Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Основные направления развития корпоративной культуры

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Увлечения (хобби) На предприятии принята концепция всестороннего развития личности — поэтому мы всемерно поощряем разнообразные увлечения сотрудников в свободное время: чтение литературы, занятия искусством, посещение театров и кино, занятие охотой и рыбной ловлей и т. д. Прекращение трудового договора. Увольнение по инициативе администрации. Увольнение по инициативе работника. Увольнение… Читать ещё >

Основные направления развития корпоративной культуры (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Корпоративные правила (кодексы) Для формирования корпоративной культуры существует пока еще малораспространенный в России, но весьма эффективный инструмент — корпоративные правила (кодексы).

Итак, корпоративные правила. Если обратиться к словарю, то правила (rules) — точное определение того, что следует делать в конкретной уникальной ситуации. Соответственно, корпоративные правила — точное определение того, что следует делать сотрудникам в организации в конкретной уникальной ситуации.

В некоторых компаниях их называют справочником работника (сотрудника), правилами поведения в компании и т. д. Как правило, создание, и доведение такого документа отражает стремление первых лиц компании приучить (кому больше нравиться — заставить) свой персонал действовать в компании и не по установленным правилам.

Разработка корпоративных правил — это непрекращающийся процесс: меняется жизнь, меняются правила. В компании должна существовать процедура, которая позволяет сотрудникам предлагать изменения в корпоративные правила.

Я сталкиваюсь с двумя подходами при создании документа, регламентирующего поведение сотрудника в компании. Первый. Корпоративные правила — декларация основных принципов взаимоотношений компании и сотрудника, а также перечень того, что в компании запрещено. Остальное по принципу — «что не запрещено, то разрешено». Как правило, это — 3−5 страничный документ.

Второй подход. Подробное описание всех возможных ситуаций, с которыми может столкнуться сотрудник. Большой структурированный документ, 30−60 страниц. На мой взгляд, он более приемлем в России, так как российский менталитет стремится всегда трактовать нерасшифрованные и не развернутые формулировки в свою сторону, причем готов стоять на этом твердо.

На мой взгляд, свод основных правил для сотрудников, или корпоративные правила, может содержать следующую информацию:

  • 1. Общий обзор компании.
  • 1.1. История. Специализация. Миссия. Философия.
  • 1.2. Оргструктура в целом, ключевые подразделения, за какие процессы (функции) отвечают.
  • 1.3. Что Вы можете ожидать от нашей компании.
  • 1.4. Что компания ожидает от Вас.
  • 1.5. Политика открытых дверей и открытой коммуникации в компании. Внесение предложений.
  • 1.6. Отношения с Клиентами.
  • 1.7. Взаимоотношения внутри Компании.
  • 1.8. Основные принципы работы. График работы. Посещаемость. Отсутствие на работе или опоздания. Перерывы на обед и использование технических перерывов. Сверхурочные работы.
  • 1.9. Праздничные дни. Корпоративные праздники
  • 1.10. Отпуска. Очередной отпуск. Учебный отпуск. Отпуск по беременности и родам. Другие отпуска.
  • 1.11. Временная нетрудоспособность.
  • 1.12. Действия работников в связи с непогодными условиями и чрезвычайным положением.
  • 1.13. Внешний вид и поведение.
  • 1.14. Курение. Спиртные напитки.
  • 1.15. Помещения. Правила использования сотрудниками и посетителями.
  • 1.16. Документы и информация. Дисциплинарные меры.
  • 1.17. Материальная ответственность работников.
  • 1.18. Политика в области фактов притеснений на рабочем месте.
  • 1.19. Политика в области трудовых споров.
  • 1.20. Личное дело работника.
  • 1.21. Общие собрания и собрания внутри подразделения.
  • 1.22. Оборудование и транспорт компании.
  • 1.23. Использование компьютеров, электронной почты.
  • 1.24. Служебные расходы.
  • 1.25. Использование оборудования и собственности компании в личных целях.
  • 2. Безопасность
  • 2.1. Общие принципы.
  • 2.2. Информирование по вопросам техники безопасности
  • 2.3. Правила безопасности труда.
  • 2.4. Правила противопожарной безопасности.
  • 3. Корпоративные правила и сотрудник.
  • 3.1. Ответственность за нарушение правил, установленных данным документом.
  • 3.2. Внесение предложений по изменению Правил.
Кроме этих можно, но вовсе необязательно включить другие разделы:
  • · Отбор и найм персонала. Занятость в компании. Равные возможности найма. Классификация персонала. Порядок приема на работу. Найм на работу родственников и супругов. Повторный найм на работу. Испытательный срок.
  • · Система оплаты труда. Гарантии и компенсации. Политика в области окладов и часовых тарифных ставок. Подходы компании в области оплаты труда. Основные принципы определения окладов и систем компенсации работников. Процедура расчета заработной платы. Выдача заработной платы. Оплата переработки. Оплата за работу в ночное время. Оплата работы в праздничные и выходные дни. Оплата случаев отсутствия на работе. Пересмотр уровней оплаты труда. Прочие системы стимулирования работы. Компенсации. Страхование. Программы помощи работникам. Отчисления к пенсии. Оплата командировочных расходов. Оплата расходов в случае перевода работников на работу в другую местность. Поощрения работников. Пенсии по старости.
  • · Обучение и развитие персонала. Аттестация. Обучение и повышение квалификации персонала. Оценка эффективности обучения и повышения квалификации. Продвижение по службе.
  • · Прекращение трудового договора. Увольнение по инициативе администрации. Увольнение по инициативе работника. Увольнение по другим основаниям. Собеседование при увольнении. Возвращение собственности компании. Запросы на предоставление информации после увольнения.

Здесь изложен перечень основных правил, которые определяют взаимодействие сотрудника и компании. Некоторые разделы могут быть выполнены в виде отдельных документов в организации. Важно, чтобы они были рабочими, а также известными сотрудникам.

Безусловно, создатели документа должны учитывать специфику деятельности компании, управления предприятием. Поэтому трафаретное наложение этого шаблона просто недопустимо.

В небольшой компании такой свод правил должен разрабатывать менеджер по персоналу вместе с первым лицом компании. В крупной компании эту работу вполне разумно сторонним специалистам: в приличных консультационных компаниях существуют хорошие наработки на эту тему. Консультанты смогут беспристрастно взглянуть на цели компании, культуру организации, учесть пожелания руководителя и обойти стремление сотрудников создать себе удобные правила существования, которые могут повредить развитию организации.

Документ должен выдаваться сотруднику в первый день прихода на работу, и руководитель сотрудника принимает зачет по знанию правил работы в компании, избегая формального подхода (иначе завтра столкнется с непреодолимыми трудностями).

На основе вышесказанного для предприятия ООО «Телебалт» я предложила бы свои корпоративные правила (рис. 26).

Содержание корпоративных правил.

Рис. 26. Содержание корпоративных правил

  • 1. Цель и задачи предприятия
  • 1.1 Цель предприятия — обеспечение полного материального благосостояния и всестороннего развития, рабочих и служащих на основе выпуска и реализации качественной продукции (работ и услуг).
  • 1.2. Задачи предприятия:

определение правильной стратегии развития маркетинга предприятия в соответствующей отрасли народного хозяйства. Научно-техническая и конструкторская подготовка конкретного типа производства, способствующая выпуску качественной продукции;

организация эффективной системы управления предприятием и его подразделениями (структура, персонал, информация). Выпуск качественной продукции, соответствующей мировым (национальным, отраслевым) стандартам;

обеспечение гуманной социальной политики в области оплаты, охраны труда и уровня жизни работников.

1.3. Критериями достижения цели являются:

Максимализация прибыли от всех видов деятельности.

Снижение затрат (себестоимости) работ и услуг.

Рост объемов (выручки) от всех видов деятельности.

Повышение качества продукции и услуг.

Снижение текучести кадров.

Максимализация доходов и уровня жизни сотрудников.

Минимизация числа рабочих мест и служащих.

Расширение сфер и видов деятельности.

2. Декларация прав сотрудника Каждому человеку гарантированы следующие права.

2.1. Личные и гражданские права сотрудника:

на жизнь, достойную человека, и увеличение ее продолжительности;

на личную неприкосновенность, уважение человеческого достоинства, чести и репутации, свободное развитие личности;

на защиту от произвольных посягательств и вмешательства в личную и семейную жизнь;

на выбор места жительства, свободное передвижение по территории государства;

на приобретение гражданства;

на повсеместное признание и судебную защиту своих прав и свобод.

2.2. Культурные права:

на участие в культурной жизни и пользование достижениями отечественной и мировой культуры;

на свободу преподавания, научную и творческую деятельность;

на интеллектуальную собственность и ее защиту;

на отдых и досуг для благоприятного использования свободного времени в целях духовного, культурного и физического развития.

2.3. Социальные права:

на уровень жизни, необходимый для поддержания благосостояния человека и его семьи;

на потребительский выбор, полноценное питание, доступность и разнообразие товаров;

на социальные услуги и бытовое обслуживание;

на наивысший достижимый уровень психического и физического здоровья, его охрану и медицинскую помощь;

на социальное обеспечение, социальное страхование и защиту в случаях социального риска;

на государственную помощь при вынужденной миграции.

  • 2.4. Права на свободный выбор профессии, вида занятости и места работы:
  • 2.5. на профессиональную ориентацию, подготовку и переподготовку;

на профессиональную независимость при выполнении трудовых обязанностей;

на продвижение по работе с учетом стажа и квалификации;

на профессиональную реабилитацию и занятость при инвалидности;

на свободу от принудительного и обязательного труда.

2.5. Права на охрану труда:

на безопасные, гигиеничные и технологически оборудованные рабочие места;

на профилактику и защиту от риска профессиональных заболеваний и производственного травматизма;

на информацию об опасных для здоровья факторах, связанных с работой.

2.6. Право на справедливое вознаграждение:

на участие в определении условий оплаты своего труда;

на оплату труда, обеспечивающую достойное существование для себя и своих семей;

на повышенную оплату, увеличение компенсационных отгулов за работу в сверхурочное время, в выходные и праздничные дни;

на первоочередное удовлетворение требований по выплате заработной платы от «замораживания», чрезмерных налогов и удержаний;

на стимулирование добросовестного, инициативного профессионального труда.

2.7. Права на ограничение рабочего времени:

на нормальную продолжительность рабочего времени, не превышающую 40 ч. в неделю и 8 ч. в день;

на освобождение от работы или сокращение ее продолжительности в ночное время;

на неполное рабочее время для ухода за детьми, больными членами семьи, при инвалидности;

на согласованное неполное и гибкое рабочее время.

2.8. Права на отпуск:

на предоставление различных видов оплачиваемых отпусков: ежегодного основного, ежегодного дополнительного за особые условия труда, творческого; по беременности и родам; по уходу за малолетними детьми;

на ежегодный основной отпуск;

на использование основного отпуска по частям;

на получение компенсации при увольнении за неиспользованные основной и дополнительный отпуска.

2.9. Права на защиту своих интересов, прав и свобод:

на предварительное предупреждение и денежную компенсацию при увольнении; на восстановление на работе и выплату денежной компенсации в случае увольнения без законного основания;

на обращение в суд за разрешением трудовых споров.

2.10. Право на образование:

образование должно быть бесплатным, по меньшей мере, начальное и общее среднее; среднее образование должно быть обязательным; техническое и профессиональное образование должно быть одинаково доступным для всех на основе способностей каждого; образование должно быть направлено на полное развитие человеческой личности и воспитание уважения к правам и основным свободам;

образование должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами, а также деятельности Организации Объединенных Наций по поддержанию мира;

родители имеют право приоритета в выборе вида образования для своих малолетних детей;

предприятие гарантирует оплату всех видов повышения квалификации и переподготовки, рабочих и служащих за счет своей прибыли.

  • 3. Что поощряется и запрещается?
  • 3.1. На предприятии всемерно поощряется инициатива сотрудников, направленная на:

рост доходов предприятия от всех видов деятельности;

поднятие имиджа предприятия в средствах массовой информации, администрации области, города, района и на предприятиях;

экономию материальных, энергетических и информационных ресурсов и сокращение затрат;

повышение качества продукции, работ и услуг, совмещение профессий, овладение смежными профессиями и должностями;

повышение квалификации и рост профессиональных знаний и умений сотрудников;

привлечение творческих личностей (новаторов, изобретателей, энтузиастов, консультантов) на предприятие;

разработку новых методов и технологических процессов и внедрение их в процесс производства;

участие во всех формах преподавательской деятельности;

рост уровня квалификации сотрудников путем обучения в вузах, училищах, колледжах, школах бизнеса.

3.2. На предприятии запрещается разглашать сведения, составляющие коммерческую и служебную тайны, в том числе:

все виды хозяйственных и трудовых договоров;

размеры использования единого фонда оплаты труда, включая заработную плату любого сотрудника;

размеры фонда развития производства;

общую сумму денежных средств на расчетном счету предприятия и все взаимоотношения с банком;

содержание методов и технологий производства;

перспективы развития предприятия и вложения финансовых средств в конкретные мероприятия;

содержание всех документов для служебного пользования;

анкеты и личные качества сотрудников, особенности их работы, учебы и поведения.

3.3. На предприятии запрещается также:

употребление спиртных напитков в рабочее время и появление на работе в состоянии наркотического или алкогольного опьянения;

применение к рабочим и служащим методов физического или грубого психологического воздействия;

любые виды злоупотребления финансовыми или материальными ценностями предприятия в личных или корыстных целях;

интимные отношения с сотрудниками предприятия или принуждение к вступлению в интимные отношения сотрудников или клиентов предприятия;

курение в корпусах и помещениях, кроме специально отведенного места. Любые из перечисленных случаев нарушения пунктов 3.2 и 3.3 рассматриваются руководством предприятия и являются причиной немедленного увольнения сотрудника.

4. Деловые и нравственные качества.

Деловые качества сотрудника, необходимые для оптимального выполнения им своих функциональных обязанностей на предприятии:

дисциплинированность, самостоятельность, пунктуальность, трудолюбие, хозяйственность, коммуникабельность, исполнительность, умение доводить порученное дело до конца, настойчивость, целеустремленность, предприимчивость, умение слушать людей, энергичность.

Нравственные качества сотрудника, необходимые для работы в коллективе и выполнения своих функциональных обязанностей:

отзывчивость, доброжелательность, внимательность, способность воспринимать критику, преданность, культурность, порядочность, честность, скромность, справедливость.

4.3. На предприятии нетерпимо проявление таких человеческих пороков, как:

безответственность, вероломство, грубость, властолюбие, жадность, зависть, интриганство, лень, распущенность, сладострастие, лицемерие, недисциплинированность, непорядочность, нечестность, подлость, предательство, хамство.

  • 4.4. Предприятие вправе проводить социально-психологическое тестирование сотрудника с целью определения объективного набора качеств для конкретной должности и обеспечения хорошего социально-психологического климата в коллективе.
  • 5. Условия труда. Рабочее место
  • 5.1. Предприятие обеспечивает каждому сотруднику комфортные условия труда в офисе, оснащенном современной мебелью и оборудованием:

отдельный стол и стул (для служащего), отдельное место (для рабочего);

свободный допуск к шкафам отдела, методическим разработкам и книгам в библиотеке;

свободный доступ к компьютеру и работа на нем после обучения;

пользование служебным телефоном;

использование множительной техники (для служащих);

пользование служебным транспортом (если предприятие организует перевозки или положено по должности).

5.2. Предприятие рекомендует сотруднику:

не назначать и не проводить встречи с родственниками и друзьями внутри предприятия;

сократить до минимума личные разговоры по служебному телефону;

не использовать любые виды оборудования и транспорт в личных целях без разрешения руководства;

не вести деловые переговоры в присутствии посторонних лиц, если это приведет к разглашению служебной тайны;

использовать для отдыха только специально отведенное время (перерывы);

не допускать свободного использования оборудования посетителями.

5.3. Здоровье и работоспособность.

Предприятие провозглашает здоровый образ жизни, труда и отдыха и готово все мерно этому способствовать. Мы призываем сотрудников, регулярно заниматься раз личными видами физической культуры.

Для решения этой задачи предприятие:

обеспечивает сотрудников хорошим рабочим местом с комфортными условиями труда;

проводит ежегодное профилактическое медицинское обследование сотрудников;

оплачивает оздоровительный комплекс;

предоставляет гибкий рабочий график для занятий спортом;

предоставляет нормированные перерывы в рабочее время для гимнастических упражнений и отдыха;

запрещает курение и употребление алкоголя в помещениях предприятия;

премирует сотрудников, работающих без больничных листов.

  • 6. Оплата труда
  • 6.1. На предприятии приняты следующие принципы оплаты и оценки труда:

ориентация на достижение конечного результата;

сочетание коллективного и личного интереса;

оплата в зависимости от количества и сложности труда;

отказ от уравниловки в оплате;

нормативный метод планирования труда;

поощрение за совмещение профессий;

заработная плата сотрудника — служебная тайна;

нижняя граница зарплаты равна прожиточному минимуму, а верхний предел оплаты отсутствует;

премирование сотрудника за квартал по коэффициенту трудового вклада (КГБ);

оценка труда производится непосредственно руководителем;

дополнительная оплата за счет социальных благ и гарантий;

дополнительная оплата за выслугу лет;

штрафование за нанесение материального и морального ущерба.

6.2. Для штатного персонала на предприятии принята повременно-премиальная система оплаты труда, которая состоит по гарантированной оплаты труда (должностного оклада), вознаграждений за достигнутый конечный результат и премии по итогам работы за квартал.

Должностной оклад определяется по штатному расписанию и согласовывается в контракте. Вознаграждение за конечный результат определяется в зависимости от полученного валового дохода. Премия по итогам работы за квартал устанавливается руководством.

6.3. Оценка труда штатного персонала осуществляется раз в три года путем изучения потенциала работников и их индивидуального вклада в конечный результат на основе:

экономических результатов предприятия и его подразделений; результатов выполнения квартальных и месячных планов;

оценки профессиональных знаний и умений;

анализа равномерности загрузки сотрудников.

Оценка производится аттестационной комиссией и хранится в личном деле сотрудника.

7. Социальные блага Перечень социальных благ определяется ежегодно на общем собрании коллектива предприятия и зависит от доходов и финансового состояния предприятия. Минимальный перечень социальных благ, одинаковых для всех сотрудников, записывается в коллективном договоре и включает в себя:

получение материальной помощи для приобретения путевки в дом отдыха или денежной компенсации в размере должностного оклада;

компенсацию расходов на питание в течение рабочего дня, оплаченные банкеты сотрудников в праздничные дни;

оплату фирменной одежды сотрудников;

бесплатное пользование спортивным залом и оздоровительными учреждениями (собственными или арендуемыми);

оплату командировочных и представительских расходов по нормам, действующим на предприятии;

компенсацию за использование личного транспорта или городского общественного транспорта в служебных целях;

подарки к дням рождения и юбилейным датам;

оплату детских учреждений и выплату пособий малоимущим семьям;

оплату расходов в случае свадьбы сотрудника, рождения ребенка;

оплату возможного улучшения жилищных условий (беспроцентный кредит, жилищный заем и т. д.).

8. Социальные гарантии Каждому работнику гарантируются следующие социальные права:

ежегодный оплачиваемый отпуск не менее 28 рабочих дней;

оплата больничных листов в случае временной нетрудоспособности или травм в установленном КЗОТом размере;

страхование жизни сотрудников;

дополнительная пенсия по желанию сотрудника (перечисление части его зарплаты в негосударственный пенсионный фонд);

оплата расходов в случае смерти сотрудника или его близкого родственника;

выплата единовременного пособия в размере 2-месячного должностного оклада в случае увольнения или сокращения штатов по инициативе администрации;

платная медицинская помощь в случае полученной трудовой травмы или временной нетрудоспособности.

9. Увлечения (хобби) На предприятии принята концепция всестороннего развития личности — поэтому мы всемерно поощряем разнообразные увлечения сотрудников в свободное время: чтение литературы, занятия искусством, посещение театров и кино, занятие охотой и рыбной ловлей и т. д.

Плановые мероприятия для коллектива предприятия или его подразделения оплачиваются за счет фонда социального развития.

Предприятие не поддерживает увлечения азартными играми на деньги (карты, кости, рулетка, скачки и др.).

Предприятие не рекомендует сотрудникам принимать подарки от клиентов и считает недопустимым предоставление в обмен на них служебной информации.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой