Сущность культуры.
Культура как традиция.
Культура Древнего Египта.
Особенности исламской цивилизации.
Реформация.
Роль классической немецкой философии в форми
Культура Древнего Египта в значительной степени определяется спе-цификой становления Египетского государства, географическими и этнографическими факторами. Большое влияние на формирование древ-неегипетской культуры оказывала религия, основными чертами которой были: длительное сохранение пережитков фетишизма и тотемизма, синкретизм (объединение в одном двух или нескольких божеств, перенесение… Читать ещё >
Содержание
В массовом сознании утвердилось представление о культуре, как об особой сфере общества, которая как бы отделена от повседневной жизни и фактически тождественна искусству и литературе. Этот взгляд закреплен в выражениях типа «работник культуры», «деятели культуры», под которыми подразумеваются поэты и писатели, музыканты и артисты.
На деле же культура явление масштабное, несводимое к одному только искусству, явление соразмерное обществу и цивилизации. Потому культура не только теснейшим образом связана со всеми сторонами жизни общества и человека, а пропитывает ее.
Понять сущность культуры можно лишь через призму деятельности человека, народов, населяющих планету. Культура не существует вне человека. Она изначально связана с человеком и порождена тем, что он постоянно стремится искать смысл своей жизни и деятельности, и, наоборот, нет ни общества, ни социальной группы, ни человека без культуры и вне культуры. Согласно, одного из основоположников русской и американской социологических школ Сорокина: «…Любая организованная группа неизбежно обладает культурой. Более того, ни социальная группа, ни индивид (за исключением просто биологического организма) не могут существовать… без культуры».
Культура олицетворяет своеобразие, уникальность и неповторимость общества, народа, социальной группы, короче того субъекта, которому она принадлежит. Культуру с этой точки зрения можно представить как портрет социальной общности. Это связано с тем, что она складывается на протяжении длительного времени и представляет собой аккумуляцию своеобразного исторического опыта, который люди приобрели. Другими словами, каждая культура непременно имеет «историческое измерение», которое, может быть не заметно на первый взгляд, но без него никакая культура, даже если речь идёт о культуре небольшой социальной группы, не существует.
Культура поэтому содержит в себе наиболее типичные, повторяющиеся, распространённые, воспроизводящиеся регулярно, черты и свойства социальной общности. Общим знаменателем всего многообразного содержания культуры, следовательно, можно считать традицию. Она обнаруживает себя во всех элементах культуры, формируя ее своеобразие, а на поверхности общественной жизни она проявляется в виде привычки.
Можно сказать, что каждой культуре присущ механизм селекции, отбора, благодаря которому она как бы отфильтровывает общественную жизнь, практику, оставляя в качестве культурных образцов, стандартов, канонов только некоторые элементы. Они становятся общими и в определённой мере обязательными для всех членов социальной общности.
Здесь можно привести прискорбный пример. Правовой нигилизм, пренебрежительное отношение к закону и праву наша традиция, уходящая своими корнями далеко в прошлое и «канонизированная» в известной пословице «закон, что дышло, куда повернёшь, туда и вышло». В эпоху перестройки в общественное сознание была введена европейская идея правового государства. Но практика и глубинное отношение к закону не изменилось, поскольку не изменился сам закон, оставшийся неправовым, «волей господствующего класса», поскольку идея правового государства не была «увязана» с коренными ценностями отечественной культуры, в первую очередь с идеей справедливости. Более того, так как небрежение законом демонстрируют именно сами законодатели, правовой нигилизм лишь усиливается.
Культура народа формируется и откристаллизовывается на протяжении целых исторических эпох, она прошлое, опрокинутое в настоящее. Она «память» о прошлом, зафиксированная в стереотипах сознания и поведения, символах, обрядах и обычаях. Это наиболее глубинные её пласты, которые тысячью нитей связаны с более динамичными и меняющимися поверхностными слоями, отражающими специфику конкретной исторической эпохи и часто несущими в себе новое и противоречащее традициям содержание.
Список литературы
- Георгиева Т.С. Христианство и русская культура. — М., 2001.
- Зезина М.Р., Кошман Л. В. и др.История русской культуры. — М., 1990.
- Культурология: История мировой культуры: Учебник для ВУЗов/ под ред. Проф. А. Н. Марковой. М.: «Культура и спорт», 1998.
- Смирнова В. В. Мировая художественная культура. М., 1995, ч.I.
- Буданова В. П. История мировых цивилизаций: Учебник: Раздел VI. Глава 2. 2004 г.
- Жданов Н. В., Игнатенко А. А. Ислам на пороге XXI века, М., 1989. с. 220.
- Хрестоматия по культурологии. (Учебное пособие) Под ред. Рудигина А. А. 1998. 592с.
- Кузнецов В. Н. Немецкая классическая философия второй половины XVIII нач. XIX века: Учеб. пособие для ун-тов.-М.: Высш. шк., 1989.- 480 с.
- Культурология для технических вузов. Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.
- Козловски П. Современность постмодерна // Вопросы философии. М., 1995, № 10. С. 87.
- Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М.: «Правда», 1989.
- Замалеев А.Ф. Лекции по истории русской философии. С.-П.: Издательство С.-Петербургского университета, 1995.