Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Методический подход реализации интерактивности в курсе информатики в основной школе

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Для закрепления учащимися полученных знаний и контроля усвоения нового материала целесообразна выполнение заданий на установление соответствия, например, «Закончи предложение, выбрав подходящее окончание из второго столбца», учащиеся применяют знания, полученные на уроке. Подобрав окончание, ученик переносит всю фразу на одну линию, составляя предложения. Возможны различные структуры урока… Читать ещё >

Методический подход реализации интерактивности в курсе информатики в основной школе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Методика применения интерактивных средств обучения на различных этапах урока

На всех этапах урока характер работы учителя меняет применение интерактивных технологий на базе интерактивной доски: учитель выступает в роли автора, который составляет обучающие средства, и в роли педагогаорганизатора, который отвечает за познавательную деятельность учащихся. [14].

Возможны различные структуры урока, но на многих уроках встречаются такие этапы знаний, как: мотивационный, актуализация знаний, изучение нового материала, обобщение и первичное закрепление материала. Рассмотрим, как применение интерактивных досок позволяют учителю организовать познавательную деятельность учащихся на различных этапах урока.

Мотивационный этап.

Для активного включения учеников в познавательный процесс и для появления заинтересованности, необходим мотивационный этап. На этом этапе, эмоциональная окрашенность учебного материала очень важна, он обеспечивает глубину усвоения знаний и активирует процесс познания. С психологической точки зрения, эмоции — это почва интуиции, она побуждает воображение, концентрируют поиск информации, ассоциации. [1].

Важнейшим достоинством интерактивной доски является их способность приобщать обучаемых непосредственно к процессу мышления, к процессу рождения и становления мысли. Мотивация может осуществляться, с помощью демонстраций изображений. Чтобы привлечь внимания ученика к уроку, картинка должна выглядеть ярко и интересно. (рис. 9).

Мотивационная демонстрация изображения.

Рис. 9. Мотивационная демонстрация изображения

В процессе обсуждения изображения, ученики выдвигают предположения, за что же всё-таки, отвечает компьютер и какие функции он выполняет. [14].

Этап актуализации.

Учитель опирается на знания, которые имеются у учащихся, для наиболее успешного изучения нового материала. Стимулирование познавательной деятельности школьников, мотивационный контроль, который обеспечивает учитель, применение и воспроизведение ранее усвоенных знаний, подразумевает под собой актуализацию прежних знаний. [8, с. 195].

Актуализацию знаний по данной теме можно проводить в виде теста. (рис. 10).

Проведение актуализации знаний.

Рис. 10. Проведение актуализации знаний

Так же актуализация знаний может проходить в виде выполнения заданий на систематизацию, то есть на установление соответствия позиций.

Актуализацию знаний возможно, также, проводить и при отгадывании кроссворда. Вопросы могут вызываться на интерактивную доску отвечающим в любом порядке, соответственно заполнению кроссворда.

Изучение нового материала.

Центральный этап урока изучение нового материала — формирование новых знаний и способов деятельности учащихся. Методика организации изучения нового материала предполагает отбор и структурирование учебного материала (определение логики и последовательности введения новых элементов знаний), определения средств и методов обучения, форм организации учебного процесса [8, с. 195].

Творческое применение полученных знаний и умений, самостоятельного поиска, является одной из важнейших педагогических задач которая встает перед учителем. При изучении нового материала, активную познавательную среду создают аудио-, фото-, и видеоматериалы в которых учитель пробуждает и направляет мысли ученика в нужное русло, приводит к правильным теоретическим выводам.

Применение интерактивных технологий расширяет возможности визуализации учебного материала. Но часто они используются в традиционном не интерактивном виде, что не позволяет учителю и ученикам активно влиять на содержание и структуру учебного материала.

При изучении понятия темы «Как устроен компьютер» учащиеся, сначала, высказывали свои предположения по понятию «Монитор», а затем открывалась «шторка» и они могли увидеть верны ли были их предположения или нет. (рис. 11).

Изучение нового материала.

Рис. 11. Изучение нового материала

Обобщение материала Для формирования прочных и действенных знаний по информатике и умений их применять, необходима организация специальной работы по систематизации и обобщению знаний. «Под систематизацией понимают мыслительную деятельность, в процессе которой изучаемые объекты организуются в определенную систему на основе выбранного принципа [8, c. 302]. «Обобщение знаний — переход на более высокую ступень абстракции путем выделения общих признаков (свойств, отношений, связей и т. п.) объектов и явлений» [8, с. 304].

На этапе обобщения материала возможно заполнение систематизирующих или обобщающих интерактивных таблиц, составление логических схем, определение взаимосвязи понятий.

Например, обобщение материала при изучении темы «Устройства ввода информации» в 5 классе, может быть осуществлено при помощи выбора правильных ответов. (рис. 12).

Обобщение материала.

Рис. 12. Обобщение материала

В процессе обобщения и систематизации устанавливаются смысловые, причинно-следственные и структурные связи.

Первичное закрепление материала.

Первичное закрепление материала, применение новых знаний, включающее повторение закрепление вновь изученного материала, организуется учителем в любой целесообразной для данного уроке форме, с использованием любых дидактических средств обучения [8, с. 195].

Для закрепления учащимися полученных знаний и контроля усвоения нового материала целесообразна выполнение заданий на установление соответствия, например, «Закончи предложение, выбрав подходящее окончание из второго столбца», учащиеся применяют знания, полученные на уроке. Подобрав окончание, ученик переносит всю фразу на одну линию, составляя предложения.

Значительно повышается интерес обучаемых за счет организации познавательной деятельности, рассчитанной на увеличение объема самостоятельной работы, включение разнообразных заданий поискового характера, создание проблемных ситуаций. В этом отношении современные компьютерные средства обладают огромными возможностями. Интерес подкрепляется также в тех случаях, когда обучаемые четко понимают практическую необходимость получаемых знаний в дальнейшей жизни.

Например, первичное закрепление материала при изучении темы «Обработка информации» ученики могут сопоставить определение и его термин. Предоставленная на экране задача позволяет ученику высказать свою точку зрения, в процессе дискуссии выявляется истина, а учащиеся учатся выражать и обосновывать свою точку зрения. (рис. 13).

Первичное закрепление материала.

Рис. 13. Первичное закрепление материала

В таблице представлено содержание дидактических информационных средств (ДИС), применяемых на различных этапах урока для организации познавательной деятельности учеников.

Табл. 10

Этапы урока.

Содержание ДИС.

Мотивация.

Фотографии, видеоматериалы, звук.

Актуализация.

Тесты, вопросы на систематизацию понятий, отгадывание кроссворда.

Изучение нового материала.

Компьютерная поддержка демонстраций, таблицы, структурные схемы, графики, диаграммы.

Обобщение материала.

Заполнение таблиц, составление структурных схем.

Первичное закрепление материала.

Тесты, задания на систематизацию понятий.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой