Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Творческое саморазвитие личности как фактор совершенствования качества образования выпускника технического колледжа

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Анализ исследований по саморазвитию личности студентов показывает, что психолого-педагогические направления, связанные с развитием личности, имеют широкий спектр разновидностей, отражающих современные проблемы образования. Однако в настоящее время недостаточно внимания уделяется проблеме творческого саморазвития студентов, решение которой способно обеспечить высокое качество образования в средних… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
    • 1. 1. Профессионально-жчностная направленность образовательного процесса в средних профессиональных учебных заведениях
    • 1. 2. Творческое саморазвитие студентов в образовательном процессе колледжа
    • 1. 3. Моделирование процесса творческого саморазвития студентов, ориентированного на повышение качества профессиональной подготовки будущих специалистов
  • ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
  • ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО САМОРАЗВИТИЯ СТУДЕНТОВ
    • 2. 1. ДИАГНОСТИКА СОСТОЯНИЯ ТВОРЧЕСКОГО САМОРАЗВИТИЯ СТУДЕНТОВ
    • 2. 2. Организация образовательного процесса на основе творческого саморазвития студентов технического колледжа
    • 2. 3. Использование потенциала творческого саморазвития студентов в повышении качества профессиональной подготовки
  • Выводы по второй главе

Творческое саморазвитие личности как фактор совершенствования качества образования выпускника технического колледжа (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Повышение качества подготовки специалистов в современной системе образования осуществляется на основе применения инновационных технологий, использования новых форм и методов обучения, воспитания, активизации творческого потенциала студентов на основе саморазвития.

Актуальность проблемы саморазвития личности связана с основными тенденциями развития современной системы образования, для которой характерны направленность на раскрытие сущностных параметров человека, развитие его творческой индивидуальности, использование его природных сил. Саморазвитие личности позволяет человеку анализировать, оценивать и оптимально реализовать свои личные и общественные потребности в современных социально-экономических условиях. Поэтому изучение механизмов и теоретическое обоснование условий саморазвития студентов в образовательной деятельности учебных заведений представляется для педагогической науки приоритетным направлением. Это актуализирует необходимость рассмотрения проблемы модернизации образования в профессиональных учебных заведениях, особенно проблемы совершенствования качества образования выпускников с ориентацией подготовки специалистов на основе совершенствования их творческой самостоятельной деятельности, развития как профессиональных, так и личностных качеств будущего специалиста.

Саморазвитие студентов является частью целостного образовательного процесса в системе образования. Результативность, повышение качества образования и формирование компетентности выпускника профессиональной школы любого уровня в наибольшей степени зависит от эффективной целевой установки в образовательной системе.

В Государственных образовательных стандартах для средних профессиональных учебных заведений при подготовке специалистов акцент в основном делается на традиционные знания, умения и навыки и слабо отражается установка на развитие личностных качеств студентов, необходимых в будущей профессиональной деятельности. Рассмотрение нормативной, научно-педагогической литературы позволяет констатировать, что в образовательной деятельности учреждений профессионального направления, в том числе и средних профессиональных учебных заведений, недостаточно раскрываются актуальные вопросы, связанные с профессионально-личностной подготовкой специалистов с выходом на совершенствование качества образования. Вместе с тем, традиционные подходы на основе знаний, умений и навыков не могут обеспечить конкурентоспособность специалистов в современных условиях.

Обеспечение перехода от субъект-объектной к субъект-субъектной позиции на основе стимулирования готовности личности к профессиональному самосовершенствованию и саморазвитию становится актуальной проблемой образовательного процесса в средних профессиональных учебных заведениях, требующей своего решения.

В педагогической теории пока не сформирован в целостном виде единый подход к рассмотрению проблемы саморазвития личности в образовательной системе. Саморазвитие рассматривается исследователями с раскрытием отдельных ее сторон: развитие самоопределения личности при выборе профессии, актуализация творческих возможностей, инициативы человека, развитие творческого мышления студентов.

В психолого-педагогической литературе можно выделить ряд направлений, ориентированных на совершенствование подготовки специалистов (О.А.Абдуллина, Р. М. Асадуллин, К. Ш. Ахияров, А. С. Гаязов, А. А. Деркач, Ю. М. Забродин, Э. Ф. Зеер, Е. А. Климов, А. К. Маркова, Л. М. Митина, Ю. П. Поваренков, Н. С. Пряжников, В. А. Сластенин, Д. И. Фельдштейн, Э. Ш. Хамитов, В. Д. Шадриков и др.). Различные аспекты процесса формирования саморазвития и самоопределения в познавательной учебной деятельности исследовали Б. Г. Ананьев, Л. И. Божович, М. Р. Гинзбург, С. Л. Емельянцев, С. А. Иванушкина, Н. С. Пряжников, В. Ф. Сафин и другие.

К приоритетным направлениям, связанным с развитием личности студентов и учащихся, относятся: психолого-педагогические и социальные проблемы личностно-ориентированного подхода в образовании (В.А.Беликов, Е. В. Бондаревская, Е.С.Заир-Бек, Л. С. Леднев, В. Я. Ляудис, Л. П. Станкевич, И. С. Якиманская и др.) — управление качеством образования (В.П.Беспалько, Б. С. Гершунский, В. С. Лазарев, Л. И. Новикова, М. М. Поташник, А. И. Субетто и др.) — формирование профессиональной компетентности (Э.Ф.Зеер, И. А. Зимняя, А. В .Хуторской и др.).

Проблемы саморазвития личности рассматриваются в исследованиях отечественных (Б.Г.Ананьев, Л. С. Выготский, В. К. Зарецкий, В. П. Зинченко,.

A.З.Рахимов, С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов и др.), а также в работах зарубежных психологов (А.Адлер, А. Маслоу, Г. Олпорт, К. Роджерс, З. Фрейд, Э. Фромм, К. Юнг и др.). Важную роль в образовательном процессе занимают работы по исследованию отдельных сторон творческого процесса и творческого саморазвития (В.И.Андреев, К. Я. Вазина, О. С. Газман,.

B.И.Загвязинский, В. В. Коробкова, А. М. Матюшкин, Н. Д. Никандров, А. Я. Пономарев, В. А. Сластенин, А. И. Санникова, М. И. Ситникова, М. В. Соколов, В. П. Ушачев и др.).

Анализ исследований по саморазвитию личности студентов показывает, что психолого-педагогические направления, связанные с развитием личности, имеют широкий спектр разновидностей, отражающих современные проблемы образования. Однако в настоящее время недостаточно внимания уделяется проблеме творческого саморазвития студентов, решение которой способно обеспечить высокое качество образования в средних профессиональных учебных заведениях. Таким образом, основываясь на актуальности и анализе теоретических и практических особенностей саморазвития студентов и изучения его влияния на совершенствование качества образования, можно выделить наличие следующих противоречий: между требованиями, предъявляемыми обществом к системе среднего профессионального образования, и реальным качественным состоянием подготовки специалистов в средних профессиональных учебных заведенияхмежду задачами, решаемыми в рамках повышения качества подготовки специалистов образования, и преимущественной ориентацией образовательного процесса на репродуктивный характер выполнения познавательной деятельностимежду ориентацией образования на среднего студента и необходимостью профессионально-личностного творческого саморазвития будущих специалистов. Актуальность проблемы обусловила выбор темы исследования.

Цель исследования: разработка, теоретическое обоснование и экспериментальная проверка эффективности организации педагогически целесообразного процесса творческого саморазвития студентов, способствующего совершенствованию качества образования выпускников средних профессиональных учебных заведений.

Объект исследования: образовательный процесс в средних профессиональных учебных заведениях.

Предмет исследования: педагогически целесообразно организованное творческое саморазвитие студентов, обеспечивающее эффективность процесса совершенствования качества образования в средних профессиональных учебных заведениях.

В основу исследования положена следующая гипотеза: образовательный процесс в средних профессиональных учебных заведениях, базирующийся на организации целесообразного творческого саморазвития студентов, может стать условием совершенствования качества подготовки выпускников средних профессиональных учебных заведений в том случае, если: — с позиции совершенствования качества подготовки специалистов средних профессиональных учебных заведений уточнена и конкретизирована сущность понятия «творческое саморазвитие студентов», в котором саморазвитие выступает как основа, ведущая к качественному изменению внутреннего потенциала студента, его самодвижения;

— в образовательном процессе реализуется модель творческого саморазвития студентов, включающая практико-ориентированную, рефлексивную, креативную составляющие образовательного процесса, лежащие в основе совершенствования качества образования выпускников средних профессиональных учебных заведений;

— осуществляется информационно-методическое обеспечение процесса творческого саморазвития, ориентированного на совершенствование качества подготовки специалистов в средних профессиональных образовательных учреждениях, результатом которого выступает повышение уровня образованности и компетентности студентов через активизацию ряда параметров образовательной деятельности (мотивацияцелеполаганиесамооценкатворчество).

В соответствии с целью и гипотезой определены задачи исследования:

— изучение состояния, тенденций, проблемы творческого саморазвития личности в теории и практике образования;

— определение критериев и уровней сформированности творческого саморазвития студентов;

— выявление и экспериментальное обоснование влияния творческого саморазвития на повышение качества образования студентов в условиях средних профессиональных учебных заведений на основе разработанной модели;

— разработка методических рекомендаций по организации процесса творческого саморазвития студентов, обеспечивающих совершенствование качества профессиональной подготовки будущих специалистов.

Теоретико-методологическую основу исследования составили лич-ностно-ориентированный подход, базой которого является теория формирования и развития личности (В.А.Беликов, Е. В. Бондаревская, А. С. Гаязов,.

В.А.Караковский, В. Я. Ляудис, Л. И. Новикова, А. П. Орлов, А. З. Рахимов,.

B.В.Сериков, Р. М. Фатыхова, И. С. Якиманская и др.) — теория саморазвития личности (Н.А.Бердяев, К. Я. Вазина, П. А. Флоренский и др.), деятельностный подход, основу которого составляет теория деятельности (Р.М.Асадуллин,.

C.Л.Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, Л. С. Выготский, Н. А. Менчинская, П. Я. Гальперин и др.) — инновационный подход профессионального становления личности (В.И.Андреев, А. С. Гаязов, А. А. Деркач, Э. Ф. Зеер, Е. А. Климов, Т. В. Кудрявцев, А. К. Маркова, Л. М. Митина, Ю. М. Поваренков, Н. С. Пряжников, В. А. Сластенин, А. М. Столяренко, Э. Ш. Хамитов и др.).

Цель и задачи исследования

определили использование комплекса методов исследования — теоретический анализ философской, психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследованияанализ нормативных документованкетирование и тестированиеметод экспертной оценкинаблюдениеопросизучение продуктов педагогической деятельностипедагогический эксперимент. Сбор информации проводился как при осуществлении образовательного процесса в средних профессиональных учебных заведениях, так и во внеучебной деятельности студентов.

База исследования. Теоретическая и экспериментальная работа по апробации и внедрению модели творческого саморазвития студентов проводилась на базе Уфимского топливно-энергетического колледжа, Нефтекамского нефтяного колледжа, филиалах Уфимского топливно-энергетического колледжа, расположенных в г. г. Агидель, Баймак Республики Башкортостан. Всего экспериментальной работой было охвачено 430 студентов. Исследование осуществлялось в три этапа. На каждом этапе в зависимости от поставленных задач применялись соответствующие методы исследования.

Этапы исследования.

На первом этапе (1999;2001 гг.) осуществлялось изучение и анализ философских, психолого-педагогических и научно-методических источников по изучаемой проблеме. Содержание работы включало обоснование темы, определение методологических и теоретических основ исследования, его цели, объекта и предмета. Была разработана гипотеза, определены методы исследования, проводилось анкетирование и тестирование студентов средних профессиональных учебных заведений.

Второй этап (2001;2003 гг.) был посвящен теоретическому анализу, уточнению и корректировке гипотезы и понятийного аппарата исследования, а также обоснованию практико-ориентированных подходов, обеспечивающих формирование творческого саморазвития личности студентов на начальном этапе исследования. Осуществлен педагогический эксперимент согласно замыслу исследования. Ведущими методами исследования были: теоретический анализ, наблюдение, опрос, педагогический эксперимент по проверке эффективности использования комплекса мер, способствующих совершенствованию образованности и компетентности выпускников. Апробировалась модель творческого саморазвития студентов, способствующая повышению качества образования выпускников в средних профессиональных учебных заведениях.

На третьем этапе (2003;2006 гг.) были отработаны и уточнены теоретико-экспериментальные выводы, обобщены и систематизированы материалы осуществленного исследования. Экспериментальные результаты исследования были внедрены в практику деятельности Уфимского топливно-энергетического колледжа, Нефтекамского нефтяного колледжа Республики Башкортостан, филиалов Уфимского топливно-энергетического колледжа. На данном этапе исследования проводился анализ полученных экспериментальных данных, были обобщены и оформлены полученные экспериментальные результаты.

Научная новизна исследования: — уточнена и конкретизирована с позиции совершенствования качества подготовки специалистов сущность понятия «творческое саморазвитие студентов» как процесса самодвижения, ведущего к качественному изменению внутреннего потенциала студента;

— разработана и внедрена в практику образовательной деятельности колледжа модель творческого саморазвития студентов, интегрирующая цели, подходы, компоненты, критерии, условия, этапы и предполагаемый результат, в соответствии с которыми обеспечивается повышение качества профессиональной подготовки выпускников средних профессиональных учебных заведений;

— определены критерии и уровни процесса творческого саморазвития студентов, использование которых способствует повышению качества профессиональной подготовки выпускников средних профессиональных учебных заведений;

— разработана уровневая организация процесса творческого саморазвития студентов (мотивация — целеполагание — самооценка — творчество) и предложены критерии определения его эффективности, характеризующие образованность и компетентность выпускника, обуславливающие повышение качества образования студентов средних профессиональных учебных заведений.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что расширены имеющиеся теоретические представления о необходимости и возможностях осуществления творческого саморазвития студентов в рамках повышения качества профессионально-личностной подготовки специалистов в средних профессиональных учебных заведенияхразработаны уровни и критерии, способствующие эффективной реализации исследуемого процесса. В логике повышения качества профессионального образования обоснована необходимость определения сущности, структуры, направленности и функциональной организации процесса творческого саморазвития студентов.

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработана практико-ориентированная модель творческого саморазвития студентов, которая может быть использована в средних профессиональных учебных заведениях в целях повышения эффективности совершенствования качества образовательного процессасоставлены методические рекомендации двух уровней — для студентов и работников технических колледжей по творческому саморазвитию студентовразработана, внедрена в локальную практику и рекомендована к использованию в масштабах СПОУ Книжка творческого саморазвития студентов, ориентированная на повышение качества образования.

Обоснованность и достоверность научных выводов и результатов исследования обеспечивается исходными методологическими положениями, использованием комплекса взаимодополняющих методов исследования, адекватных целям и задачам, возможностью воспроизведения результатов экспериментальной работы в практической деятельности средних профессиональных образовательных учебных заведений.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Педагогически целесообразное обеспечение профессионально-личностной организации образовательного процесса, реализуемое в ключе творческого саморазвития студентов, является достаточным и необходимым условием совершенствования качества образования выпускников средних профессиональных учебных заведений.

2. Модель творческого саморазвития студентов, построенная на практико-ориентированной, рефлексивной, креативной основе, поэтапная целенаправленная реализация которой способствует профессионально-личностному совершенствованию студентов, обеспечивает повышение качества профессионального образования.

3. Информационно-методическое обеспечение процесса творческого саморазвития, способствующее совершенствованию качества подготовки специалистов в средних профессиональных образовательных учреждениях через повышение уровня образованности, компетентности студентов, направлено на активизацию следующих параметров личностного развития: мотивациюцелеполаганиесамооценкутворчество.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись посредством публикаций результатов исследования, выступлений на Международных (Курган, 2004; Уфа, 2005), региональных (Уфа, 2004; Сибай, 2004; Уфа, 2005; Уфа, 2006) научно-практических конференциях, на кафедре педагогики Башкирского государственного педагогического университета, на заседаниях методических объединений преподавателей средних профессиональных учебных заведений, методических и педагогических советах Уфимского топливно-энергетического колледжа.

Структура диссертации обусловлена логикой исследования и содержит введение, две главы, заключение, список литературы, приложение.

Выводы по второй главе.

1. Совершенствование качества подготовки специалистов средних профессиональных учебных заведений требует активизации самостоятельной познавательной деятельности студентов, которая опирается на творческое саморазвитие студентов, что, в свою очередь, выступает как основа качественного изменения внутреннего потенциала студента, его самодвижения.

Под творческим саморазвитием личности понимается осознанная самостоятельная деятельность студентов по повышению собственной образованности, компетентности, удовлетворяющая современным требованиям общества, которая ведет к усилению профессионально-личностной направленности образовательного процесса в ключе совершенствования качества профессиональной подготовки будущих специалистов в средних профессиональных учебных заведениях.

2. Совершенствование качества образования в целом и профессионально-личностное становление будущих специалистов характеризуется как сложное явление и требует активного использования модельного подхода к исследованию.

Модельная организация творческого саморазвития студентов, включающая личностные, профессиональные, компетентностные элементы образовательного процесса и построенная на практико-ориентированной, рефлексивной, креативной основе, способствует профессионально-личностному совершенствованию качества образования выпускников средних профессиональных учебных заведений.

3. Разработано содержание и внедрено информационно-методическое обеспечение процесса творческого саморазвития, ориентированного на совершенствование качества подготовки специалистов в средних профессиональных образовательных учреждениях, результатом которого выступает повышение уровня образованности и компетентности. Исследование показало, что качество образования повышается при активизации четырех основных элементов образовательного процесса: мотивация (общепрофессиональный параметр, связанный с развитием общего кругозора будущего специалиста, понимания сущности и значимости профессии) — целеполагание (технологический параметр, связанный с развитием образовательных компонентов, ориентированных на совершенствование качества подготовки специалиста, включающего уровень коммуникативной культуры, деятельностный параметр, ответственность, экономическую культуру, направленность на физическое совершенствование) — самооценка и (межличностный параметр, раскрывающий отношение к себе, к окружающим, к обществу, самореализацию студентов, представление о современном мире) — творчество (предметно-практический компонент, характеризующийся направленностью на профессионально-личностное совершенствование, умение решать профессиональные задачи). 4. Экспериментальные данные свидетельствуют, что организация педагогически целесообразного процесса творческого саморазвития на основе разработанной методики, использованных критериев оценки состояния образовательного процесса, уровней сформированности творческого саморазвития студентов, методических рекомендаций по совершенствованию его качества способствует повышению уровня образованности, компетентности будущих специалистов — выпускников технического колледжа.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Саморазвитие студентов средних профессиональных учебных заведений относится к актуальной проблеме в педагогической науке и практике. Возникшие противоречия между потребностями личности в саморазвитии и отсутствием целенаправленной педагогической разработки вопроса дали основание для разработки данной проблемы в избранном направлении — применительно к техническим колледжам.

В современных условиях к потребностям, предъявляемым обществом к специалистам, относится и подготовка личности, способной к саморазвитию, как носителя профессиональных знаний, ориентированной на инновационный подход при выполнении творческих индивидуальных заданий и выработке оптимальных решений в нестандартных ситуациях. Проблема творческого саморазвития личности студентов становится актуальной проблемой при подготовке конкурентоспособных специалистов.

Анализ научно-педагогической литературы показывает, что вопросы, связанные с творческим саморазвитием, решаются неоднозначно. Творческое саморазвитие личности включает в себе следующие основные понятия: индивидуальность, творчество, развитие.

Под индивидуальностью понимается неповторимая совокупность проявления отличительных мировоззренческих, моральных, мыслительных, интеллектуальных, волевых, эмоциональных, деловых, рефлексивных и др. качеств, присущих одному человеку. В современных условиях существенную роль в образовательном процессе приобретает проявление творчества личности.

Под творчеством понимается инновационная деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Творчество характеризуется через деятельность человека посредством его самовыражения, самореализации, саморазвития. В образовательной системе результатом творческой деятельности может выступать развитие личности.

Развитие предусматривает положительные изменения внутреннего потенциала личности. Саморазвитие личности является более высокой ступенью его развития на основе совершенствования внешнего и внутреннего потенциала личности. Саморазвитие не может происходить спонтанно, для этого необходим анализ противоречий, затрагивающих интересы личности. В современных условиях возникают противоречия между возросшими требованиями общества к подготовке специалистов и слабой подготовленностью учебных заведений к совершенствованию образовательного процесса, основанного на решении проблем, связанных с саморазвитием студентов. Имеются также противоречия, возникающие по созданию условий профессионально-личностного развития студентов в средних профессиональных учебных заведениях и недостаточной разработанностью научно-методических рекомендаций по этому вопросу. Личность осуществляет деятельность осознанно с учетом своего внутреннего потенциала (образованности, уровня культуры) и условий, при которых возможно достижение поставленной цели. Проведенное теоретическое исследование по проблеме саморазвития студентов средних профессиональных учебных заведений позволило выявить состояние проблемы саморазвития студентов, а также конкретизировать понятийный аппарат исследования.

Под творческим саморазвитием студентов понимается осознанная самостоятельная деятельность по повышению собственной образованности, компетентности, удовлетворяющие требованиям общества.

Как показали проведенные экспериментальные исследования, профессионально-личностная образовательная направленность с учетом практико-ориентированной, рефлексивной, креативной составляющих деятельности студентов позволила выявить высокий, средний и низкий уровень саморазвития студентов. Низкий и средний уровень саморазвития студентов в образовательном процессе обусловили необходимость создания модели творческого саморазвития студентов средних профессиональных учебных заведений.

На основе теоретического анализа предложена модель творческого саморазвития студентов средних профессиональных учебных заведений. Установлены критерии эффективности функционирования модели в условиях образовательного процесса в средних профессиональных учебных заведениях.

Модель творческого саморазвития студентов в средних профессиональных учебных заведениях включает личностные, профессиональные, компетентностные элементы образовательного процесса. Основополагающими факторами саморазвития студентов выступают целеполагание, мотивация, самооценка, творчество.

Эффективность творческого саморазвития зависит от профессионально-личностной направленности образовательного процесса, которая реализуется через осуществление практико-ориентированной, рефлексивной, креативно-ориентированной деятельности.

Разработанная нами модель творческого саморазвития студентов в средних профессиональных учебных заведений обеспечивает эффективный переход студентов на более высокий уровень готовности к саморазвитию. Уровневый подход позволяет рассматривать саморазвитие как творческий процесс, связанный с переходом от одного уровня к другому, более высокому и качественно отличному. Все три уровня взаимосвязаны, и каждый предыдущий уровень определяет последующий. Комплекс показателей, характеризующих готовность студентов к творческому саморазвитию, позволяет получить объективную информацию об уровне готовности студентов к данному процессу.

Модель творческого саморазвития студентов, построенная на практико-ориентированной, рефлексивной, креативной основе, способствует профессионально-личностному совершенствованию студентов.

В современных условиях возникает необходимость подготовки конкурентоспособного специалиста, ориентированного не только на высокие профессиональные качества, но и на развитие собственной компетентности, образованности.

Реализация модели творческого саморазвития выпускников колледжа включает четыре основные группы структурных элементов:

— мотивацию (общепрофессиональный параметр, связанный с развитием общего кругозора будущего специалиста, понимания сущности и значимости профессии);

— целеполагание (технологический параметр, связанный с развитием образовательных компонентов, ориентированных на совершенствование качества подготовки специалиста, включающего уровень коммуникативной культуры, деятельностный параметр, ответственность, экономическую культуру, направленность на физическое совершенствование);

— самооценку (межличностный параметр, раскрывающий отношение к себе, к окружающим, к обществу, самореализацию студента, представление о современном мире);

— творчество (предметно-практический компонент, характеризующийся направленностью на профессионально-личностное совершенствование, умение решать профессиональные задачи).

Профессионально-личностное совершенствование личности выпускника обеспечивается за счет творческого саморазвития путем систематической работы студентов по совершенствованию личностных и профессиональных качеств, необходимых в будущей профессиональной деятельности.

Профессионально-личностная направленность образовательного процесса на основе саморазвития студентов позволяет повысить качество подготовки специалистов.

Ориентация студентов на реализацию тактических и стратегических целей способствует успешному их саморазвитию, обеспечивая повышение качества образования. Развитие самостоятельности, практикоориентированных умений в профессионально-личностном образовании позволяет повысить уровень саморазвития студентов, что отражается на качестве образования. На основе профессионально-личностного саморазвития студентов обеспечивается развитие образованности и компетентности в соответствии с современными требованиями общества. Организация саморазвития студентов — это оптимизация достижения высокого уровня подготовленности специалиста, качества образования с ориентацией на повышение образованности и компетентности будущих специалистов.

Потребность в самостоятельной реализации профессионально — личностных стратегий осуществляется за счет внутренней мотивации познавательной деятельности, методических рекомендаций по организации, систематизации и реализации саморазвития будущих специалистов.

Диссертационная работа не исчерпывает всей полноты рассматриваемой проблемы. Дальнейшее исследование может быть посвящено разработке таких ее аспектов, как выявление педагогических условий индивидуально-творческого саморазвития студентов для разработки индивидуальных творческих образовательных траекторий студентов средних профессиональных учебных заведений, как разработка педагогических условий индивидуально-творческого саморазвития студентов в духовной сфере.

Показать весь текст

Список литературы

  1. О.А. Мониторинг качества профессиональной подготовки // Высш. образование в России. — 1998. — № 3. — С. 35 — 39.
  2. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980.-330 с.
  3. А.Д. Творческая сущность человека. Человек в зеркале наук.- СПб.: Питер-Пресс, 1993. 327с.
  4. И. С. Рефлексия и ее понимание в науке // Проблемы рефлексии в научном познании. — Куйбышев: Изд-во КГУ, 1983. — С. 41—45.
  5. Н.А. Личностно ориентированное обучение: вопросы теории ипрактики: Монография. Тюмень: Изд-во Тюмен. гос. ун-та, 1996. — 216 с.
  6. С.С., Мосолов В. М. Самоорганизация личности в процессе обучения // Педагогика. 1995. — № 5 — С. 36−40.
  7. .Г. О проблемах современного человекознания. СПб.: Питер, 2001. -272с.
  8. В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития. -Казань: Центр инновационных технологий, 2003. 566 с.
  9. В. И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. — Казань: Изд-во КГУ, 1996. — 566 с.
  10. В.И. Эвристика для творческого саморазвития. Казань: Изд-во КГУ, 1994.-С. 135.
  11. P.M., Хамитов Э. Ш., Хазиев B.C. Профессиональная педагогическая подготовка в переломные периоды развития общества. Уфа: Китап, 2001.-264с.
  12. В.И. Образовательный стандарт. Опыт системного исследова-ния./Монография. Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 1999. -440с.13,14,15,16,17.20.23,24,25,
  13. А.С. Компетентность. Профессионализм. Мастерство. Челябинск: Южно-Урал. кн. изд-во, 2004. — 171с.
  14. Бехтерев В. М. Самооценка вообще и оценка собственной личности
  15. Объективная психология. -1991. № 1. — С. 368 — 369.
  16. Бим-Бад Б. М. Педагогическая антропология. М.: Изд-во УРАО, 1998.-576с.
  17. А.А. Формирование понятия о другом человеке как личности. -Л.: Изд-во ЛГУ, 1970.- 237с.
  18. В.К. Модель личности выпускника гимназии // Классный руководитель. 2005. — № 8. — С. 42 — 44.
  19. К.Я. Коллективная мыслительная деятельность — модель саморазвития личности. М.: Педагогика, 1990. — 196 с. 26,27.
Заполнить форму текущей работой