XVII в. Отмечен развитием разумного, научного подхода практически во всех сферах жизни. Френсис Бэкон призывает очистить разум от заблуждений, Иоганн Кеплер открывает законы движения планет, работают Коперник и Галилей, Спиноза, провозглашает природу причиной самой себя; Паскаль, называет человека «мыслящим тростником», трепещущим между бесконечностью и ничтожеством; Декарт — основоположник рационализма…
Именно в это начинал творить Никола Пуссен, он отверг и бурную экспрессию барокко, и огрубленную реальность караваджизма, задавшись целью своим творчеством построить концепцию творчества.
Тематика полотен Н. Пуссена разнообразна: здесь и мифология, и исторические сюжеты, и библейские. Герои художника представляют собой сильных людей, с твердыми характерами и высоким чувством долга. Они в некотором смысле отражают эпоху Классицизма, когда мера и порядок становятся основой мироустройства, а плавность и четкость линий в живописи прекрасно передают замысел художника, строгость и величавость героев, их характеров.
Сочетание сильных и очень глубоких тонов, создающих ощущение гармонии, в то же время это ощущение находится в очень четких рамках, не выходящих, как, например, в барокко, за пределы живописного пространства, — именно это стало основой нашего интереса к творчеству Никола Пуссена. Особенно заинтересовало произведение «Танкред и Эрминия», как пример классицистической эстетики и отражение индивидуального стиля автора.
Творчество Н. Пуссена пользуется большим вниманием у всех категорий любителей живописи. Его изучали и изучают многие ученые-искусствоведы: как отечественные В. Н. Герц, В. Н. Вольский и М. В. Алпатова, Н. Нерсесова, А. Замятина, Т. Знамеровская., Г. Ерохова, Ч. Мезенцова, так и зарубежные: И. Зандрарт, Дж. Беллори, А. Фелибьен, О. Граутоф, В. Фриндельдер, Л. Уртик и др. Среди зарубежных изданий последнего времени хочется отметить каталог Ж. Тюилье.
Целью работы является анализ произведения Н. Пуссена «Танкред и Эрминия», хранящегося в Государственном Эрмитаже.
Исходя из поставленной цели, определим задачи: 1) изучить творчество художника и 2) проанализировать одно из произведений с точки зрения образно-стилистической.
НИКОЛА ПУССЕН.