Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Федеральные законы о наличных и безналичных расчетах

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Полномочия Банка России называются и в ст. 155 БК РФ. В ней определено, что Банк России совместно с Правительством РФ разрабатывает и представляет на рассмотрение Государственной Думы основные направления денежно-кредитной политики. В п. 2 этой же статьи закреплено правило о том, что Банк России обслуживает счета бюджетов, за исключением случая, указанного в п. 4 ст. 156 БК РФ. Кроме того… Читать ещё >

Федеральные законы о наличных и безналичных расчетах (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В гл. 46 ГК РФ предусматриваются порядок и формы расчетов. В частности, в ст. 861 ГК РФ «Наличные и безналичные расчеты» определено, что расчеты с участием граждан, не связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, могут производиться наличными деньгами без ограничения суммы или в безналичном порядке. Расчеты между юридическими лицами, а также расчеты с участием граждан, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, производятся в безналичном порядке. Расчеты между этими лицами могут производиться также наличными деньгами, если иное не установлено законом. Безналичные расчеты производятся через банки, иные кредитные организации, в которых открыты соответствующие счета, если иное не вытекает из закона и не обусловлено используемой формой расчетов.

Заметим, что вопрос о том, что Банк России вправе устанавливать предельный размер денежных средств (в настоящее время — 100 000 руб. по одному договору) для наличных расчетов, вызывает споры в юридической литературе и в судебной практике.

Банк России организует и обеспечивает эффективное и бесперебойное функционирование платежной системы Банка России и осуществляет за ней наблюдение (ст. 82.2 Закона о Банке России).

Дальше, в гл. 11 учебника будет подробнее рассматриваться вопрос о формах безналичных расчетов.

5. Функция регулирования правил проведения банковских операций.

Мы уже знаем, что банковская операция — это технология осуществления сделки, заключенной между кредитной организацией и ее клиентом.

Повторю, Банк России не имеет права регулировать сделки между кредитными организациями и их клиентами. Различия между банковскими операциями и сделками[1] мы еще будем рассматривать в гл. 10 учебника.

В ст. 57 Закона о Банке России определено, что Банк России устанавливает обязательные для кредитных организаций и банковских групп правила проведения банковских операций.

При этом он не вправе требовать от кредитных организаций выполнения несвойственных им функций (ст. 58 Закона о Банке России).

6. Функция обслуживания счетов бюджетной системы РФ и операций с золотовалютными резервами.

Согласно ст. 23 Закона о Банке России: «Средства федерального бюджета и средства государственных внебюджетных фондов хранятся в Банке России, если иное не установлено федеральными законами» .

Там же в ст. 23 Закона о Банке России сказано, что «Банк России без взимания комиссионного вознаграждения осуществляет операции со средствами федерального бюджета, средствами государственных внебюджетных фондов, средствами бюджетов субъектов Российской Федерации и средствами местных бюджетов, а также операции по обслуживанию государственного долга Российской Федерации и операции с золотовалютными резервами». Обратим внимание: в ст. 23 Закона о Банке России законодатель использовал понятие «золотовалютные резервы», а не понятие «золотовалютные резервы Банка России». Понятно, что Банк России не может брать комиссию за операции со своими собственными золотовалютными резервами. Свои золотовалютные резервы он не обслуживает. Он ими управляет. И об этом сказано в другой статье этого же Закона о Банке России — п. 7 ст. 4.

Банк России обслуживает государственный долг РФ, но кредиты Банка России не могут быть источником покрытия бюджетного дефицита.

Полномочия Банка России называются и в ст. 155 БК РФ. В ней определено, что Банк России совместно с Правительством РФ разрабатывает и представляет на рассмотрение Государственной Думы основные направления денежно-кредитной политики. В п. 2 этой же статьи закреплено правило о том, что Банк России обслуживает счета бюджетов, за исключением случая, указанного в п. 4 ст. 156 БК РФ[2]. Кроме того, в этой же статье (п. 3) определено: «Банк России осуществляет функции генерального агента по государственным ценным бумагам Российской Федерации» .

Кредитные организации только в исключительных случаях обслуживают бюджетные деньги. Кредитные организации могут привлекаться на основании агентского соглашения для осуществления операций по предоставлению и возврату бюджетных кредитов.

В п. 2 ст. 156 БК РФ определено, что «кредитные организации выполняют функции, предусмотренные пунктом 2 статьи 155 настоящего Кодекса, в случае отсутствия учреждений Центрального банка Российской Федерации на соответствующей территории или невозможности выполнения ими этих функций»[3].

7. Функция эффективного управления золотовалютными резервами Банка России.

В п. 7 ст. 4 Закона о Банке России отдельно выделена еще одна функция Банка России. Там сказано, что Банк России «осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами Банка России» .

Получается, что в Законе о Банке России нет объяснения различий между понятиями «золотовалютные резервы Банка России» и «золотовалютные резервы» (Российской Федерации?). А ведь это не одно и то же. В указанном Законе они закреплены, пусть и без конкретизации их состава, в разных его статьях по-разному (п. 7 ст. 4 и ч. 2 ст. 23).

Между прочим, в самом названии этой функции (п. 7 ст. 4 Закона о Банке России) используется слово «эффективное», а ведь это вопрос оценки результата управления. И хотя, казалось бы, невозможно заранее в законодательстве закрепить, что это управление изначально является эффективным, но именно такую формулировку использовал законодатель.

8. Другие функции Банка России.

Функция принятия решения о государственной регистрации кредитных организаций, выдачи им лицензии на осуществление банковских операций, приостановления их действия и отзыва банковских лицензий. В Федеральном законе от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» предусматривается специальная регистрация некоторых юридических лиц. Соответственно Закон о Банке России оставил за Банком России принятие решения о государственной регистрации кредитной организации и выдаче ей банковской лицензии. Получив решение Банка России о регистрации кредитной организации, уполномоченный орган федеральной исполнительной власти вносит запись о государственной регистрации кредитной организации в единый реестр юридических лиц. Банк России подробно регулирует порядок государственной регистрации кредитных организаций. С этой целью он принял Инструкцию Банка России № 135-И.

  • [1] См.: Братко А. Г. Банковские операции и сделки: различия и взаимосвязь. URL: bratko.ru
  • [2] О признании не противоречащим Конституции РФ п. 2 ст. 155 БК РФ см.: Постановление Конституционного Суда РФ от 17.06.2004 № 12-П.
  • [3] О признании не противоречащим Конституции РФ п. 2 ст. 156 БК РФ см.: Постановление Конституционного Суда РФ от 17.06.2004 № 12-П.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой