Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Сохранившаяся архитектура «петровского барокко»

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Первый этаж здания — галерея, где вместо колонн массивные рустованные пилоны — широкие прямоугольные столбы. Крайние — чуть шире остальных, и в них ниши для статуй. Второй и третий этажи гладкие. Лишь пилястры между окнами. По углам пилястры сдвоены. Они — как строгая рама зрительных границ архитектурного произведения. Каждое здание на одиннадцать осей — протяженностью в одиннадцать окон… Читать ещё >

Сохранившаяся архитектура «петровского барокко» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

«Основные памятники «петровского барокко», которые дошли до наших дней в Санкт-Петербурге:

  • 1. Здание двенадцати коллегий (1722 — 1742). Д. Трезини, Л.-Т. Швертфегер
  • 2. Дворец Меншикова (1710 — 1727). Д.-И. Фонтана, И.-Г. Шедель, И.-Ф. Браунштейн, Г.-И. Маттарнови
  • 3. Кикины палаты (1714 — 1720)
  • 4. Петропавловские ворота Петропавловской крепости (1717 — 1718). Д. Т резини, Н. Пино
  • 5. Церковь Благовещенья Пресвятой Богородицы Свято-Троицкого Александро-Невского монастыря (1717 — 1725). Д. Трезини
  • 6. Здание Кунсткамеры (1718 — 1734). Г.-И. Маттарнови, Н.-Ф. Гербель, Г.-К. Киавери, М.Г. Земцов
  • 7. Летний Дворец Петра I (Летний сад) (1710 — 1716). Д. Трезини, А. Шлютер, И.-Ф.Б раунштейн, Г.-И. Маттарнови, Н. Микетти, Н. Пино

Основные памятники «петровского барокко» в пригородах Санкт-Петербурга:

  • 8. Дворец Меншикова (Ораниенбаум) (1710 — 1713). Д.-М. Фонтана, И.-Ф. Браунштейн, Н. Пино, И.-Г. Шедель
  • 9. Большой дворец. Центральная часть. (Петергоф) (1714 — 1723).
  • 10. Большой дворец (Стрельна) (1719 — 1726). Н. Микетти, М.Г. Земцов"

Описание сохранившихся зданий «петровского барокко»

барокко архитектура арочный мансардный Петропавловские ворота Петропавловской крепости.

«Петропавловские ворота, парадные ворота Петропавловской крепости, в Петровской куртине между Государевым и Меншиковым бастионами, со стороны Городского острова.

Единственно сохранившийся образец триумфального сооружения петровского барокко. Первоначально в 1708 П. в. построены в камне с дерев. резным убранством, перестроены в 1716−17 (арх. Д. Трезини).

Над однопролетной проездной аркой, увенчанной мощным аттиком с полукруглым лучковым фронтоном, рос. герб — двуглавый орел (свинец, мастер Ф. Вассу), по сторонам в нишах «намазные» статуи, аллегории Осторожности и Стойкости.

На аттике — дерев. резное панно «Низвержение Симона Волхва» (скульп. К. Оснер, перенесено с ворот 1708), символизирующее победы России в Сев. войне 1700−21. Во фронтоне — горельеф бога Саваофа. Скульпт.-аллегорич. убранство включало еще 7 статуй, из к-рых центральной была фигура апостола Петра с ключами (не сохр.).

В 1941 П. в. повреждены в результате арт. обстрела, в 1951 реставрированы (арх. А. А. Кедринский, А. Л. Ротач Кикины палаты Памятник архитектуры петровского барокко, находящийся в Санкт-Петербурге по адресу Ставропольская улица, дом 9. Это единственный сохранившийся до нашего времени дом адмирала-советника и одного из сподвижников Петра I Александра Кикина. (рис. 1).

Он был построен в 171−1720 годах неизвестным архитектором Смольного (возможно, Андреасом Шлютером) Центральная часть здания была двухэтажной, а боковые крылья — одноэтажные. Окна и дверные проемы здания обрамлены наличниками, крыша покрыта плоской черепицей.

В доме, выполненном в стиле петровского барокко, выделяются: боковые ризалиты — выступы в центре и по бокам фасадов, высокая крыша с переломом, парадное крыльцо, декорированные фронтоны. Внутренняя планировка дома имеет сходство с планировкой Большого дворца в Петергофе.

«В 1719 году в Кикиных палатах разместился первый в Петербурге музей — Кунсткамера. Здесь хранились анатомические препараты, старинные монеты и медали, ботанические и зоологические «диковины», археологические находки, работала химическая лаборатория. Петр I очень гордился тем, что часто сам выступал гидом, рассказывая русским вельможам и иностранным гостям о том или ином экспонате.

Для нужд музея был надстроен еще один этаж. Затем для Кунсткамеры построили специальное здание на Васильевском острове, и музей в 1727 году переехал.

В 30-е годы XVIII века в Кикиных палатах располагался полковой склад, а с 1741 года — полковой лазарет, канцелярия и церковь. Палаты были перестроены, над центральной частью здания возвели деревянную колокольню. Долгое время в палатах размещались учреждения военного ведомства. В 1829 — 1830 годах под руководстовом архитектора А. Штауберга было разобрано парадное крыльцо, уничтожена нарядная отделка фасадов, перестроен третий этаж, крышу завершили треугольными фронтонами.

Во время Ленинградской блокады Кикины палаты сильно пострадали, Тем не менее, в 1956 году по проекту архитектора И. Бенуа палаты были восстановлены и приобрели свой первоначальный вид. В настоящее время в здании размещается музыкальный лицей.".

Здание Двенадцати коллегий Одна из самых ранних построек на Васильевском острове — здание Двенадцати коллегий (рис. 2), возведенное в 1722—1742 годах. Оно предназначалось для размещения Сената, Синода и коллегий — высших органов государственного управления России, учрежденных Петром I в 1718 году.

Высшие учреждения страны призваны действовать согласованно, в нерушимом единстве. И дома их должны стоять плотно, плечом к плечу. Построившись в линию, двенадцать «братьев» растянули свой фронт на 383 метра. У каждого здания свой парадный вход, своя крыша — высокая, четырехскатная с переломом. Очень типичная для первой четверти 18-го столетия.

«Первый этаж здания — галерея, где вместо колонн массивные рустованные пилоны — широкие прямоугольные столбы. Крайние — чуть шире остальных, и в них ниши для статуй. Второй и третий этажи гладкие. Лишь пилястры между окнами. По углам пилястры сдвоены. Они — как строгая рама зрительных границ архитектурного произведения. Каждое здание на одиннадцать осей — протяженностью в одиннадцать окон. Центральная часть в три окна чуть выступает вперед. Это ризалит. Будто неведомая сила, стремясь подчеркнуть парадность входа, выталкивает его. «Движение» стены вперед или назад от главной линии фасада — это характернейший признак стиля барокко. В первой половине XVIII века архитекторы, работавшие в России, очень часто использовали этот прием.

Вход в каждую Коллегию всегда в центре здания. Над ним нависает балкон второго этажа с красивой кованой решеткой. А на крыше, над ризалитом, — нарядный фронтон криволинейных очертаний, как требовал стиль барокко. Середину фронтона — тимпан — украшает лепное изображение эмблемы Коллегии. А на скатах возлежат высеченные из белого камня мифологические фигуры.

Невиданная до тех пор длина постройки, завораживающий ритм ризалитов и фронтонов, пилястр и пилонов, насыщенное отношение красного цвета с белым — все придавало «Двенадцати коллегиям» внушительный, торжественный вид и порождало изумление современников.

По традиции петровского времени здание было окрашено в два цвета: бордово-красный и белый. Первоначальная отделка интерьеров в виде лепного убранства сохранилось только в Петровском зале.

В настоящее время здание Двенадцати коллегий остаётся Главным зданием Санкт-Петербургского университета. До сих пор некоторые факультеты университета располагаются в здании Двенадцати коллегий. В здании располагаются научная библиотека университета и некоторые административные службы.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой