Стиль.
Основы композиции
Признаками каждого стиля является своеобразный круг идей, специфический подбор и способ характеристики людей, изображенных на картине или в скульптуре, особые построения композиции произведений декоративного искусства, даже особые художественно-технические приемы обработки разных материалов, соответствующие уровню развития производительных сил в данной стране, в данную эпоху, при данном… Читать ещё >
Стиль. Основы композиции (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В художественно-ремесленных училищах изучается как особый предмет учебного плана история стилей. При пользовании этим пособием, посвященным изучению основ композиции, понятие о стиле необходимо учащимся прежде всего для решения вопроса о стиле их собственных композиционных работ, а затем и для того, чтобы при разработке рисунков для исполнения в определенном материале частей данного архитектурного проекта учащиеся могли судить о стиле оформления здания по этому проекту. Понимая общий стиль здания, учащиеся, в будущем мастера, сумеют сделать все его детали соответствующими общему стилю здания.
С изменением общего стиля архитектуры здания изменяется и декоративное оформление отдельных помещений в нем. Примером, подтверждающим это, могут служить две лестницы, изображенные на рис. 2 и 3. Одна из них в Большом дворце г. Петродворца (б. Петергоф), другая в Ленинграде в доме, где до революции помещалось Главное управление ведомства учреждений императрицы Марии. По времени постройки их разделяет одно столетие.
Даже при первом взгляде замечаешь, что орнаментация лестницы Большого дворца в г. Петродворце имеет иной характер и занимает большее место, чем на другой лестнице, где много гладких стен.
В орнаментации первой лестницы преобладают сложные причудливые формы морских раковин, оранжерейных растений. На другой лестнице орнаментация более простая, ясная, в ней угадываешь отзвуки классического искусства древней Греции, хотя и своеобразно переработанные. На различиях отделки лестниц сказалось изменение вкусов людей одного класса: на первой — XVIII века, на другой — вельмож первой половины XIX века.
Рис. 2. Архитектор Растрелли-сын. Низ купеческой лестницы Большого дворца в Петродворце (б. Петергоф).
Признаками каждого стиля является своеобразный круг идей, специфический подбор и способ характеристики людей, изображенных на картине или в скульптуре, особые построения композиции произведений декоративного искусства, даже особые художественно-технические приемы обработки разных материалов, соответствующие уровню развития производительных сил в данной стране, в данную эпоху, при данном общественном строе.
Коренная ломка существовавшего общественного строя и создание новых производственных отношений влечет за собой смену старого стиля на новый.
В процессе грандиозного строительства СССР создается новый стиль советского декоративного искусства. При внимательном и вдумчивом сравнении декоративного искусства первых трех десятилетий существования советской власти в России с русским декоративным искусством конца XIX и начала XX века очевидны те коренные изменения и в содержании и в формах произведений искусства, которые произошли с 1917 г.
Рис. 3. Архитектор П. С. Плавов. Лестница в доме б. Главного управления ведомства учреждений императрицы Марии в Ленинграде (1835 г.).
Следует упомянуть о своеобразном отношении искусствоведов конца XIX века к «ручному» и к «машинному» способам производства в области декоративного искусства и художественной промышленности.
Художественные журналы того времени полны статьями на тему о гибельности для искусства «вторжения машины». Проводится мысль, что полноценны только те произведения декоративного искусства, которые сделаны руками самого мастера, лучше даже в одном экземпляре, так как повторение «механизирует» руки мастера-художника. Это значит, что произведения декоративного искусства ранее предназначались для немногих избранных богачей.
В наших условиях, когда искусство стало достоянием всех граждан Советского Союза, когда общественные здания, дворцы культуры, художественные изделия из фарфора, мебель, ткани и прочее делаются для всех граждан, конечно, все делается мастерами-художниками с применением «умных» и разнообразных машин, обеспечивающих массовость производства таких изделий. Новое отношение к машине ярко обрисовал покойный академик архитектуры А. В. Щусев в своем докладе на VIII пленуме Союза советских архитекторов СССР в 1940 г.
Тема доклада «Художественная промышленность и задачи архитектора». А. В. Щусев сказал: «Наши социалистические установки таковы, что мы должны дать массам недорогую, но хорошую и красивую вещь. И этого можно достигнуть при помощи современных машин.
Социалистическая система хозяйства обеспечила расцвет в СССР и архитектуры, и художественной промышленности. Мы видим, что в нашей стране уже созданы и создаются высокие культурные ценности.
У нас имеется метро, где мы видим хорошие художественные вещи из мрамора, металла, дерева и пр. Вот что сделала машина и что сделало такое сооружение, как метро. У нас есть замечательные материалы для художественной промышленности, но, кроме машинной обработки этих материалов, они нуждаются в руке художника и мастера-исполнителя[1].
- [1] Материалы VIII пленума Союза советских архитекторов СССР, № 2, Москва, 1940.