Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Управление конфликтами в педагогическом процессе, понятие и современные концепции

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Вместе с тем, в педагогической конфликтологии представлено ряд определений, позволяющих ограничить проблемное поле изучения педагогического конфликта Наумова Л. Д. К вопросу определения понятия «конфликт» в педагогическом процессе // Альманах современной науки и образования, № 4 (23) 2009, часть 1, С.120−121. По А. В. Мельничук, педагогический конфликт означает «отсутствие согласия… Читать ещё >

Управление конфликтами в педагогическом процессе, понятие и современные концепции (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Современные концепции конфликта. Конфликт как психолого-педагогическое явление

Анализ научной литературы раскрывает всю сложность, многогранность и многоаспектность дефиниции конфликта. Несмотря на то, что в настоящее время конфликт исследуется особой отраслью знания — конфликтологией, он по-прежнему является предметом изучения многих наук, каждая из которых наделяет его своим специфическим смыслом.

Ряд ученых педагогов предприняли попытки выделения авторских дефиниций понятия «педагогический конфликт». Среди них В. М. Афонькова, В. И. Журавлев, С. В. Баныкина, С. Ю. Темина, Т. А. Чистякова, И. И. Рыданова, М. М. Рыбакова, А. С. Белкин, Н. И. Леонов, В. М. Шепель, Н. А. Гурьева, И. В. Сафронова, А. В. Мельничук, В. В. Базелюк и др.

Так, еще в период становления педагогической конфликтологии В. М. Афонькова Афонькова В. М. Конфликты в коллективе старшеклассников и пути их преодоления: Дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. М., 1975. — 22 с. видела в «педагогическом конфликте» «ситуацию столкновения и борьбы несовпадающих точек зрения» Но мы считаем, что исследователю не удалось раскрыть специфику педагогического конфликта.

В. И. Журавлев стремится выделить противоречия, порождающие не конфликты вообще, а педагогические конфликты. Педагог пишет, что существуют «два вида противоречий: противоречия диалектические как объективное свойство взаимодействующих педагогических структур, как условие их развития, прогресса; противоречия казуальные, т. е. случайные, вызванные в своем большинстве некомпетентными решениями учителей или руководителей школы» Журавлев В. И. Основы педагогической конфликтологии: Учебник. М.: Российское педагогическое агентство, 1995. С. 58. Но непонятно, являются ли, к примеру, объективные противоречия процесса обучения конфликтными.

В то же время наибольший интерес для нашего исследования представляет определение С. В. Баныкиной, которая трактует его «как возникающую в результате профессионального и межличностного взаимо-действия участников учебно-воспитательного процесса форму проявления обострившихся субъектносубъектных противоречий, вызывающих чаще всего у них отрицательный эмоциональный фон общения, и предполагающую конструктивный перевод столкновения данных сторон конфликта в заинтересованное устранение его причин» Баныкина С. В. Конфликтологическая служба школы: статус и содержание деятельности: Автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. — М., 1997. — С. 12. Педагог, в отличие от других конфликтологов указывает на возможность перевода деструктивного конфликта (отрицательный эмоциональный фон) в конструктивную форму его развития. Немаловажно и то, что в определении, скорее всего, учитываются конфликты, выходящие за рамки образовательного процесса. Правда непонятно, почему профессиональное взаимодействие не является межличностным. Анализ современной литературы выявил, что по-прежнему не все исследователи выявляют сущностные характеристики педагогического конфликта. Так, по мнению И. В. Сафроновой, «в основе педагогического конфликта лежит ситуация, включающая в себя либо противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу, либо противоположные цели или средства их достижения, либо несовпадения интересов, желаний, либо нарушение взаимодействия и понимании другого членами педагогического коллектива» Сафронова И. В. Управление конфликтами в коллективе дошкольного образовательного учреждения: Автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. — М., 2000. — С. 11.

Мы считаем, что исследователем не только не отмечен педагогический аспект конфликта, но он ограничен членами педагогического коллектива, что же происходит во взаимодействии педагога и учеников или между учениками также не ясно.

Вместе с тем, в педагогической конфликтологии представлено ряд определений, позволяющих ограничить проблемное поле изучения педагогического конфликта Наумова Л. Д. К вопросу определения понятия «конфликт» в педагогическом процессе // Альманах современной науки и образования, № 4 (23) 2009, часть 1, С.120−121. По А. В. Мельничук, педагогический конфликт означает «отсутствие согласия в межкультурном педагогическом взаимодействии субъектов образовательного процесса, в структурных подсистемах учебного учреждения по достижению целей образования и выполнения социокультурного заказа общества» Мельничук А. В. Педагогические основы управления конфликтами в поликультурном образовательном пространстве: Дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. — Ростов-на Дону, 2004. — С. 28−29. Представленное определение скорее носит административную направленность, т.к. отражает негативные последствия конфликтов, выражающиеся в невыполнении государственных стандартов, программ, социокультурных общественных требований, но по нашему мнению, несколько игнорирует личностный аспект возникающих конфликтов.

Не останавливаясь далее подробно на анализе всех авторских трактовок, приведем определение «педагогического конфликта», предложенное А. С. Белкиным и отражающим, на наш взгляд, основные его сущностные характеристики как «противоречия, возникающего в учебно-воспитательном процессе при столкновении требований, интересов педагогов и учащихся, нуждающегося в разрешении и гармонизации отношений» Белкин А. С. Конфликтология образовательного процесса: Учебно-методическое пособие для студентов высш. учеб. пед. заведений. — Екатеринбург, 2002. С. 8. Принципиально важное значение имеет то обстоятельство, что ученый не относит конфликты в системе «учитель-ученик» и «учитель-руководитель» к собственно педагогическим конфликтам, если «они не имеют прямого выхода на учебно-воспитательный процесс». Но А. С. Белкин дополняет, что «педагогические конфликты не должны выходить за собственные рамки и приобретать характер личностных или любых других (социальных, экономических, идеологических и пр.)» Белкин А. С. Конфликтология образовательного процесса. Указ. Соч. С. 62.

Ученому, по нашему мнению, удалось четко определить проблемное поле педагогического конфликта. Анализ психолого-педагогической литературы позволил заключить, что все же следует различать понятия «педагогический конфликт» и «конфликт в педагогическом процессе». В педагогике недостаточно осмыслены школьные конфликты, выходящие за рамки учебно — воспитательного процесса и имеющие характер личностных отношений, прежде всего среди учащихся. Это обстоятельство выступило причиной того, что в настоящее время отсутствует определение «конфликт в педагогическом процессе», предполагающее более широкое применение в образовательной теории и практике, поскольку речь идет не только о конфликтах «учитель-ученик/ки», а «ученик-ученик/ки», «учительродитель/ли» и предусматривающее наряду с педагогическим управлением конфликтами осуществлять обучение продуктивному конфликтованию школьников.

Итак, обобщение существующих в литературе смыслообразующих определений конфликта позволило выявить наличие общих атрибутивных признаков, в равной степени присущим как деструктивным, так и продуктивным конфликтам: наличие противоречий, во всяком случае различий и противоположностей между интересами, ценностями, целями, мотивами, ролями субъектов и т. д.; столкновение, противодействие; острые переживания / негативные эмоции и чувства по отношению друг к другу как фоновые характеристики конфликтного взаимодействия.

Помимо базисных признаков понятия конфликта обнаруживаются инвариантные признаки, позволяющие отразить его качественную специфику: противоречие может быть обезличенным, а конфликт — никогда, поэтому ведущим признаком конфликта выступает субъектность носителей противоречия; противоречия возникают в процессе взаимодействия субъектов, т. е. общих точек пересечения; противоречие перерастает в конфликт, только в том случае, если затрагивает личностный, психологический аспект. Чтобы начался конфликт, противоречия должны вылиться в трудноразрешимые и субъективно значимые для личности; наличие биполярности, когда в конфликте присутствуют две инстанции, противостоящие друг другу; активность (деятельность — столкновение, несовместимость, противодействие, борьба и пр.), направленная на преодоление противоречия и обусловленная представлением противоречия в сознании и наличие конфликтных действий.

педагогический конфликт анализ стратегия.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой