Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Проектирование здоровьеразвивающих технологий в образовательной организации

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Одним из основных направлений здоровьеразвивающего воспитания является стимулирование соответствующей мотивационной сферы обучающихся, т. е. поведенческих реакций, ориентированных на укрепление и развитие собственного здоровья, стремление вести здоровый образ жизни. Большую роль в этом процессе играет как личность преподавателя, так и вся корпоративная культура образовательной организации… Читать ещё >

Проектирование здоровьеразвивающих технологий в образовательной организации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В современном мире проблема сохранения и укрепления здоровья детей имеет особую актуальность. В данной статье раскрывается сущность здоровьеразвивающих технологий, приводятся необходимые условия для их успешного внедрения в учебно-воспитательный процесс образовательной организации.

Ключевые слова: здоровье, виды здоровья, здоровьеразвивающие технологии, воспитание, здоровый образ жизни Проблема сохранения здоровья детей сегодня особенно актуальна. Врачи, педагоги, психологи, все те, кто работает с детьми, отмечают значительное ухудшение психического, физического, нравственного состояния детей. В то же время, необходимо понимать, что одним из основных факторов сохранения и улучшения состояния детей является пространство образовательного учреждения, в котором ребенок проводит значительную часть своего времени.

Чтобы достичь положительных результатов в решении проблемы сохранения и укрепления здоровья детей, необходимо принятие мер как по формированию представлений о здоровом образе жизни обучающихся, так и по разработке и внедрению здоровьеразвивающих технологий в образовательный процесс.

М.О.Зотова определяет здоровьеразвивающую технологию как «здоровьеразвивающую педагогическую деятельность, по-новому выстраивающую отношения между образованием и воспитанием, переводящую их в рамки жизнеобеспечивающего процесса, направленного на сохранение и приумножение здоровья участников этого процесса». По ее мнению, эти технологии должны обеспечить развитие природных способностей ребенка: его ума, нравственных и эстетических чувств, потребности в деятельности, овладении первоначальным опытом общения с людьми [2].

Проектирование здоровьеразвивающих технологий необходимо осуществлять на основе комплексного и системного подходов, учитывающих все физиологические, психические, социальные аспекты данной проблемы и определяющих систему деятельности по организации здорового образа жизни и формирования ценностей здоровья обучающихся во все системе образовательного пространства школы [7].

О.В. Петров рассматривает здоровьесберегающую образовательную технологию как систему, которая организует максимально допустимые условия для укрепления и развития физического, психического, нравственного и социального и здоровья всех субъектов образовании. В эту систему входят:

  • 1. Использование данных мониторинга состояния здоровья учащихся, проводимого медицинскими работниками, и собственных наблюдений в процессе реализации образовательной технологии, ее коррекция в соответствии с имеющимися данными.
  • 2. Учет особенностей возрастного развития школьников и разработка образовательной стратегии, соответствующей особенностям памяти, мышления, работоспособности, активности и т. п. учащихся данной возрастной группы.
  • 3. Создание благоприятного эмоционально — психологического климата в процессе реализации технологии.
  • 4. Использование разнообразных видов здоровьесберегающей деятельности учащихся, направленных на сохранение и повышение резервов здоровья, работоспособности [6].

Одним из основных направлений здоровьеразвивающего воспитания является стимулирование соответствующей мотивационной сферы обучающихся, т. е. поведенческих реакций, ориентированных на укрепление и развитие собственного здоровья, стремление вести здоровый образ жизни. Большую роль в этом процессе играет как личность преподавателя, так и вся корпоративная культура образовательной организации, пропагандирующая систему ценностей здоровья и здорового образа жизни, объединяющая всех субъектов образовательного процесса в единую команду, усиливающая организационную сплоченность и порождающая согласованность в действиях [5].

Вместе с тем, необходимо отметить, что решение проблемы здоровьесбережения обучающихся связано с переосмыслением существующих у них представлений о здоровом образе жизни, которое происходит в результате педагогически организованных воспитывающих ситуаций. Воспитывающая ситуация представляет собой такое сочетание обстоятельств, которое позволяет воспитаннику не только получить многогранный социальный опыт, но и заново осмыслить происходящие явления и события реальности, принять и реализовать определенную структуру ценностей и поведения, прогнозируемого целью воспитания. Эффективными в процессе переосмысления ценностей считаются ситуации успеха, соотнесения (сравнения), ситуации творчества, свободного выбора.

Проектирование здоровьразвивающих технологий осуществляющихся в рамках образовательной организации включает следующие этапы:

  • 1. Информационный — ознакомление с существующими здоровьразвивающими технологиями в других образовательных учреждениях;
  • 2. Нормативно-правовой — внедрение нормативно-правовой базы и требований контролирующих организации к образовательным учреждениям;
  • 3. Нормативно-правовое обеспечение — создание собственных нормативных документов и локальных актов, не противоречащих «Закону об образовании», нормативно-правовой базе РФ;
  • 4. Социальное — определяет кадровый потенциал, его компетентность, готовность к реализации технологии в образовательном процессе, внедрение здоровьеразвивающих технологии во время учебного процесса и внеурочного времени;
  • 5. Финансовый — определяет источники, объемы и систему бюджетных и внебюджетных средств;
  • 6. Медицинское обеспечение — диагностика состояния здоровья с учетом возрастных особенностей, мониторинг здоровья учащихся в период обучения и проведение анализа с учетом данных по здоровью за предыдущие учебные годы;
  • 7. Создание индивидуальных карт здоровья учащихся (по согласованию с родителями);
  • 8. Создание индивидуальных карт двигательной активности с учетом нормативов по физической культуре.

В основу деятельности по реализации здоровьеразвивающих технологий в образовательной организации заложена идея организации двигательной активности учащихся во время образовательного процесса, как в урочное, так и внеурочное время, а также применены принципы системного и комплексного подходов, охватывающих три составляющих здоровья: физическое, психическое и социальное.

Организация деятельности по внедрению здоровьеразвивающих технологий в учебно-воспитательный процесс образовательного учреждения предполагает:

  • 1. Формирование здоровьеразвивающей среды обучения во время занятий;
  • 2. Создание условий для оптимального отдыха обучающихся во внеурочное время;
  • 3. Реализация мер по предупреждению нарушений зрения и опорно-двигательного аппарата обучающихся;
  • 4. Духовно-нравственное здоровье и воспитание учащихся;
  • 5. Формирование знаний и навыков безопасности жизнедеятельности;
  • 6. Оснащение спортивного зала и организация учебного процесса по предмету «Физическая культура» с использованием современных педагогических и спортивных технологий;
  • 7. Оснащение медицинского кабинета в общеобразовательном учреждении и организация на его основе Службы психологической поддержки учащихся, учителей и родителей;
  • 8. Материально-техническое обеспечение проведения мониторинга состояния здоровья учащихся;
  • 9. Обеспечение технологии организации правильного питания учащихся;
  • 10. Организация рабочего места учащихся в домашних условиях.

Таким образом, проектирование и реализация здоровьеразвивающих технологий основывается на системном и комплексном подходах к укреплению и сохранению здоровья обучающихся и включает в себя ряд мероприятий по следующим направлениям:

  • — информирующая и мотивирующая деятельность;
  • — учебная здоровьесберегающая деятельность;
  • — организация спортивной работы обучающихся;
  • — социальная и психолого-психологическая поддержка;
  • — диагностика.

Каждое из представленных направлений решает определенные задачи с использованием различных форм и методов.

  • 1. Жолдасбекова Б. А., Жолдасбеков А. А., Есалиев А. А. Здоровьесберегающие технологии в образовательном учреждении //Международный журнал экспериментального образования. 2013. № 3. С. 40−42.
  • 2. Зотова М. О. Особенности применения здоровьеразвивающих технологий в формировании культуры здоровья школьников // Современные проблемы науки и образования. — 2009. — № 3 — С. 50−57
  • 3. Канукова З. А., Малиева З. К. Гносеологический анализ проблемы социального здоровья молодежи // Обучение и воспитание: методики и практика. — 2013. — № 10. — С. 132−134.
  • 4. Малиева З. К. Организационно-педагогические условия пропедевтики и снятия морального отчуждения студентов // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. — 2012. — № 1. — С. 95.
  • 5. Малиева З. К. Роль корпоративной культуры вуза в профилактике девиаций социального здоровья студентов // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. — 2014. — № 3. — С. 132−134.
  • 6. Петров В. О. Здоровьесберегающие технологии в деятельности учи теля сельской школы / В. О. Петров // Сельская школа как личностноориентированная образовательная система: материалы научно-практической конференции (май 2004 г.). — Вып. 1. — Ростов н/Д: РГПУ, 2004. C.55−59.
  • 7. Течиева В. З. Системный подход к организации и осуществлению учебного процесса: сущность, содержание, особенности структурирования. Монография. — Владикавказ: изд-во СОГУ им. К. Л. Хетагурова, 2011. — С. 130.
  • 8. Токтамысова А. А. Здоровьесберегающие аспекты использования образовательных технологий / Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2013. — № 9. — С. 199−201.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой