Мировой опыт поддержки инновационной деятельности
Центральное место в системе прямого государственного регулирования занимает финансирование НИОКР и инновационных проектов из бюджетных средств. Государственные ассигнования могут предоставляться государственному и негосударственному секторам на инновационные цели. В целях диверсификации инновационных вложений государства возможно создание специализированных государственных холдинговых… Читать ещё >
Мировой опыт поддержки инновационной деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В настоящее время можно выделить три главных типа моделей научно-инновационного развития промышленно развитых стран:
- 1. страны, ориентированные на лидерство в науке; реализацию крупномасштабных целевых проектов, охватывающих все стадии научно-производственного цикла, как правило, со значительной долей научно-инновационного потенциала в оборонном секторе (США, Англия, Франция);
- 2. страны, ориентированные на распространение нововведений, создание благоприятной инновационной среды, рационализации всей структуры экономики (Германия, Швеция, Швейцария);
- 3. страны, стимулирующие нововведения путем развития инновационной инфраструктуры, обеспечение восприимчивости к достижениям мирового НТП, координации действий различных секторов в области науки и технологий (Япония, Южная Корея).
В мировой практике используются следующие виды налоговых льгот, стимулирующих инновационную деятельность:
- · предоставление исследовательского и инвестиционного налогового кредита, т. е. отсрочка налоговых платежей в части затрат из прибыли на инновационные цели;
- · уменьшение налога на прирост инновационных затрат;
- · «налоговые каникулы» в течение нескольких лет на прибыль, полученную от реализации инновационных проектов;
- · льготное налогообложение дивидендов юридических и физических лиц, полученных по акциям ИО;
- · снижение ставок налога на прибыль, направленную на заказные и совместные НИОКР; связь предоставления льгот с учетом приоритетности выполняемых проектов;
- · льготное налогообложение прибыли, полученной в результате использования патентов, лицензий, ноу-хау и др. нематериальных активов, входящих в состав интеллектуальной собственности;
- · уменьшение налогооблагаемой прибыли на сумму стоимости приборов и оборудования, передаваемых вузам, НИИ и другим ИО;
- · вычет из налогооблагаемой прибыли взносов в благотворительные фонды, деятельность которых связана с финансированием инноваций;
- · зачисление части прибыли ИО на специальные счета с последующим льготным налогообложением в случае использования на инновационные цели.
Инновационная политика государства представляет собой совокупность форм, методов и направлений воздействия государства на производство с целью выпуска новых видов продукции и технологии, а также расширение на этой основе рынков сбыта отечественных товаров.
Государственное регулирование экономики и инновационных процессов является одним из главных условий перевода функционирования экономики на рыночные отношения. Государство должно работать с рынком в одной упряжке.
К формам государственной поддержки научной и инновационной деятельности относятся:
- · прямое финансирование;
- · предоставление индивидуальным изобретателям и малым внедренческим предприятиям беспроцентных банковских ссуд;
- · создание венчурных инновационных фондов, пользующихся значительными налоговыми льготами;
- · снижение государственных патентных пошлин для индивидуальных изобретателей;
- · отсрочка уплаты патентных пошлин по ресурсосберегающим изобретениям;
- · реализация права на ускоренную амортизацию оборудования;
- · создание сети технополисов, технопарков и т. п.
Центральное место в системе прямого государственного регулирования занимает финансирование НИОКР и инновационных проектов из бюджетных средств. Государственные ассигнования могут предоставляться государственному и негосударственному секторам на инновационные цели. В целях диверсификации инновационных вложений государства возможно создание специализированных государственных холдинговых и инновационных компаний. Важное значение для генерирования нововведений и создания первоначального спроса на инновации имеют государственные контракты на выполнение НИОКР и государственные заказы на инновационную продукцию Эффективность инновационных процессов повышается при использовании механизмов конкурсности в распределении бюджетных средств.
К основным внебюджетным формам поддержки инновационной деятельности относятся:
- 1. государственная правовая защита и поддержка инноваторов, особенно малого предпринимательства;
- 2. создание государством налоговых, кредитных, таможенных, амортизационных, арендных (в .т.ч. лизинговых) льгот инноваторам;
- 3. включение без финансирования внебюджетных инновационных проектов в комплексные инновационно-инвестиционные программы;
- 4. государственное научно-методическое обеспечение инновационного менеджмента государственными стандартами, методиками и другими документами по различным аспектам анализа, прогнозирования, оптимизации, экономического обоснования инновационного решения;
- 5. государственное обеспечение инновационной деятельности информацией;
- 6. проведение государственной протекционистской политики ПВО внешнеэкономической деятельности инноваторов;
- 7. оказание государством помощи инноваторам в проведении сертификации, маркетинговых исследований, рекламы и сбыта новой продукции (услуг);
- 8. государственная поддержка инноваторов в осуществлении ремонта сложной техники;
- 9. осуществление государственной поддержки в углублении внутренней и международной кооперации;
- 10. создание системы внебюджетных фондов, союзов, ассоциаций по поддержке различных аспектов инновационной деятельнолсти;
- 11. осуществление государственного учета и контроля использования средств внебюджетных фондов и др.
Важнейшей формой внебюджетной поддержки инновационной деятельности является создание и функционирование внебюджетных фондов, которые формируются за счет добровольных отчислений предприятий и организаций независимо от форм собственности. Суммы отчисленных средств во внебюджетные фонды предприятия включают в себестоимость продукции.
Формы малого инновационного бизнеса В мировой практике к малым фирмам (предприятиям) относятся, как правило, фирмы, занимающиеся предпринимательской деятельностью. Эти фирмы могут быть как юридическими, так и физическими лицами. В последние годы во многих странах наблюдается активизация предпринимательской деятельности в форме малых фирм.
Критерии отнесения к малым фирмам в каждой стране свои. Это объясняется особенностями развития экономики, ее структурой, национальными традициями.
В настоящее время находят развитие венчурные фирмы, работающие на этапах роста и насыщения изобретательской активности и еще сохраняющейся, но уже падающей активности научных изысканий.
Венчурный бизнес представлен самостоятельными небольшими фирмами, специализирующихся на исследованиях, разработках, производстве новой продукции. Их создают ученые-исследователи, инженеры, новаторы. Он широко распространен в США, Западной Европе, Японии.
Как правило, венчурные фирмы не занимаются организацией производства продукции, а передают свои разработки другим фирмам — эксплерентам, патиентам, коммутантам. Венчурные фирмы могут быть дочерними у более крупных фирм.
Создание венчурных фирм предполагает наличие следующих компонентов:
- · идеи инновации — нового изделия, технологии;
- · общественной потребности и предпринимателя, готового на основе предложенной идеи организовать новую фирму;
- · рискового капитала для финансирования.
Венчурное финансирование осуществляется в двух основных формах — путем приобретения акций новых фирм либо предоставлением кредита различного вида, обычно с правом конверсии в акции.
Венчурный капитал представляет собой вложение средств не только крупных компаний, но и банков, государства, страховых, пенсионных и других фондов с повышенной степенью риска, в новый, расширяющийся или претерпевающий резкие изменения бизнес.
Венчурная фирма обладает рядом специфических черт:
- · долевое участие инвестора в капитале компании в прямой или опосредованной форме;
- · предоставление средств на длительный срок;
- · активная роль инвестора в управлении финансируемой фирмой.
На современном этапе развитие малого предпринимательства объясняется следующими факторами:
- 1. внедрение во все сферы экономики различных видов микроэлектронной техники, не требующей больших производственных площадей и стартовых инвестиций, но позволяющей резко упростить и удешевить коммуникационные связи, процесс принятия эффективного управленческого решения (технологический аспект);
- 2. принятием государствами законодательных актов по налоговым и другим льготам малому предпринимательству (правовой аспект);
- 3. государственной и внебюджетной поддержкой финансирования рискового венчурного бизнеса (финансовый аспект);
- 4. гибкостью и адаптивностью малых фирм в связи с небольшой численностью их сотрудников (чем меньше система, тем проще управление) и требованиям рынка и достижениям НТП (управленческий аспект);
- 5. повышением интеллектуального уровня научных сотрудников и их стремлением к свободе и творческой деятельности (психологический аспект);
- 6. более высокой (до двух раз) эффективностью конечных результатов инновационной деятельности малых фирм и более быстрой отдачей инвестиций по сравнению с крупными компаниями (экономический аспект).
Наряду с факторами развития малых фирм действуют также факторы, сдерживающие рост их количества. К ним относятся следующие:
- 1. большой риск инвестирования в связи с малой (иногда единичной) номенклатурой выпускаемых товаров или выполняемых услуг. При провале на рынке этого товара фирма терпит банкротство. Невозможно провал одного товара компенсировать успехом другого;
- 2. значительные трудности в налаживании производства из-за отсутствия необходимого производственного потенциала;
- 3. слабая инфраструктура фирмы и ее защищенность.
Поэтому в настоящее время продолжается процесс укрупнения фирм, создания сверхкрупных объединений, которым не присущи перечисленные факторы сдерживания роста малых фирм.
Вопросы для самоконтроля
- 1. 1. Каковы современные концепции инновационной деятельности?
- 2. Разъясните инновационно-технологические стратегии?
- 3. Мировой опыт поддержки инновационной деятельности?