Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Технология выполнения холодного батика

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Роспись делали с помощью изобретенного в XVII веке прибора «чантинга». Это небольшой сосуд, медный или латунный, с одним или несколькими носиками, который прикреплен к деревянной или бамбуковой палкеручке. Ткань с нанесенным воском на несколько часов погружали в раствор красителя. Во время крашения ткань осторожно переворачивали, стараясь чтобы восковой слой не растрескался. Потом ткань… Читать ещё >

Технология выполнения холодного батика (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Из истории холодного батика

Наиболее ранние сведения об окраске тканей в мировой литературе относятся к I веку н.э. Плиний Старший дал в одной из своих книг описание способа окраски, который применялся в Египте: В Египте окрашивают одежды удивительным способом: после того, как белое полотнище расчертят, его пропитывают не красками, но поглощающими краски веществами; когда это сделано, на полотнище не видно ничего, но, погрузив его в котел с горячей краской, в надлежащее время вынимают окрашенным. Как видим, описание очень похоже на современные определения батика. ].

Самой древней из известных росписей (около двух тысяч лет) является китайская роспись из древнего захоронения. Ткань на удивление хорошо сохранилась. Она покрыта темными фигурами, раскрашенными минеральными красителями.

Родиной горячего батика считается Индонезия. Классический горячий батикочень трудоемкий вид росписи. Только подготовка ткани занимала несколько дней. Сначала ткань держали в воде 1−2 дня для размягчения, потом стирали, сушили. Затем кипятили в рисовом крахмале 15 минут. После повторного высушивания ткань отбивали до мягкости деревянным вальком.

Роспись делали с помощью изобретенного в XVII веке прибора «чантинга». Это небольшой сосуд, медный или латунный, с одним или несколькими носиками, который прикреплен к деревянной или бамбуковой палкеручке. Ткань с нанесенным воском на несколько часов погружали в раствор красителя. Во время крашения ткань осторожно переворачивали, стараясь чтобы восковой слой не растрескался. Потом ткань высушивали и снова наносили воском другие элементы рисунка. Окрашивание производилось от самого светлого к самому темному. После окончания крашения ткань снова высушивали. Последняя операцияудаление воска с ткани. Для этого ее погружали в котел с горячей водой.

С изобретением клейного материала, названного резервом, получила развитие принципиальная новая техника росписихолодный батик. [Синеглазова М. А. «распишем ткань сами» с.7].

Техника холодного батика возникла вначале ХХ века, а сегодня — это наиболее распространённая и любимая техника росписи ткани. В переводной литературе встречаются и другие названия этой техники — контурная техника или гуттатехника. Её отличительная особенность — наличие характерных контурных линий, которые выполняют функцию разделения разных цветовых пятен и дополнительно несут графическую нагрузку. Контурные линии могут быть как белые, так и цветные, и выполняются специальным резервирующим составом, представляющим собой клеевую смесь на основе натурального каучука и бензина, и наносятся с помощью стеклянных трубочек. В своём кругу художники называют резервирующий состав просто резервом. Функция его состоит в том, что, пропитывая насквозь ткань, резерв предотвращает растекание краски за пределы заданного контура. [Робинсон Р. «Искусство батика-техники и образцы» с. 11].

В Древней Руси существовал способ окрашивания очень похожий на яванский батик. Назывался он кубовая набойка или выбойка. Как и обычная набойка он был завезен на Русь в 12 веке с купцами из Индии и получил широкое развитие.

Заключался он в следующем. На резную доску с узором, так называемую «манеру» наносился специальный состав на основе белой глины — вапа, и такой доской пропечатывалась вся ткань. После высыхания вапы ткань погружалась в бак с красителем — куб. Как правило ткань окрашивалась в индиго от светло-голубого до сине-фиолетового, поэтому мастера-красильщики назывались также синильщиками, а избы-мастерские — синильнями. После окрашивания вапа удалялась с ткани при помощи слабого раствора серной кислоты.

В конце 19 века ремесленное окрашивание тканей резко сократилось из-за развития мануфактурной промышленности. Когда в 20−30 годах 20 века в Советской России стал развиваться батик, он уже никак не был связан с древнерусскими традициями. Русские мастера перенимали европейский опыт и европейскую технику холодного батика. Сначала отдельные художники пробовали себя в этом виде искусства. Батиком увлекались Н. Ламанова, Е. Е. Лансере, М. В. Либаков, А. Г. Тышлер, В. А. Щуко. Позже начали создаваться артели, занимающиеся росписью косынок, платков, шалей, шарфов на революционную и народную тематику. [http://www.kseniaefimova.ru/index.php?module=articles&article_id=2].

Конкретно в России метод холодного батика применяется с 1936 года в промышленных артелях. Таким способом изготавливали, опять же, косынки, шарфы, галстуки, купоны на платья, изделия для интерьера: занавеси, скатерти, салфетки, абажуры. Позднее — декоративное панно, живопись по ткани. Холодный батик получил широкое распространение во многих странах 70−80-е годы. [http://nhkt.narod.ru/batik.htm].

Изобретение в начале XX века в России резервирующего состава, не требующего нагревания, сделало Россию родиной холодного батика. Простота исполнения, четкий «витражный» контур делают эту технику интересной для опытных мастеров и привлекательной для начинающих. [Синеглазова М.О. с. 4 «Батик"].

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой