Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Опыт преподавателя экономических дисциплин в применении комплексного методического обеспечения

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Студенты отмечают сложность преподавателя организовать студентов, сплотить их. Недостаточный, по мнению студентов, уровень легкости передачи информации, жизненного опыта преподавателем, общительности, инициативности преподавателя, стремления последнего к повышению ценза социального взаимодействия со студентами, на наш взгляд, говорит либо о формальном отношении студентов к анкетированию, либо… Читать ещё >

Опыт преподавателя экономических дисциплин в применении комплексного методического обеспечения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Рассмотрим опыт работы преподавателя курса «Основы рыночной экономики».

Для определения уровня педагогического общения студентов с преподавателем экономических дисциплин Артемовой Н. А. мы провели исследование по методике О. А. Казанцевой (приложение 3). В исследовании участвовало 14 студентов 3 курса. Время исследования — ноябрь 2013 года. Результаты исследования отражены в таблице 1 и диаграммах (приложение 4).

Из общего числа опрошенных студентов мы видим, что:

  • — 50% (7 человек) оценили педагогическое общение, как безусловно высокое;
  • — 42, 8% (6 человек) как преимущественно положительное;
  • — 4,7% (1 человек) как в основном низкое.

Можно сделать вывод, что более 92,8% студентов удовлетворены уровнем педагогического общения с преподавателем. Согласно данной диаграмме (приложение 4) мы видим, что студентами отмечается уважение со стороны преподавателя, способность педагога повлиять на студента с помощью речевого воздействия, т. е. преподавать является авторитетом для студентов. Данный вывод подтверждается и высокой оценкой уровня профессиональной речевой культуры преподавателя. Студентами отмечается высокий уровень эмпатии преподавателя по отношению к студентам. А также умение преподавателя общаться с людьми разного возраста и социального положения. Что указывает на лояльность в общении преподавателя со студентами.

Студенты отмечают сложность преподавателя организовать студентов, сплотить их. Недостаточный, по мнению студентов, уровень легкости передачи информации, жизненного опыта преподавателем, общительности, инициативности преподавателя, стремления последнего к повышению ценза социального взаимодействия со студентами, на наш взгляд, говорит либо о формальном отношении студентов к анкетированию, либо о низком уровне общения самих студентов. Студенты от преподавателя ждут только предоставления новой информации, проявления инициативы в общении, создание преподавателем легкой атмосферы, готовых ответов на поставленные вопросы.

Метод конкретных ситуаций основан на следующем утверждении: понимания механизмов управления и профессионализма в менеджменте можно добиться путем рассмотрения, изучения и обсуждения конкретных ситуаций.

Существует довольно много разновидностей данного метода, используемых педагогами университета.

В описании метода следует отметить, что в общем случае студент получает текст с описанием конкретной организационной проблемы. Его просят изучить ситуацию в домашней обстановке и наметить оптимальное решение. Затем студенты объединяются в небольшие группы, обсуждают достоинства и недостатки предложенных решений и пытаются установить, каким законам управления подчиняется данная ситуация.

Метод конкретных ситуаций предназначен для того, чтобы помочь учащемуся лучше разобраться в основных законах и принципах управления. В большинстве случаев не существует какого-то одного, единственно верного решения. Одновременное существование нескольких альтернативных решений и возможность выбора формируют у студентов определенную гибкость подхода к рассмотрению организационных проблем. Перед студентами педагоги университета ставят задачи не столько найти единственный ответ, сколько поставить правильные и полезные вопросы, которые могут предполагать существование нескольких альтернативных решений.

Метод конкретных ситуаций используется Артемовой Н. А. для того, чтобы развить навыки студентов, позволяющие им определять первостепенные проблемы в обучении и в управлении организации. Студенты также учатся определять, с чего необходимо начинать поиск ответов, и составлять правильный план действий.

Студенты изучают ситуацию, приходят к собственным выводам о том, что следует предпринять, а затем обсуждают ситуации в группах.

Данный метод используется наряду с другими методами обучения, как:

  • — Упражнения по сравнительному использованию односторонней и двусторонней моделей общения, в процессе которых студенты определяют для себя сильные и слабые стороны этих моделей.
  • — Моделирование неких реальных явлений, при котором «команды» учащихся соревнуются в выполнении каких-либо «производственных» заданий. При этом слушатели «набираются опыта», выполняя различные управленческие и организационные функции при наличии обратной связи среди участников эксперимента.
  • — Активное изучение или моделирование конкретных ситуаций. Команда учащихся изучает представленную информацию, принимает ряд решений, получает в ответ информацию и продолжает работу в новых условиях, проходя, таким образом, через последовательность различных ситуаций.
  • — «Упражнение с корзиной» создает типичный дневной объем работы менеджера с помощью гипотетической «корзины», которая содержит документы и другие бумаги, имеющие отношение к самым разнообразным управленческим проблемам.
  • — Типовые, но вполне реальные проблемные ситуации — например, самые разнообразные проблемы «выживания». Команда проверяет свое умение справляться с ними и принимать решения, способность использовать все коллективные ресурсы для нахождения верного ответа.
  • — Ситуации, рассчитанные на интерактивное решение проблемы. Эти ситуации обычно предполагают проведение экспериментов «лабораторного» типа, в процессе которых команды работают над задачей, проблемой или упражнением, быть может, несколько искусственными, но зато с высоким соревновательным накалом.
  • — «Головоломки». В процессе многих экспериментов и занятий по моделированию учащимся приходится решать трудные, приводящие в замешательство задачи. Работа над ними, самостоятельная или в составе группы, должна помочь слушателям лучше понять методы решения проблем, их сильные и слабые стороны.

Важную роль в процессе адаптации необходимо определить такому методу, как деловая игра.

Деловые игры встречаются в различных вариациях, но все они, по сути, являются методом конкретных ситуаций в действии. Вместо того, чтобы «обсуждать» возможное развитие ситуации, студенты получают определенные роли и общаются друг с другом, выступая от имени конкретного действующего лица — участника данной ситуации.

Например: Деловая игра «Простейшие методы стратегического управления».

Целью проведения данной деловой игры является ознакомление студентов с наглядными методами и результатами реализации стратегической решений на конкретных примерах из экономической жизни промышленно развитых стран.

В декабре 2013 года было проведено повторное исследование оценки студентами уровня педагогического общения по методике О. А. Казанцевой. Полученные результаты были сведены в таблице 2 и отражены в диаграммах (приложение 5).

Были получены следующие результаты при анкетировании студентов:

— 57,1% (8 человек) дали высокую оценку стилю педагогического общения,.

Опыт преподавателя экономических дисциплин в применении комплексного методического обеспечения.
Опыт преподавателя экономических дисциплин в применении комплексного методического обеспечения.
  • — 35, 7% (5 человек) дали преимущественно положительную оценку,
  • — 7,1% (1 человек) оценило уровень педагогического общения как низкий.

Результаты анкетирования наглядно показывают, что отношение преподавателя к студентам уважительное. В речи преподавателя студенты выделяют следующие моменты: выразительность, деликатность, высокий уровень профессиональной культуры. Студентами отмечено, что преподаватель легко и с желанием передает жизненный опыт студентам, умеет организовать группу. Высокую оценку получили такие качества как общительность, инициативность, сопереживание, умение преподавателя вести беседу с людьми разного возраста и социального статуса.

Следовательно, можно сделать выводы, что студенты в конце учебного года довольны уровнем педагогического общения с преподавателями, ценят больше всего тот уровень профессионализма, знаний, умений, навыков, который преподаватель может передать студенту, а эмоции и амбиции студенты относят на второй план. На наш взгляд это говорит об изменении профессиональных познавательных интересов студентов — будущих специалистов.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой