Виды государственного кредита
Казначейские ссуды как форма государственного кредита выражают отношения по оказанию финансовой помощи предприятиям и организациям органами государственной власти и управления за счет бюджетных средств на условиях срочности, платности и возвратности. Отношения по линии казначейских ссуд не являются аналогом банковского кредитования, так как органы государственной власти и управления оказывают… Читать ещё >
Виды государственного кредита (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Государственный кредит может быть внутренним и внешним. Внутренним государственный кредит является тогда, когда кредиторы — юридические и физические лица данного государства. Внешним государственный кредит является тогда, когда кредиторами данного государства выступают иностранные юридические лица.
Кроме этого, внутренний государственный кредит может выступать в следующих формах: государственного займа, заимствование средств общегосударственного ссудного фонда, обращение части вкладов населения в государственные займы, гарантированные займы и казначейские ссуды.
Государственные займы характеризуются тем, что временно свободные денежные средства хозяйственных субъектов и населения привлекаются на финансирование общественных потребностей путем выпуска и реализации различных государственных ценных бумаг.
При обращении части вкладов населения в госзаймы банки предоставляют кредит государству за счет заемных средств. Наличие посредника между государством и населением (банк) и предоставление банками займа государству за счет заемных средств без ведома их реального владельца позволяет выделить эти отношения в качестве особой формы государственного кредита [26, с.85].
Заимствование средств общегосударственного ссудного фонда характеризуется тем, что государственные кредитные учреждения непосредственно (не формализуя эти операции покупкой государственных ценных бумаг) передают часть кредитных ресурсов на покрытие расходов правительства [26, с.97].
Казначейские ссуды как форма государственного кредита выражают отношения по оказанию финансовой помощи предприятиям и организациям органами государственной власти и управления за счет бюджетных средств на условиях срочности, платности и возвратности. Отношения по линии казначейских ссуд не являются аналогом банковского кредитования, так как органы государственной власти и управления оказывают финансовую помощь на иных условиях, по другим причинам и в иных целях [21, c. 30].
Наиболее распространенным видом государственного кредита являются государственные займы. Как правило, они имеют одну цель — покрытие дефицита бюджета, который может быть временным и постоянным. Временным дефицит может быть при несовпадении по времени поступления доходов в бюджет и осуществления бюджетных расходов. Постоянным дефицит является тогда, когда в данном бюджетном году расходы превышают доходы, предусмотренные в финансовом плане страны.
Государственные займы классифицируются по ряду признаков.
Держатели рентных облигаций имеют право получать только проценты по своему займу, но не имеют права истребовать первоначальную сумму. По своему характеру эти займы очень напоминают страховые суммы.
В бессрочных займах ежегодный процент обычно фиксируется на уровне, немного превышающем банковский процент. Преимущество такой системы заключается в стабильном размере ежегодных выплат. На размер ренты не влияет конъюнктура на финансовом рынке.
Срочные займы (в зависимости от страны) заключаются на разные термины. В Республике Беларусь долгосрочными займами считаются полученные более чем на 5 лет, среднесрочными — до 5 лет, краткосрочными — до 1 года [7, c. 235].
Всякое правительство заинтересовано в долгосрочных займах. Показатель соотношения долгосрочных и краткосрочных займов в общем объеме государственного долга является косвенной характеристикой устойчивости правительства. Если преобладают краткосрочные займы и текущие обязательства, то это признак неустойчивости правительства.
Значение государственного кредита проявляется в первую очередь в том, что он является средством мобилизации в руках государства дополнительных финансовых ресурсов. В случае дефицитности государственного бюджета дополнительно мобилизуемые финансовые ресурсы направляются на покрытие разницы между бюджетными расходами и доходами. При положительном бюджетном сальдо мобилизуемые с помощью госкредита средства прямо используются для финансирования экономических и социальных программ. Это значит, что государственный кредит является средством увеличения финансовых возможностей государства, может выступать важным фактором ускорения социально-экономического развития страны.
Функционирование государственного кредита ведет к образованию государственного долга, который бывает капитальным и текущим. Капитальный государственный долг представляет собой всю сумму выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты, которые должны быть выплачены по этим обязательствам.
Текущий государственный долг — расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам государства и по погашению обязательств, срок оплаты которых наступил.
Ситуация роста государственного долга требует принятия решительных мер по ограничению темпов его увеличения. Это достигается за счет роста налоговых поступлений и сокращения бюджетных расходов (инвестиции, расходы на оборону, управление).
На состояние государственного долга существенно влияют ежегодные операции в сфере государственного кредита — получение новых займов и условия их предоставления, а также сроки их погашения и размеры выплачиваемых процентов [28, c. 143].
Таким образом, государственный кредит при правильной его организации оказывает позитивное воздействие на экономику. Мобилизация государством временно свободных денежных средств населения, предприятий и организаций способствует нормализации и укреплению денежного обращения в стране и одновременно служит источником доходов для держателей государственных ценных бумаг. Международный государственный кредит способствует ускорению социально-экономического развития и укреплению финансового положения страны-получателя средств, позитивно влияет на международное сотрудничество и взаимопонимание между странами.
Анализ содержания государственного кредита позволяет сделать ряд выводов:
- 1) государственный кредит — совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами — с другой, возникающих в процессе привлечения государством временно свободных денежных ресурсов на условиях возвратности и платности, с целью выполнения своих функций;
- 2) целесообразность использования государственного кредита определяется значительно меньшими негативными по сравнению с монетарными приемами балансирования доходов и расходов правительства;
- 3) государственный кредит представляет отношения вторичного распределения стоимости валового внутреннего продукта и части общественного богатства.
Таким образом, в зависимости от классификационных признаков можно выделить различные формы государственного кредита и виды государственных займов. Наиболее распространенной формой государственного кредита являются государственные займы.