читателями и критикой как наиболее яркий сатирик в советской литературе. К началу 1930;х он выпускает собрание сочинений в шести томах. Однако 1930;е гг. и последующие периоды не были столь удачны для писателя. В частности, оказались не вполне удачными произведения средней и крупной формы 1930−1940;х гг. («Голубая книга», «Возвращенная молодость», «Перед восходом солнца»), знаменовавшие попытку Зощенко выйти к новым темам, формам повествования, к новому типу героя. На протяжении 1930−1950;х гг.

Зощенко был объектом грозной и несправедливой критики, чаще всего официозной. Ее кульминацией стало постановление ЦК ВКП (б) «О журналах „Звезда“ и „Ленинград“» (1946). После этого удара Зощенко так и не смог оправиться. «Писатель с перепуганной душой — это уже потеря квалификации» , — грустно шутил он в конце жизни, подводя итоги последних лет.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой