Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Особенности удовлетворения требований отдельных кредиторов

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Некоторые привилегии предоставлены уполномоченным органам и при удовлетворении требований в конкурсном производстве. В частности, согласно пункту 2 статьи 137 Закона о банкротстве, в случае, если должником в период после вынесения арбитражным судом определения о принятии заявления о признании должника банкротом и до открытия конкурсного производства не в полном объеме уплачены обязательные… Читать ещё >

Особенности удовлетворения требований отдельных кредиторов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Особенности удовлетворения требований конкурсных кредиторов и уполномоченных органов

Требования конкурсных кредиторов и уполномоченных органов удовлетворяются в третью очередь. Порядок установления и удовлетворения требований конкурсных кредиторов не включает положений отличных от порядка, описанного в предыдущем параграфе. Удовлетворение требований уполномоченных органов, однако, имеет некоторые особенности, которые будут описаны далее.

Конкурсные кредиторы, обладая наиболее широкими правами в рамках дела о банкротстве, являются центральным субъектом конкурсных правоотношений.

Для верной характеристики правового статуса конкурсных кредиторов в деле о банкротстве, первоначально следует разрешить вопрос о правовой природе конкурсных отношений, поскольку именно в рамках этих отношений данные лица существуют как особый субъект.

Относительно природы конкурсных отношений существует две позиции. Согласно первой, конкурсное право является институтом гражданского права, то есть права частного, а конкурсные отношения представляют собой охранительное обязательство с активной множественностью лиц.

Согласно второй позиции, конкурсное право рассматривается в качестве комплексного правового института, объединяющего в себе частноправовые и публично-правовые элементы.

Более обоснованной представляется первая точка зрения.

Конкурсные правоотношения вне зависимости от отношений, им предшествующих, являются частноправовыми, а конкурное право — институтом частного, гражданского права.

Правоотношения, являющиеся предпосылкой для возникновения конкурсных, могут входить в состав, как частноправовых отраслей, так и публично-правовых.

К первой группе следует отнести имущественные и связанные с ними неимущественные отношения физических и юридических лиц, входящие в предмет гражданского права, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников.

Ко второй группе относятся отношения, входящие в состав предмета материального публичного права, то есть отношения, возникающие между органами власти и физическими, юридическими лицами, основанные на власти и подчинении.

Указанные правоотношения отдельных кредиторов с должником, проистекают из регулятивных обязательств, то есть обязательств, осуществление сторонами прав в рамках которых, направлено на достижение нормального правового результата.

Как указывает В. А. Хохлов: «Исходя из функций обязательств и связи с основанием, их породившим, различают регулятивные и охранительные обязательства, значение которых совпадает с делением таких правоотношений в целом. Регулятивные обязательства появляются для удовлетворения обычных (нормальных) и правомерных целей. Охранительные же обязательства преследуют цель отреагировать на дефект в развитии ранее возникших правоотношений».

Неисполнение или ненадлежащее исполнение стороной регулятивного обязательства (вне зависимости от его отраслевой принадлежности), своих обязанностей, влечет возникновения обязательства охранительного.

В рамках такого обязательства, сторона управомоченная, вправе прибегнуть к защите своего права, нарушенного должником в рамках регулятивного обязательства, или принудительному исполнению должником своих субъективных обязанностей, а также применить к должнику меры ответственности в виде возмещения убытков, финансовых санкций, иные меры ответственности.

Характер охранительных правоотношений предопределяется характером регулятивных отношений, нарушение которых послужило основанием их возникновения. Так, нарушение обязанности по уплате обязательного платежа влечет возникновения охранительного отношения публично-правового характера, напротив, неисполнение денежного обязательства по оплате поставленного товара, влечет возникновение частноправового охранительного обязательства.

Не имея в виду несостоятельность должника, кредиторы разобщены, осуществляют свои права в рамках охранительных обязательств в индивидуальном порядке.

Такое положение вещей сохраняет силу вплоть до того момента, пока интересы кредиторов не сталкиваются. Столкновение интересов кредиторов происходит тогда, когда удовлетворение требований одного или нескольких из них приведет к невозможности удовлетворении требований остальных кредиторов. Указанное является следствием превышения пассивов должника над его активами, то есть недостаточностью имущества последнего для удовлетворения требований всех кредиторов.

В такой ситуации, осуществление отдельными кредиторами своих прав в индивидуальном порядке неминуемо приведет к ущемлению прав других кредиторов.

При таких обстоятельствах необходимым является установление «известного порядка возможно более равного и справедливого распределения имущества должника между всеми его кредиторами» .

Достижению указанной цели способствует объединение индивидуальных охранительных обязательств кредиторов в одно охранительное обязательство с активной множественностью лиц, требования которых соразмерно удовлетворяются за счет имущества должника (конкурсный массы) в установленной очередности. Такое охранительное обязательство с активной множественностью лиц и является конкурсным.

Объединение всех кредиторов должника в рамках единого однородного охранительного (конкурсного) правоотношения с целью справедливого равномерного распределения имущества должника необходимо для устранения преимуществ между кредиторами и создания равных правовых возможностей между ними, независимо от характера их требований .

Характер конкурсных отношений, являющихся особыми охранительными правоотношениями, способствующими справедливому удовлетворению требований всех кредиторов должника, не зависит от характера охранительных правоотношений должника с отдельными кредиторами. Конкурсные отношения основаны на свободе и равенстве их участников, автономии воли каждого из них, постольку, поскольку наделение в рамках конкурсных отношений отдельных субъектов властными полномочиями не способствовало бы соразмерному и справедливому удовлетворению требований всех кредиторов.

Автономия воли проявляется, в частности в том, что каждый кредитор действует самостоятельно в осуществлении принадлежащих ему прав и законных интересов, никто не может повлиять на его волеизъявление (например, понудить к принятию того или иного решения при голосовании по вопросам, выносимым на собрание кредиторов; кредитор вправе в любой момент в ходе процедур банкротства предъявить свои требования к должнику, а может вообще не заявлять о них).

Исходя из изложенного, материально-правовые конкурсные отношения следует определить как охранительные отношения с активной множественностью лиц, возникающие при столкновении прав отдельных кредиторов, направленные на соразмерное и справедливое удовлетворение требований таких кредиторов за счет имущества должника.

Отсюда, конкурсными кредиторами следует признать всех кредиторов должника, вне зависимости от природы их требований, являющихся субъектами конкурсного обязательства и претендующих на соразмерное удовлетворение своих требований за счет имущества должника в установленной процессуальной форме.

Законодательство, регулирующее несостоятельность (банкротство), отдельно определяет кредиторов, перед которыми должник имеет задолженность по обязательным платежам. Указанные кредиторы наделяются иным объемом прав, их правовое положение, в связи с этим, отличается от положения кредиторов по гражданско-правовым денежным обязательствам.

Различие правового статуса конкурсных кредиторов и уполномоченных органов имеет место и в соответствии с законом 1992 г. Так, уполномоченные органы не имеют, в отличие от конкурсных кредиторов, права участия в собрании кредиторов, не обладают правом на инициирование процедуры банкротства должника, их требования подлежат удовлетворению в составе третьей очереди (в то время как требования конкурсных кредиторов удовлетворяются в четвертую очередь) требований кредиторов должника, требования указанных кредиторов не могут быть предметом мирового соглашения.

Закон 1998 г. наделяет уполномоченные органы правом на инициирование процедуры, правом голоса на собрании кредиторов (в определенных случаях). Между тем, и в соответствии с указанным законом, требования уполномоченных органов в части недоимок подлежат преимущественному удовлетворению перед требованиями конкурсных кредиторов. Кроме того, удовлетворение требований уполномоченных органов может происходить в рамках мирового соглашения, однако это не должно противоречить, в том числе, законодательству о налогах и сборах.

Согласно действующему закону о банкротстве, под конкурсными кредиторами понимаются кредиторы по денежным обязательствам (за исключением уполномоченных органов, граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, морального вреда, имеет обязательства по выплате компенсации сверх возмещения вреда, предусмотренной Градостроительным кодексом Российской Федерации (компенсации сверх возмещения вреда, причиненного в результате разрушения, повреждения объекта капитального строительства, нарушения требований безопасности при строительстве объекта капитального строительства, требований к обеспечению безопасной эксплуатации здания, сооружения), вознаграждения авторам результатов интеллектуальной деятельности, а также учредителей (участников) должника по обязательствам, вытекающим из такого участия).

Отдельно, наряду с конкурсными кредиторами, Закон о банкротстве 2002 г., выделяет уполномоченный орган.

Так, в соответствии со статьей 2 закона, уполномоченным органом является федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на представление в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам, а также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, уполномоченные представлять в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требования по денежным обязательствам соответственно субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Наблюдается тенденция уравнивания конкурсных кредиторов и уполномоченных органов в правах, между тем и в действующем законодательстве, правовое положение указанных групп кредиторов различно.

Указанные различия возникают в связи с применением законодателем различных правовых режимов удовлетворения их требований. В отношении требований конкурсных кредиторов действует гражданско-правовой режим, а в отношении требований уполномоченных органов — публично-правовой режим.

Отражением указанного является закрепление в абзаце 4 пункта 1 статьи 156 Закона положения о том, что условия мирового соглашения не могут противоречить действующему законодательству о налогах и сборах. На практике указанное положение приводит к невозможности предусмотреть частичное погашение задолженности по обязательным платежам, что приводит к низкой привлекательности такой реабилитационной процедуры как мировое соглашение.

Мировое соглашение, по сути, представляет собой сделку между должником и его кредиторами, предусматривающую взаимные уступки, направленную на разрешение того самого столкновения прав кредиторов, о котором шла речь ранее. Предметом мирового соглашения, заключаемого в деле о банкротстве, является согласование порядка осуществления права.

Некоторые привилегии предоставлены уполномоченным органам и при удовлетворении требований в конкурсном производстве. В частности, согласно пункту 2 статьи 137 Закона о банкротстве, в случае, если должником в период после вынесения арбитражным судом определения о принятии заявления о признании должника банкротом и до открытия конкурсного производства не в полном объеме уплачены обязательные платежи, требования, не погашенные до принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, погашаются вне очереди.

По нашему мнению, целесообразным представляется применение к отношениям, возникающим по поводу исполнения требований конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, частноправовой режим регулирования.

Выделение из числа конкурсных кредиторов уполномоченных органов, кроме прочего, противоречит самой сути конкурсных отношений. «Термин „конкурс“, — как указывает К. Б. Кораев, — в рамках института несостоятельности означает стечение (схождение) кредиторов, имеющих имущественные требования к общему должнику» .

Исходя из общих начал, целей и принципов конкурсного права, оправданным является предположение о том, что конкурсными кредиторами следует признать всех кредиторов, имеющих имущественные требования к должнику и претендующих на их удовлетворение в соответствии с принципами очередности и соразмерности. Напротив, неконкурсными кредиторами, являются кредиторы, не участвующие в конкурсе, требования которых подлежат удовлетворению во внеконкурсном порядке.

Существующая в действующем законодательстве дифференциация кредиторов не согласуется с целями конкурсного процесса, поскольку допускает различие правового статуса кредиторов, а, следовательно, их неравенство в конкурсном процессе. Тем самым нарушается один из основных принципов конкурсного права.

По нашему мнению оправданным было бы отказаться от указанной дифференциации, включив в состав конкурсных кредиторов уполномоченные органы, тем самым подчинив режим удовлетворения требований последних частноправовому регулированию. Указанное решение способствовало бы укреплению равенства кредиторов в конкурсном процессе, актуализации примирительной процедуры.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой