Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Планирование как функция менеджмента

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На каждом уровне БОН заставляет менеджеров располагать затраты в некотором порядке предпочтения, а не пытаться «строить империи», непрерывно добавляя ассигнования и никогда не урезая какие-либо из них. Это не безотказная система, но в организациях, тяготеющих к бюрократичности и медленному развитию, она заставляет сокращать бесполезные и непроизводительные службы и кадры. Так, управляющие… Читать ещё >

Планирование как функция менеджмента (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Планирование представляет собой изначальную и важную, общую (универсальную) функцию в работе менеджеров организации независимо от иерархического уровня и специфики работы. Начальным этапом деятельности любой фирмы является процесс планирования.

В настоящее время эффективная деятельность любой организации невозможна без заранее тщательно отработанной системы планов. Система планов включает документы для компании в целом, на различные сроки по всем важнейшим составляющим работы (оперативные, среднесрочные и стратегические, производственные, развития персонала, финансовые и др.), для различных структурных элементов (подразделений, групп и даже отдельных сотрудников).

При переходе России к рыночным отношениям от планирования практически отказались, особенно в 1992—1995 гг., считая, что рынок расставит все по своим местам. Но планирование является главной функцией управления любым предприятием. Именно с планирования начинается как создание, так и функционирование хозяйствующего субъекта. Об этом свидетельствует и опыт стран с развитой рыночной экономикой. Недооценка планирования в условиях рынка, сведение его к минимуму, игнорирование или некомпетентное осуществление, как правило, приводят к большим экономическим потерям, к неплатежеспособности предприятий.

Как отмечалась выше, планирование предполагает предварительное прогнозирование условий, в которых будет действовать организация, и учет отклонений от этих прогнозов и планов, которые могут иметь место в действительности. Поэтому планирование — это не одноразовый акт, а непрерывный процесс, предполагающий постоянный анализ реального хода событий, пересмотр целей и конкретных путей их достижения, обеспечение координирования усилий всех членов организации для достижения ее целей.

Руководители предприятия должны учитывать, что планирование — это экономическая функция управления, выступающая как основное средство использования экономических законов в процессе хозяйствования. Планирование часто базируется на данных прошлого, но стремится определить п контролировать развитие предприятия в перспективе. Таким образом, назначение планирования как функции управления состоит в стремлении заблаговременно учесть по возможности все внутренние и внешние факторы, обеспечивающие благоприятные условия для нормального функционирования и развития предприятий, входящих в фирму. Оно предусматривает разработку комплекса мероприятий, определяющих последовательность достижения конкретных целей с учетом возможностей эффективного использования ресурсов каждым производственным подразделением и всей фирмой[1].

В экономической литературе существует большое количество подходов к пониманию природы планирования. Вот несколько распространенных определений планирования:

  • планирование можно рассматривать как процесс принятия решений, связанных с будущим состоянием системы (бизнеса). Он включает в себя постановку целей, подготовку необходимых мероприятий для их достижения в рамках создаваемого экономического потенциала предприятия[2];
  • планирование — это опирающееся на определенное понимание реалий формирование образа будущего и поэтому обязательная предпосылка воплощения поставленных целей, непременное условие позитивного продвижения в решении сложных задач[3][4];
  • планирование — процесс, включающий в себя определение конечных и промежуточных целей; задач, решение которых необходимо для достижения целей; средств и способов их решения; требуемых ресурсов, их источников и способа их распределения[1].

Обобщая приведенные определения, можно сделать вывод, что большинство авторов как необходимые элементы планирования выделяют определение целей организации и путей их достижения.

Под функцией планирования следует понимать определение целей организации и путей их достижения. Это наиболее общее определение понятия планирования. Дальнейшая конкретизация предполагает определение видов и форм планирования в организации.

В современных условиях можно выделить следующие принципы планирования.

  • единства. Поскольку организация — это целостная система, то составные ее части должны развиваться в едином направлении. Иными словами, планы каждого подразделения должны быть связаны с планами всей организации;
  • участия. Означает, что каждый член организации становится участником плановой деятельности независимо от занимаемой должности, т. е. процесс планирования должен привлекать всех тех, кого он затрагивает. Планирование, основанное на принципе участия, называется партисипативным;
  • непрерывности. Означает, что процесс планирования на предприятиях должен осуществляться постоянно. Это необходимо, так как внешняя среда организации неопределенна и изменчива, поэтому фирма должна корректировать и уточнять планы с учетом этих изменений;
  • гибкости. Заключается в обеспечении возможности изменять направленности планов в связи с возникновением непредвиденных обстоятельств;
  • точности. Означает, что любой план должен быть составлен с такой степенью точности, какая только возможна[6].

Функция планирования реализуется при составлении и утверждении плана. План — это документ, включающий комплекс показателей-заданий, сбалансированных по ресурсам, срокам осуществления и исполнителям, ответственным за обеспечение системы исследовательских, финансовоинвестиционных, производственно-коммерческих, организационно-хозяйственных и других мер (действий), направленных на достижение целей и задач организации (отрасли, национальной экономики).

Говоря о классификации планов, можно отметить, что в зависимости от критерия специалисты выделяют различные формы и виды планирования деятельности предприятий. Ниже приведены некоторые из них.

Виды планирования различаются по ряду признаков:

  • а) в зависимости от длительности планового периода различают следующие виды планирования: текущие — охватывающие отрезок времени от месяца до одного года работы предприятия; среднесрочные — осуществляются на срок до пяти лет; перспективные — на срок более пяти лет;
  • б) по степени охвата сфер деятельности выделяют общефирменные планы, т. е. планирование всех сфер деятельности предприятия; частные планы, т. е. планирование определенных сфер деятельности;
  • в) по объектам функционирования (в зависимости от содержания хозяйственной деятельности): планы производства; сбыта; НИОКР; материально-технического снабжения; финансовые; планирование кадров[7];
  • г) в зависимости от регулярности планирования различают: эпизодическое (нерегулярные, от случая, к случаю); периодическое (регулярно повторяющееся, текущее или стандартное). Периодическое планирование в зависимости от последовательности временных периодов может быть: скользящим (с перекрывающим один другой периодами); последовательным;
  • д) с точки зрения организационной структуры предприятия выделяют следующие виды: общее планирование деятельности фирмы; планирование деятельности дочерних предприятий и филиалов; отдельных подразделений;
  • е) по содержанию в аспекте предпринимательской деятельности планирование бывает стратегическим, тактическим, оперативным.

Стратегическое планирование призвано определить общие стратегические цели и направления развития фирмы, необходимые для этого ресурсы и этапы решения поставленных задач. Разрабатываемые на его основе тактические и текущие (оперативные) планы ориентированы на фактическое достижение намеченных целей исходя из конкретных условий и состояния рынка на каждом данном этапе развития. Поэтому текущие планы дополняют, развивают и корректируют перспективные направления развития с учетом конкретной обстановки.

Оперативные платя реализуются через систему бюджетов, которые составляются на год или более короткий срок по каждому отделению — центру прибыли, а затем консолидируются в единый бюджет или финансовый план фирмы.

Бюджет представляет собой финансовый план. Он состоит из двух частей — доходной и расходной. Доходная часть формируется на основе прогнозов сбыта. Эго необходимо для достижения намеченных планом финансовых показателей (объема продаж, чистой прибыли, нормы прибыли на инвестируемый капитал). Расходная часть представляет собой сметы затрат и распределение финансовых ресурсов между подразделениями.

Через бюджет осуществляется увязка перспективных, текущих и оперативных планов, а также планов всех функциональных областей. Бюджет представляет собой представление плана в денежных единицах. Бюджет рассматривает и утверждает высшая администрация фирмы.

На основе прогноза продаж составляются следующие планы: производства, снабжения, производственных запасов, НИОКР, инвестиций, финансирования, денежных поступлений.

Издержки формируют планы расходов ресурсов производственных подразделений организации. Бюджет фирмы охватывает все стороны ее деятельности и базируется на оперативных планах отделений, поэтому он служит средством координации и интеграции работ всех звеньев фирмы.

Бюджетирование от нуля (БОН) — метод более эффективного контроля распределения издержек. Преимущества БОН заключаются в том, что любой расход должен вновь подтверждаться каждый раз, когда составляется бюджет, а не просто производиться на уровне «последних лет» независимо от производительности или изменений во внешней среде. Бюджетирование от нуля соединяет планирование с процессом составления бюджета и заставляет каждого управляющего на каждом уровне детально подтверждать все его бюджетные требования.

Стержнем этой системы являются пакеты решений, информации о каждой альтернативе бюджета. Менеджер предоставляет описание того, что можно ожидать от данного вида деятельности при минимальном уровне ее выполнения. В другом пакете решений менеджер описывает ту же задачу и показывает, сколько можно выбрать в производительности, если по этой статье бюджета будет получено больше, чем минимальные средства. Для каждой статьи бюджета дается несколько уровней финансирования. Эти пакеты решений передаются вышестоящему менеджеру, который начинает работу по подбору такого из них, который соответствует его собственным приоритетам.

Менеджер, желающий сделать большой акцент на определенном виде деятельности, выбирает для него более высокий предполагаемый уровень финансирования. Если он выйдет за пределы своих денежных средств прежде, чем иссякнут пакеты решений, то следует ликвидировать или урезать некоторые задачи. Как только менеджер приводит пакеты в соответствие со своим порядком предпочтения, они передаются вышестоящему менеджеру, который должен сравнить их с пакетами всех остальных подчиняющихся ему подразделений.

На каждом уровне БОН заставляет менеджеров располагать затраты в некотором порядке предпочтения, а не пытаться «строить империи», непрерывно добавляя ассигнования и никогда не урезая какие-либо из них. Это не безотказная система, но в организациях, тяготеющих к бюрократичности и медленному развитию, она заставляет сокращать бесполезные и непроизводительные службы и кадры. Так, управляющие вынуждены решать, какие операции важны при достижении целей, за которые они отвечают, и сколько может быть затрачено на каждую область деятельности без того, чтобы не подвергать опасности задачу в целом.

В зависимости от видов планов и форм организации планирования выделяются и методы планирования. Методы планирования можно разделить на следующие группы[8].

По степени централизации процесса разработки планов различают методы:

  • • децентрализованные, когда организация самостоятельно выбирает вид деятельности, объемы производства, рынки, ценовую политику и другие рыночные показатели;
  • • централизованные, когда персонал организации и организация в целом руководствуются точными предписаниями выполнения указаний и решений вышестоящих организаций. Самостоятельность решений проявляется в основном лишь в решении внутренних задач экономии ресурсов, повышения качества. Возможности влиять на план в целом у организации нет;
  • • индикативные, когда развитие организации регулируется на основе показателей, рекомендуемых вышестоящей организацией, или на основе опосредованного, косвенного воздействия, например путем регулирования системы налогообложения, размеров отчисления от прибыли вышестоящей организации (управляющей компании);
  • • программно-целевые, когда определяются точные сроки и результаты выполнения целевых программ и отдельных этапов. Программно-целевые методы предусматривают четко определенные комплексы целей, адресность распределяемых ресурсов с указанием, какое подразделение в каких объемах финансируется, порядок распределения ресурсов в условиях реализации программы.

По степени влияния на организацию и временному горизонту планирования различают методы:

  • • стратегического планирования — влияют на всю организацию, носят, как правило, долгосрочный характер. Могут носить и краткосрочный характер, если принимаемые решения влияют на развитие организации в целом, например выход на новый рынок, смена собственников или топменеджеров. Методы стратегического планирования основаны на применении принципов системного подхода и разработке системных моделей, включают методы стратегического сценарного планирования и прогнозирования;
  • • тактического планирования — определяют развитие всей организации в среднесрочном интервале и развитие ее подразделений. Включают методы количественных сравнений, регрессионного анализа, математического моделирования;
  • • оперативного планирования — предназначены для управления организацией и ее подразделениями в краткосрочном интервале времени. Включают методы решения типовых задач, например методы планирования выпуска продукции, логистики, планирования трудовых ресурсов и др.

По степени учета неопределенностей во внешней и внутренней среде существуют методы:

  • • детерминированные, когда изменения факторов внешней и внутренней среды не учитываются;
  • • стохастические, когда применяются модели, учитывающие вероятностные изменения тех или иных параметров процесса управления;
  • • риска, когда главным критерием является риск в оценке экономических последствий вариантов управленческих решений.

По характеру применяемых экономике-математических моделей различают методы:

  • • оптимизации (линейная, нелинейная, динамическое программирование);
  • • теории игр;
  • • теории массового обслуживания;
  • • балансовые;
  • • нормативные;
  • • инженерно-экономические.

По характеру графических методов:

  • • трендовые модели;
  • • регрессионные;
  • • сетевые модели планирования;
  • • моделирование деревьев решений.

По степени использования опыта, интуиции и нестандартных приемов'.

  • • стандартные методы планирования, использующие готовые методики;
  • • методы экспертной оценки (индивидуальные, групповые, коллективные);
  • • эвристические методы, основанные на получении нестандартных решений в условиях, когда аналитические методы применить невозможно.

По характеру и степени применения системного подхода можно выделить методы:

  • • планирования по принципу черного ящика, на основе анализа входных и выходных данных без изучения закономерностей развития объектов и процессов планирования. Этот метод часто применяется в условиях дефицита и экономии средств на планирование. По его результаты ненадежны, требуют накопления статистических данных, которые в условиях динамичной среды трудно собрать и обработать;
  • • имитационные, на основе построения моделей, отражающих с той или иной степенью укрупнения объектов и процессы управления, частично описывающие связи между ними;
  • • системного моделирования, отражающие все существенные связи и элементы процессов планирования, описывающие самые важные факторы развития и показывающие пути разработки наиболее эффективных планов. Это наиболее сложные и в то же время самые эффективные методы планирования, так как они синтезируют все методы на основе построения системной модели, содержащей закономерности развития объектов управления и факторы, на них влияющие. Разработка системной модели требует значительных затрат времени и финансов, но именно такие модели позволяют получить реальные конкурентные преимущества.
  • [1] См.: Герчикова И. Н. Менеджмент: учебник для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.
  • [2] См.: Иванов В. В., Цытович II. И. Корпоративное финансовое планирование. СПб. :Б АН; Нестор-История, 2010. С. 45.
  • [3] См.: Денисов А. Ю., Жданов С. А. Экономическое управление предприятием и корпорацией. М.: Дело и Сервис, 2002.
  • [4] См.: Менеджмент: учебник / под ред. В. И. Королева. М.: Экономистъ, 2004.
  • [5] См.: Герчикова И. Н. Менеджмент: учебник для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.
  • [6] См.: Хан Д. Планирование и контроль: концепция контроллинга. М.: Финансы и статистика, 1997. С. 51.
  • [7] См.: Менеджмент: учебник / под ред. В. И. Королева. С. 81.
  • [8] См.: Маленков Ю. А. Стратегический менеджмент: учебник. С. 146—147.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой