Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Советская мода 1970—1980-х гг

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Потребность в модных вещах удовлетворяли подпольные производства и спекулянты и фарцовщики, которые наживались на товарном дефиците. Подпольные производства создавали так называемые цеховики — подпольные предприниматели, которые появились в СССР с ликвидацией на рубеже 1920—1930;х гг. частной собственности на средства производства и внедрением государственного планового хозяйства. Товарный… Читать ещё >

Советская мода 1970—1980-х гг (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Советская мода 1970—1980;х гг. все время «догоняла» западную моду — несмотря на желание одеваться модно и красиво, которое и тогда отличало наших потребителей, выполнить его было достаточно трудно, поэтому заметно было отставание от мировой моды на несколько лет. Не хватало ни информации о последней моде, ни самих модных товаров. Пределом мечтаний советской женщины были журнал «Burda» (особенно потому, что был с выкройками — можно было скопировать модные фасоны) и каталоги для торговли по почте «Quelle» и «Otto», которые также рассматривали как модные журналы (о том, чтобы заказать представленные там модели и мечтать даже не могли!). Такие журналы, как «Vogue», «L'Officiel», «Harsper's Bazaar» и даже «Е11е» и «Cosmopolitan», обычному советскому читателю были недоступны — на русском языке они не издавались. Посмотреть их можно было разве что в Ленинской библиотеке, Библиотеке иностранной литературы или Театральной библиотеке, а также их выписывали организации, связанные с легкой промышленностью, — Дома моделей, Виалегпром, Торговая палата, Всесоюзная патентная библиотека.

Большой популярностью пользовались показы мод, к которым относились как к разновидности развлечения или просветительской акции, а не как к коммерческому мероприятию. На показы коллекций одежды публика ходила, как на театральные представления. Показы устраивали и Виалегпром, и дома моделей. Между тем, что демонстрировалось на подиуме, и прилавками магазинов была «дистанция огромного размера» — «Шоу советской моды создавались как иллюзия прекрасной жизни народов СССР»[1]. Несмотря на отставание ни один модный стиль 1970—1980;х гг. «не прошел мимо» советских модников: в 1970;е гг. носили брюки-клеш, батники, платья-рубашки и туфли на платформе в стиле ретро, юбки с оборками в фольклорном стиле и блестящие туалеты в стиле диско, дубленки в этническом стиле, комбинезоны из плащевки в стиле милитари и платья из марлевки в экологическом стиле, в 1980;е гг. пиджаки и пальто с огромными плечами, брюки-бананы, стеганые пальто и куртки, мини-юбки, леггинсы и платья из трикотажа с лайкрой.

Модели Дома высокой моды «Кристиан Диор» на Красной площади, 1959 г.

Рис. 14.12. Модели Дома высокой моды «Кристиан Диор» на Красной площади, 1959 г.

По-прежнему выручали вынужденные изворотливость и изобретательность советского человека — многие сами шили и вязали, копируя фасоны из модных журналов, телесного цвета колготки отбеливали или красили в модный в 1980;е гг. черный цвет, перекрашивали туфли пастой из стержней шариковых ручек, растворенных в ацетоне, отрезали в сапожной мастерской каблуки у туфель, когда в 1980;е гг. в моду вошли низкие каблуки. По-прежнему шили и в ателье, и у частных портних, которые, в отличие от закройщиков в ателье, брались сшить любые модели, копируя их часто из западных журналов. Но престижно было носить настоящие «фирменные» вещи, привезенные из-за границы. Особым шиком в 1970;е гг. считались американские джинсы, которые стоили у спекулянтов примерно в 2 раза дороже, чем месячная зарплата инженера. Были распространены и менее престижные индийские и болгарские «джинсы», и так называемые «самопальные» или «самострок». Желание иметь «фирму» привело к тому, что в СССР подделки под знаменитые бренды появились гораздо раньше, чем контрафакт заполонил западные рынки в 1980;е гг. В 1970;е гг. в мастерских металлоремонта штамповали металлические пуговицы с надписями «Lewis» или «Wrangler». В 1980;е гг. в моду вошла «варенка» — «вареные» джинсы, джинсовые платья, юбки и куртки. Этот эффект также получали в домашних условиях, кипятя джинсовые вещи с отбеливателем, терли джинсы пемзой. Джинсы были не единственной культовой вещью советского модника, символом престижа и статуса — к ним можно отнести кожаный или замшевый пиджак, дубленку, кожаную куртку, кроссовки «Адидас» в 1980;е гг., финские сапоги, австрийские туфли. Спортивные костюмы «Адидас» в первой половине 1980;х гг. носили в качестве повседневной одежды и даже выходной одежды, их можно было даже заметить на публике в театре. Потом в моду вошла аэробика, и вязаные гетры, бывшие первоначально элементом костюма для занятий аэробикой, также превратились в очень модную вещь.

Были популярны вещи, связанные из мохера. На что только не шли советские туристы, чтобы ввезти вожделенный мохер из-за границы: вместо экскурсий сидели в гостиничных номерах и вязали огромными крючками из мохера шарфы, которые затем дома распускали и вязали уже шапки и джемперы. Советским туристам меняли в капиталистических странах на местную валюту всего 30 рублей, поэтому они могли покупать вещи только в самых дешевых магазинах типа французских «Тати».

Потребность в модных вещах удовлетворяли подпольные производства и спекулянты и фарцовщики, которые наживались на товарном дефиците. Подпольные производства создавали так называемые цеховики — подпольные предприниматели, которые появились в СССР с ликвидацией на рубеже 1920—1930;х гг. частной собственности на средства производства и внедрением государственного планового хозяйства. Товарный дефицит, безхозяйственность и коррупция создавали для этого подпольного бизнеса благоприятную среду. Сырье и материалы для подпольного производства приобрести легально было невозможно, поэтому государственные предприятия местной промышленности служили основной сырьевой и производственной базой цеховиков. Дополнительную продукцию, как правило, изготавливали рабочие того же предприятия. Произведенная продукция тайно вывозилась и реализовывалась на черном рынке или через государственную торговую сеть. Подпольные предприятия выпускали меховые изделия (шубы, шапки), трикотаж, швейные изделия (например, поддельные джинсы), даже пластиковые пакеты с «лейблами». Цеховики становились подпольными миллионерами, как миллионер Корейко в «Золотом теленке» И. Ильфа и Е. Петрова. Например, при обысках на дачах и квартирах руководителей так называемой «меховой мафии» в 1974 г. были найдены миллионы рублей в трехлитровых банках, сотни килограммов ювелирных изделий, сотни сберкнижек на предъявителя. Легально потратить в СССР большие деньги было тоже невозможно. В 1970—1980;е гг. повышение спроса на товары народного потребления (особенно одежду, обувь, запчасти к автомобилям) и разложение правоохранительных структур способствовали активизации деятельности цеховиков. В конце 1980;х гг. деятельность цеховиков была легализована в связи с ликвидацией ограничений на негосударственную предпринимательскую деятельность, и они влились в капиталистическую постперестроечную экономику.

В 1983 г. в СССР была вновь введена талонная система, от которой окончательно отказались только в 1992 г. Чтобы купить вещь в магазине, требовался талон или «карта москвича» (в Москве). У советских людей возникла стойкая привычка все покупать «про запас» — от туалетной бумаги, которая тоже была дефицитной, зубной пасты и стирального порошка до тканей, пряжи, ниток, пуговиц. Следуя народному совету, сапоги покупали летом, а босоножки — зимой, вернее, тогда, когда их «выбрасывали» или «выкидывали» в продажу. Тем более, что требовалось отстоять длинную очередь, чтобы что-то купить. У некоторых особо запасливых людей остатки товарных запасов времен «застоя» сохранились до наших дней.

Товарный дефицит смела волна дешевого китайского и турецкого ширпотреба в конце 1980;х — начале 1990;х гг., потом прилавки наполнились более качественными товарами иностранного и российского производства.

  • [1] Щипакина А. А. Мода в СССР. Советский Кузнецкий, 14. С. 54.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой