Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Мировой опыт поддержки инновационной деятельности

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Центральное место в системе прямого государственного регулирования занимает финансирование НИОКР и инновационных проектов из бюджетных средств. Государственные ассигнования могут предоставляться государственному и негосударственному секторам на инновационные цели. В целях диверсификации инновационных вложений государства возможно создание специализированных государственных холдинговых… Читать ещё >

Мировой опыт поддержки инновационной деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В настоящее время можно выделить три главных типа моделей научно-инновационного развития промышленно развитых стран:

  • 1. страны, ориентированные на лидерство в науке; реализацию крупномасштабных целевых проектов, охватывающих все стадии научно-производственного цикла, как правило, со значительной долей научно-инновационного потенциала в оборонном секторе (США, Англия, Франция);
  • 2. страны, ориентированные на распространение нововведений, создание благоприятной инновационной среды, рационализации всей структуры экономики (Германия, Швеция, Швейцария);
  • 3. страны, стимулирующие нововведения путем развития инновационной инфраструктуры, обеспечение восприимчивости к достижениям мирового НТП, координации действий различных секторов в области науки и технологий (Япония, Южная Корея).

В мировой практике используются следующие виды налоговых льгот, стимулирующих инновационную деятельность:

  • · предоставление исследовательского и инвестиционного налогового кредита, т. е. отсрочка налоговых платежей в части затрат из прибыли на инновационные цели;
  • · уменьшение налога на прирост инновационных затрат;
  • · «налоговые каникулы» в течение нескольких лет на прибыль, полученную от реализации инновационных проектов;
  • · льготное налогообложение дивидендов юридических и физических лиц, полученных по акциям ИО;
  • · снижение ставок налога на прибыль, направленную на заказные и совместные НИОКР; связь предоставления льгот с учетом приоритетности выполняемых проектов;
  • · льготное налогообложение прибыли, полученной в результате использования патентов, лицензий, ноу-хау и др. нематериальных активов, входящих в состав интеллектуальной собственности;
  • · уменьшение налогооблагаемой прибыли на сумму стоимости приборов и оборудования, передаваемых вузам, НИИ и другим ИО;
  • · вычет из налогооблагаемой прибыли взносов в благотворительные фонды, деятельность которых связана с финансированием инноваций;
  • · зачисление части прибыли ИО на специальные счета с последующим льготным налогообложением в случае использования на инновационные цели.

Инновационная политика государства представляет собой совокупность форм, методов и направлений воздействия государства на производство с целью выпуска новых видов продукции и технологии, а также расширение на этой основе рынков сбыта отечественных товаров.

Государственное регулирование экономики и инновационных процессов является одним из главных условий перевода функционирования экономики на рыночные отношения. Государство должно работать с рынком в одной упряжке.

К формам государственной поддержки научной и инновационной деятельности относятся:

  • · прямое финансирование;
  • · предоставление индивидуальным изобретателям и малым внедренческим предприятиям беспроцентных банковских ссуд;
  • · создание венчурных инновационных фондов, пользующихся значительными налоговыми льготами;
  • · снижение государственных патентных пошлин для индивидуальных изобретателей;
  • · отсрочка уплаты патентных пошлин по ресурсосберегающим изобретениям;
  • · реализация права на ускоренную амортизацию оборудования;
  • · создание сети технополисов, технопарков и т. п.

Центральное место в системе прямого государственного регулирования занимает финансирование НИОКР и инновационных проектов из бюджетных средств. Государственные ассигнования могут предоставляться государственному и негосударственному секторам на инновационные цели. В целях диверсификации инновационных вложений государства возможно создание специализированных государственных холдинговых и инновационных компаний. Важное значение для генерирования нововведений и создания первоначального спроса на инновации имеют государственные контракты на выполнение НИОКР и государственные заказы на инновационную продукцию Эффективность инновационных процессов повышается при использовании механизмов конкурсности в распределении бюджетных средств.

К основным внебюджетным формам поддержки инновационной деятельности относятся:

  • 1. государственная правовая защита и поддержка инноваторов, особенно малого предпринимательства;
  • 2. создание государством налоговых, кредитных, таможенных, амортизационных, арендных (в .т.ч. лизинговых) льгот инноваторам;
  • 3. включение без финансирования внебюджетных инновационных проектов в комплексные инновационно-инвестиционные программы;
  • 4. государственное научно-методическое обеспечение инновационного менеджмента государственными стандартами, методиками и другими документами по различным аспектам анализа, прогнозирования, оптимизации, экономического обоснования инновационного решения;
  • 5. государственное обеспечение инновационной деятельности информацией;
  • 6. проведение государственной протекционистской политики ПВО внешнеэкономической деятельности инноваторов;
  • 7. оказание государством помощи инноваторам в проведении сертификации, маркетинговых исследований, рекламы и сбыта новой продукции (услуг);
  • 8. государственная поддержка инноваторов в осуществлении ремонта сложной техники;
  • 9. осуществление государственной поддержки в углублении внутренней и международной кооперации;
  • 10. создание системы внебюджетных фондов, союзов, ассоциаций по поддержке различных аспектов инновационной деятельнолсти;
  • 11. осуществление государственного учета и контроля использования средств внебюджетных фондов и др.

Важнейшей формой внебюджетной поддержки инновационной деятельности является создание и функционирование внебюджетных фондов, которые формируются за счет добровольных отчислений предприятий и организаций независимо от форм собственности. Суммы отчисленных средств во внебюджетные фонды предприятия включают в себестоимость продукции.

Формы малого инновационного бизнеса В мировой практике к малым фирмам (предприятиям) относятся, как правило, фирмы, занимающиеся предпринимательской деятельностью. Эти фирмы могут быть как юридическими, так и физическими лицами. В последние годы во многих странах наблюдается активизация предпринимательской деятельности в форме малых фирм.

Критерии отнесения к малым фирмам в каждой стране свои. Это объясняется особенностями развития экономики, ее структурой, национальными традициями.

В настоящее время находят развитие венчурные фирмы, работающие на этапах роста и насыщения изобретательской активности и еще сохраняющейся, но уже падающей активности научных изысканий.

Венчурный бизнес представлен самостоятельными небольшими фирмами, специализирующихся на исследованиях, разработках, производстве новой продукции. Их создают ученые-исследователи, инженеры, новаторы. Он широко распространен в США, Западной Европе, Японии.

Как правило, венчурные фирмы не занимаются организацией производства продукции, а передают свои разработки другим фирмам — эксплерентам, патиентам, коммутантам. Венчурные фирмы могут быть дочерними у более крупных фирм.

Создание венчурных фирм предполагает наличие следующих компонентов:

  • · идеи инновации — нового изделия, технологии;
  • · общественной потребности и предпринимателя, готового на основе предложенной идеи организовать новую фирму;
  • · рискового капитала для финансирования.

Венчурное финансирование осуществляется в двух основных формах — путем приобретения акций новых фирм либо предоставлением кредита различного вида, обычно с правом конверсии в акции.

Венчурный капитал представляет собой вложение средств не только крупных компаний, но и банков, государства, страховых, пенсионных и других фондов с повышенной степенью риска, в новый, расширяющийся или претерпевающий резкие изменения бизнес.

Венчурная фирма обладает рядом специфических черт:

  • · долевое участие инвестора в капитале компании в прямой или опосредованной форме;
  • · предоставление средств на длительный срок;
  • · активная роль инвестора в управлении финансируемой фирмой.

На современном этапе развитие малого предпринимательства объясняется следующими факторами:

  • 1. внедрение во все сферы экономики различных видов микроэлектронной техники, не требующей больших производственных площадей и стартовых инвестиций, но позволяющей резко упростить и удешевить коммуникационные связи, процесс принятия эффективного управленческого решения (технологический аспект);
  • 2. принятием государствами законодательных актов по налоговым и другим льготам малому предпринимательству (правовой аспект);
  • 3. государственной и внебюджетной поддержкой финансирования рискового венчурного бизнеса (финансовый аспект);
  • 4. гибкостью и адаптивностью малых фирм в связи с небольшой численностью их сотрудников (чем меньше система, тем проще управление) и требованиям рынка и достижениям НТП (управленческий аспект);
  • 5. повышением интеллектуального уровня научных сотрудников и их стремлением к свободе и творческой деятельности (психологический аспект);
  • 6. более высокой (до двух раз) эффективностью конечных результатов инновационной деятельности малых фирм и более быстрой отдачей инвестиций по сравнению с крупными компаниями (экономический аспект).

Наряду с факторами развития малых фирм действуют также факторы, сдерживающие рост их количества. К ним относятся следующие:

  • 1. большой риск инвестирования в связи с малой (иногда единичной) номенклатурой выпускаемых товаров или выполняемых услуг. При провале на рынке этого товара фирма терпит банкротство. Невозможно провал одного товара компенсировать успехом другого;
  • 2. значительные трудности в налаживании производства из-за отсутствия необходимого производственного потенциала;
  • 3. слабая инфраструктура фирмы и ее защищенность.

Поэтому в настоящее время продолжается процесс укрупнения фирм, создания сверхкрупных объединений, которым не присущи перечисленные факторы сдерживания роста малых фирм.

Вопросы для самоконтроля

  • 1. 1. Каковы современные концепции инновационной деятельности?
  • 2. Разъясните инновационно-технологические стратегии?
  • 3. Мировой опыт поддержки инновационной деятельности?
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой