Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Развитие музыкального мышления

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Для развития навыков мышления в процессе сочинения музыки: — мелодически развить гармонические последовательности на основе генерал-баса; Для развития навыков мышления в процессе восприятия музыки рекомендуется: — выявить в произведении главное интонационное зерно; Импровизировать пьесы тонального и атонального характера на заданное эмоциональное состояние или художественный образ. Выявить… Читать ещё >

Развитие музыкального мышления (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Чтобы сделать общественный социальный опыт своим собственным достоянием, каждый человек должен приложить для этого серьезные умственные усилия, потому что каждый из нас владеет лишь тем, что может добыть своим трудом.

Начальным толчком для включения процессов мышления чаще всего оказывается проблемная ситуация, в которой имеющиеся средства и возможности не позволяют удовлетворить имеющуюся потребность. В учебной деятельности проблемная ситуация предстает в виде противоречия, которое проявляется в несоответствии между имеющимися знаниями и новыми требованиями. То знание, которое учащемуся необходимо усвоить, занимает место неизвестного. Совершая ряд учебных действий, он добывает необходимые знания в процессе самостоятельного мышления.

Согласно концепции известного педагога М. И. Махмутова, проблемные ситуации для развития у учащихся навыков мышления могут быть смоделированы через:

  • — столкновение учащихся с жизненными явлениями, фактами, требующими теоретического объяснения;
  • — организацию практических работ;
  • — предъявление учащимся жизненных явлений, противоречащих прежним житейским представлениям об этих явлениях;
  • — формулирование гипотез;
  • — побуждение учащихся к сравнению, сопоставлению и противопоставлению имеющихся у них знаний;
  • — побуждение учащихся к предварительному обобщению новых фактов;
  • — исследовательские задания[1].

Применительно к задачам музыкального обучения проблемные ситуации могут быть сформулированы следующим образом.

  • 1. Для развития навыков мышления в процессе восприятия музыки рекомендуется:
    • — выявить в произведении главное интонационное зерно;
    • — определить на слух стилевое направление музыкального произведения;
    • — найти фрагмент музыки определенного композитора в ряду других (например, найти фрагмент с музыкой Чайковского в ряду фрагментов с музыкой Шопена, Бетховена, Рахманинова);
    • — выявить особенности исполнительского стиля при интерпретации разными музыкантами одного и того же произведения;
    • — определить на слух гармонические последовательности;
    • — подобрать к музыкальному сочинению произведения литературы и живописи в соответствии с его образным строем.
  • 2. Для развития навыков мышления в процессе исполнительства следует:
    • — сравнить исполнительские планы музыкальных произведений в их различных редакциях (например, сонаты Бетховена в редакциях Гольденвейзера и Э. Петри);
    • — найти в музыкальном произведении ведущие интонации и опорные пункты, по которым развивается музыкальная мысль;
    • — составить несколько исполнительских планов одного и того же музыкального произведения;
    • — исполнить произведения с различной воображаемой оркестровкой;
    • — исполнить одно и то же произведение в различном воображаемом цветовом освещении (в синем, красном, фиолетовом).
  • 3. Для развития навыков мышления в процессе сочинения музыки:
    • — мелодически развить гармонические последовательности на основе генерал-баса;
    • — подобрать по слуху знакомые песни;
    • — импровизировать пьесы тонального и атонального характера на заданное эмоциональное состояние или художественный образ.

При выполнении проблемных заданий полезно сравнивать варианты решений одного и того же задания. Дискуссии и обсуждения уточняют и развивают процессы мышления учащихся, заставляют их четче формулировать свои позиции и делать необходимые выводы.

  • [1] Махмутов М. И. Организация проблемного обучения в школе. М., 1977. С. 92—102.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой