Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Теоретические аспекты художественной фантастики

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В современной фантастике могут присутствовать сказочные мотивы в виде магических свойств, предметов или качеств героев. Но и здесь писателем будет выстроена четкая иерархия правил, по которым действует магия. Фантастика всегда оперирует будущим временем, поскольку основная ее функция — прогнозирующая. Главный ее вопрос — что будет, если произойдет или не произойдет, то или иное событие. И в этом… Читать ещё >

Теоретические аспекты художественной фантастики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Фантастика и фантастическое допущение

«Фантастикой можно назвать изображение фактов, которые с точки зрения характерных для данной культуры представлений не просто не существуют или не существовали, но и не могли существовать, поскольку в реальной действительности вообще не существует фактов данного типа (данной категории)» Фрумкин К. Философия и психология фантастики-М., 2004, С. 15. То есть фантастикой мы назовем изображение фактов и событий, противоречащих известным нам закономерностям бытия.

Известный английский писатель-фантаст Д. Р. Толкиен, видимо, это и имел в виду, когда говорил, что «фантастика имеет дело с образами того, чего не только „на самом деле нет“, но и вообще нельзя обнаружить в нашем мире, во всяком случае, считается, что нельзя». Толкиен Д. Р. Дерево и лист//Гнозис.-1991.-№ 6-С.52.

Большой энциклопедический словарь дает похожее определение понятия «фантастика»: «Изображение действительности, при которой на основе реальных представлений создается логически несовместимая с ними картина Вселенной» Большой энциклопедический словарь / Бурцева В. В., Семенова Н.М.-М., 2010, С. 372.

Нам видится это определение фантастики достаточно удачным: тезис о «логической несовместимости» фантастических и реальных представлений подчеркивает их различие на уровне категорий, а тезис о том, что фантастика возникает «на основе реальных представлений», указывает, что фантастика самоопределяется, постоянно отталкиваясь от того, что она считает реальной действительностью.

С точки зрения закономерностей фантастику определял также французский литературовед Роже Кайуа, который писал: «Всякое фантастическое — это нарушение признанного порядка, вторжение недопустимого в неизменную закономерность повседневности». Кайуа Р. В глубь фантастического / Пер. с фр. Н.Кисловой. — СПб., 2006, С. 110.

Фантастика — жанр художественной литературы, кино и изобразительного искусства; её эстетической доминантой является категория фантастического, состоящая в нарушении рамок, границ, правил репрезентации. Основным признаком фантастики является наличие в произведении фантастического допущения. Олди Г. Л. Фантастическое допущение / Г. Л. Олди // Мир Фантастики. — 2008. — № 2. — С. 32—33.

Фантастическое допущение, или фантастическая идея — основной элемент жанра фантастики. Он заключается во введении в произведение фактора, невозможного с точки зрения читателя либо героев произведения. Фантастическое допущение противопоставляется реалистическому допущению: вымыслу, не противоречащему возможному, который применяется в реалистической художественной литературе. При этом остальные элементы — проблематика, литературные приемы, построение сюжета — у фантастических произведений принципиально не отличаются от реалистических.

Дмитрий Громов и Олег Ладыженский предлагают такую классификацию фантастических допущений: Там же. С. 33.

· Научно-фантастическое — введение в произведение научного нововведения. Бывает двух видов:

Естественнонаучное — технические изобретения, открытия новых законов природы. Характерно для твёрдой НФ.

Гуманитарно-научное — допущение в области социологии, истории, политики, психологии, этики, религии.

Введение

новых моделей общества или сознания. Характерно для утопии, антиутопии, социальной фантастики.

  • · Футурологическое допущение — перенесение действия в будущее. Характерно для научной фантастики: космической оперы, постапокалипсиса, антиутопии.
  • · Фольклорное допущение (сказочное, мифологическое, легендарное) — введение в произведение существ, предметов, явлений из человеческой мифологии (допущение их реального существования). Характерно для фэнтези.
  • · Миротворческое допущение — перенесение действия в полностью вымышленный мир (допущение существования такого мира). Характерно для фэнтези, космической оперы.
  • · Мистическое допущение — введение в произведение фантастического фактора, которому не дается рационального объяснения. Характерно для жанра хоррор.
  • · Фантасмагорическое допущение — введение в произведение фактора, противоречащего любому здравому смыслу и не способного иметь никакого логического основания.

Юрий Зубакин делит допущения просто на научно-фантастические (не противоречащие науке и законам природы) и ненаучно-фантастические (противоречащие им) Зубакин Ю. Применение фантастических допущений в курсе «Развитие творческого воображения». — М., 2006, С. 25. В одном и том же произведении могут сочетаться разные виды допущений. Фантастическое допущение используется, чтобы полнее раскрыть проблематику произведения, характеры персонажей, за счет помещения их в нестандартные условия; для предложения научных и ненаучных гипотез; для создания экзотического антуража.

В современной фантастике могут присутствовать сказочные мотивы в виде магических свойств, предметов или качеств героев. Но и здесь писателем будет выстроена четкая иерархия правил, по которым действует магия. Фантастика всегда оперирует будущим временем, поскольку основная ее функция — прогнозирующая. Главный ее вопрос — что будет, если произойдет или не произойдет, то или иное событие. И в этом заключается особенность жанра, ведь если отнести события к четырехтысячному году, они перестанут восприниматься хоть сколько-нибудь приближенными к реальности, а если в качестве «дня икс» выбрать ближайшее будущее, то с его наступлением произведение мгновенно потеряет актуальность. Несмотря на нереальность происходящего, фантастика всегда обращается к разуму читателя, а не к мифологическим сюжетам.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой