Педагогические основы формирования профессиональных качеств у сотрудников ОМОН средствами и методами физической подготовки
![Диссертация: Педагогические основы формирования профессиональных качеств у сотрудников ОМОН средствами и методами физической подготовки](https://westud.ru/work/5332313/cover.png)
Диссертация
Профессиональная подготовка личного состава ОМОН, на наш взгляд, представляет особую сферу деятельности и значимость в Министерстве внутренних дел РФ. Развитие и совершенствование профессиональных знаний, умений и навыков у личного состава имеет большие возможности, так как в системе МВД РФ сконцентрированы: материально-техническая база, научно-теоретические разработки ученых по обучению… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Формирование профессиональных качеств у сотрудников
- ОМОН МВД России как педагогическая проблема
- 1. Теоретико-педагогический анализ проблемы формирования профессиональных качеств у сотрудников ОМОН средствами и методами физической подготовки
- 2. Исследование концептуальных подходов к формированию профессиональных качеств у сотрудников ОМОН средствами и методами физической подготовки
- Глава II. Организационно-содержательные основы исследования процесса формирования профессиональных качеств у сотрудников ОМОН средствами и методами физической подготовки
- 1. Организация и методика исследования
- 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию профессиональных качеств сотрудников ОМОН средствами и методами физической подготовки
- Глава III. Обоснование педагогических направлений формирования профессиональных качеств у сотрудников ОМОН средствами и методами физической подготовки
- 1. Интенсификация профессиональной подготовки сотрудников ОМОН на основе применения общеразви-вающих и прикладных упражнений в месячном цикле обучения
- 2. Формирование профессиональных качеств у сотрудников ОМОН на занятиях по физической, тактической и специальной подготовке
- 3. Обоснование концептуальных педагогических направлений профессиональной подготовки сотрудников ОМОН средствами и методами физической подготовки
- 4. Педагогические компоненты модели профессиональной подготовки сотрудников ОМОН
Список литературы
- Закон РФ «О милиции» от 18.04.1991 г. -М.: 1992. 176с.2.3акон РФ «О борьбе с организованной преступностью». М.: Юрид. лит. 1996.
- Закон РФ от 24.09.1992 г. «О внутренних войсках МВД РФ. Российская газета. -13.10.1992. — № 15. — 8 с. 4.3акон РФ от 05.03.1992 г. „О безопасности“ Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. — 1992. — № 15. — 769 с.
- Конституция Российской Федерации. М.: Юрид. лит., 1993. — 64 с.
- Положение о службе в ОВД РФ, утвержденное Постановлением ВС РФ от 23 декабря 1992 г. № 4202−1. Российская газета. — 13.01.1993. — 8 с.
- Положение об МВД. Объявлено Указом Президента РФ № 1039 от 18.07.1996 г. -М.: 1996, — 13с.1.Приказ МВД РФ № 145 от 20.03.1996 г. „Концепция развития ОВДиВВ МВД России“.
- Приказ МВД РФ № 421 от 13.11.1991 г. „О создании отрядов специального назначения“.
- Приказ МВД РФ № 196 от 15.07.1992 г. „Об утверждении Положения об ОМОН, милиции общественной безопасности РФ и мерах по совершенствованию их деятельности“.
- Приказ МВД РФ № 394 от 19.07.1996 г. „О совершенствовании деятельности подразделений по борьбе с организованной преступностью в системе МВД России“.
- Приказ МВД РФ № 350 от 19.07.1994 г. „О мерах по совершенствованию деятельности специальных подразделений ОВД“.
- Приказ МВД РФ № 20 от 12.01.1996 г. „О совершенствовании подготовки ОВД и ВВ МВД России к действиям при чрезвычайных обстоятельствах“.
- Приказ МВД СССР № 21 от 01.10.1987 г. „О создании подразделений специального назначения“.• 18. Приказ МВД РФ № 170 от 30.09.1991 г. „Правила применения специальных средств, состоящих на вооружении ОВД РФ“.
- Приказ МВД СССР № 130 от 01.07.1986 г. „О мерах по совершенствованию дежурных частей ОВД“.
- Уголовный Кодекс Российской Федерации, принятый Гос. Думой 24 мая 1996 г. (вступающий в силу с 01.01.1997 г.). М., 1996, — 198с.
- Указание МВД РФ № 8/116 от 10.21 993 г. „О специальных подразделениях быстрого реагирования“.
- Федеральный Закон „Об Оперативно-розыскной деятельности“ от 05.07.1995 г. -Российская газета. 18.07.1995. — 8 с. 1. Учебники, учебные пособия, научные издания
- Аболин Л.П. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека.ф Казань: Изд. Казан, ун-та, 1987. — 261 с.
- Абрамов Ю.В. Конфликтный процесс и составляющие его понятия. „Кентавр“. -1994,-№ 4.-С. 158−160.
- Авдеев В.В. Психотехнология решения проблемных ситуаций. М.: Феликс, 1992. — 128 с.
- Агеевец В.У., Выдрин В. М. Влияние спорта на воспитание интеллектуальных нравственных качеств и социальной активности личности. /Спорт в современном обществе. М.: ФИС, 1980. — 220 с.
- Айламазян А.К. Информация и информатизационные системы. М.: Радио и связь, 1982.- 111 с.
- Аклен-Бонд М. Подготовка и вооружение японских полицейских. М., ГИЦ МВД СССР, 1987.
- Актуальные проблемы методологии педагогики (Н.Д. Никандров, Б.С.
- Гершунский). М.: НИИ ОП АПН СССР, 1984. — 64 с.
- Актуальные проблемы педагогики и психологии высшей военной школы. /Под ред. А. В. Барабанщикова. М.: ВПА, 1980. — 160 с.
- Александров С. Воспитывают ожесточенного бойца: (О подгот. офицеров ВМС Юж. Кореи). Мор. сб. — 1990. — № 2. — С. 70−71.
- Алишев И.В. Опыт организации комплексных исследований. „Сов. педагогика“ — 1993,-№ 8.-С.12−14.
- Ананьев Б.Г. Комплексное изучение человека и психологическая диагностика.
- Вопросы психологии. 1968. — № 6. — С. 11−35.
- Андреева Г. М., Агеев B.C. Психологические аспекты формирования нового мышления в ядерную эпоху. Вопросы психологии. — 1987. — № 4. — С. 22−30.
- Анжерский С. „Силы быстрого реагирования“ Великобритании. Зарубеж. воен. обозр. — 1988.-№ 1.-С. 9−12.
- Анохин П.К. Принципы системной организации функций. М.: Наука, 1973. -315 с.
- Анцупов А.Я., Малышев А. А. Введение в конфликтологию. Как предупреждать и разрешать межличностные конфликты. — Ужгород: Патент, 1995. 101 с.
- Аршинова О. Организация физической подготовки сил специальных операций США. Зарубеж. воен. обозр. — 1994. — № 6. — С. 14−16.
- Афанасьев В.Г. О системном подходе в социальном сознании. Вопросы психологии. — 1973.-№ 6. -С. 12−14.ф 40. Ашмарин Б. А. Теория и методика педагогических исследований в физическомвоспитании. М.: ФИС, 1978. — 222 с.
- Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. /Общедидактический аспект. -М.: Педагогика, 1972. 256 с.
- Бадэко В.И. Место военной доктрины в системе военно-научных знаний, ее взаимосвязь с другими отраслями наук. /Система воен.-научных знаний и современные проблемы общественного развития. Вып 2.: Сб. ст. -М.: 1995, ВУ. С. 32−37.
- Баландин В.И., Попов Л. П. К вопросу об оценке физической подготовленности военнослужащих. /В сб.: Тез. докл. итог, научно-метод. конф. Ин-та за 1984 год J1.: ВДКИФК, 1985.-С. 129−130.
- Балаян Г. Г., Жарикова Г. Г., Комков Н. И. Информационно-логические модели научных исследований М.: Наука, 1978. — 112 с.
- Барабанщиков А.В., Глоточкин Н. Д., Феденко Н. Ф., Шеляг В. В. Проблемы психологии воинского коллектива. М.: Воениздат, 1973. — 301 с.
- Барабанщиков А.В., Демин В. Г. О закономерностях военно-педагогического процесса. М.: ВПА, 1967. — 67 с.
- Баранов В.А. Самостоятельная физическая тренировка офицеров. М.: ГА ВС, 1992.-44 с.
- Баранов В.А., Гущин В. В. Компетенция органов внутренних дел в чрезвычайной ситуации. ВНИИ МВД РФ. М., 1995 г. — 96−104 с.
- Барчуков И.С., Бурцев Г. А. Физическая подготовка подразделений по борьбе с террористами. М.: ВУ, 1997. — 232 с.
- Барчуков И.С., Собина В. А. Теоретические проблемы физической подготовки. -М.: ВУ, 1998.- 162 с.
- Беликин В.В. Некоторые проблемные вопросы передвижения дивизии оперативного назначения внутренних войск на большое расстояние. /Основные результаты научных исследований соискателей и адъюнктов Академии. Сборник статей № 35. М.: ВАФ, 1993. — 136−144 с.
- Белорусова В.В. Спорт как средство нравственного воспитания молодежи. М.: Знание, 1972.-96 с.
- Бельсон Я.М. ИНТЕРПОЛ в борьбе с уголовной преступностью. /Отв. ред. и предисл. И. И. Карпец. АН СССР. М.: Наука, 1989. — 236 с.
- Березин Ю.В. Войска специального назначения сухопутных войск Великобритании. „Спецназ“. -№ 1. — 1998. — С. 10−13.
- Блауберг И.В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. М.:1. Наука, 1973.- 124 с.
- Блахин Г. Н. Комплексные упражнения для проверки физической готовности мотострелков к выполнению боевых задач. /Тез. докл. итог, научно-метод. конф. Факультета за 1984 год.-Л.: ВДКИФК, 1985. С.74−76.
- Блищенко И.П., Жданов Н. В. Сотрудничество государств в борьбе против террористических актов международного характера. „Сов. госуд. и право“. — 1981. — № 8.-С. 110−119.
- Болтунов М. Спецназу ГРУ 50 лет. „Солдат удачи“. — № 10 (73). — 1997. — С. 8−13.
- Борилкевич В.Е. Физическая работоспособность в экстремальных условиях мышечной деятельности. Л.: Изд. ЛГУ, 1982. — 96 с.
- Бострыкин А.И. Формы и направления сотрудничества государств в борьбе с преступностью. Вестн. ЛГУ. Сер. 6. История КПСС. Научный коммунизм, философия, право. 1989. -Вып. №.3. С. 68−75.
- Бублин Н.Г., Евстигнеев В. Е., Новосельцев В. И. и др. Логико-лингвистические модели в военных системных исследованиях. -М.: Воениздат, 1988. 231 с.
- Буданов А.В. Обучение сотрудников правоохранительных органов тактике и методам обеспечения личной безопасности: Учебно-практическое пособие. /МВД РФ. ГУК. -М.: Методический центр, 1997. 55 с.
- Буданов А.В. Педагогика личной профессиональной безопасности сотрудников органов внутренних дел. /Академия МВД России. М.: 1997. — С. 128−132.
- Бурцев Г. А. Физическая подготовка: средства и тактика борьбы с террористами. — М. ВИФК, 1996.-314 с.
- Вейднер-Дубровин J1.A. Перенос физических качеств и двигательных навыков -теоретическая основа использования средств физической подготовки с целью повышения боеспособности военнослужащих /Труды факультета. Л.: ВДКИФКС.1963.-Вып. 32.
- Вейднер-Дубровин Л. А. Некоторые вопросы изучения зависимости между физической подготовленностью и боевой выучкой личного состава. /В кн.: Тр. Ин-та. Вып. 29.-Л.: КВИФКС.- 1959.-С. 163−167.
- Вейднер-Дубровин Л.А. О значении физической подготовки для повышения некоторых показателей работоспособности водителей автомашин в процессе многодневных тактических учений. /В кн.: Тр. Ин-та. Вып. 30. Л.: КВИФКС. — 1962. -С. 192−198.
- Верхошанский Ю.В. Программирование и организация тренировочного процесса. -М.: ФИС, 1985.- 175 с.
- Войтицкий О.Н. О механизмах переноса физической подготовки на профессиональное обучение курсантов ВУЗов /Проблема отбора кандидатов в высшие военно-учебные заведения. Л.: ВИФК, 1974.
- Волков И.П. Психолого-педагогические аспекты нравственного воспитания в физкультурном вузе. М.: ВПА, 1970. — 64 с.
- Выдрин В.М., Решетнева Г. А. Системный подход в исследовании физической культуры. Теория и практика физ. культуры. — 1978. — № 3. — С. 5−7.
- Выдрин В.М. Методологические проблемы норм физической культуры. Теория и практика физ. культуры. — 1984. — № 6.
- Гаврилюк В.К. Влияние двигательных физических нагрузок на психические процессы в зависимости от уровня физической подготовленности солдат. /В кн.: Тр.
- Фак-та. Вып. 29. Л.: ВДКИФКС, 1961. — С. 89−97.
- Генон Р. Кризис современного мира. /Пер. с англ. Н. В. Мелентьевой, под ред. А. Г. Дугина. М.: Историко-религиозная ассоциация „Артогея“, 1991. — 160 с.
- Гилев В.П. Разработка и обоснование методов и средств ускоренной физической подготовки личного состава ВДВ к службе в Российской армии. JL: ВИФК, 1989. -262 с.
- Гинсберг Дж. Российско-американское сотрудничество в борьбе с преступностью. -Междун. жизнь, 1993,-№ 2.-С. 105−112.
- Глинский Р.Г., Грязное Б. С., Дынин Б. С., Никитин Е. П. Моделирование как метод научного исследования. М.: МГУ, 1965.
- Глоточкин А.Д. О формировании психологии первичных коллективов. — М.: Знание, 1972.-44 с.
- Глухова А.В. Политические конфликты и кризисы. Консенсус и политические методы его достижения. Государство и право. — 1993. — № 6. — С. 3−14.
- Годик М.А. Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок. М.: ФИС, 1980, — 136 с.
- Голубец П.В., Майдыков А. Ф. Действия ОВД и ВВ в условиях конфликта в Чеченской Республике. Академия МВД РФ. М.: 1996. — 87 с.
- Горбунов Г. Д. Аутогенная тренировка. Что это такое? Физическая культура в школе, — 1975.-№ 6.-С. 54−56.
- Горелов А.А. Научно-исследовательская работа по физической подготовке в Вооруженных Силах Российской Федерации и перспективы ее совершенствования. -Научно-педагогический журнал „Теория и практика физической подготовки“. № 1. -1994.-С. 18−23.
- Горлинский И.В. Педагогическая система гибкого обучения специалистов в высших учебных заведениях МВД России. /Под ред. A.M. Столяренко. М.: 1997. -283 с.
- Горлинский И.В. Актуальные вопросы учебно-воспитательного процесса и научно-исследовательской работы в вузах МВД СССР. Ч. I. — М.: 1986.
- Горлинский И.В. Введение в педагогическую специальность: Учеб.-метод, пособ. -М.: 1997.
- Горлинский И.В. Педагогическая система гибкого обучения специалистов в высших учебных заведениях МВД России: Учеб. пособ. /Академия управления МВД России. Под ред. A.M. Столяренко. М.: 1997. — 283 с.
- Горлинский И.В. Психология вступления руководителя в новую должность: • Лекция. /Академия МВД СССР. М.: 1987. — 27 с.
- Горлинский И.В. Частная методика преподавания учебной дисциплины: Учеб.-метод. пособ. /Академия МВД РФ. Кафедра психологии и педагогики в ОВД М.: 1991. -80 с.
- Гостюшин А.В. Энциклопедия экстремальных условий. М.: Зеркало, 1994. -249 с.
- Группа риска»? Диагностика тревожных и депрессивных состояний у военнослужащих: /Уч.-метод. пособ. для войсковых психологов. Центр военно-социологических, психологических и правовых исследований ВС РФ. М.: 1994. -102 с.
- Гулевич Д.И. Подготовка солдат к выполнению длительной боевой работы в противогазах путем кратковременных интенсивных тренировок. /В кн.: Тр. Ин-та. Вып. 15.-Л.: КВИФКиС, — 1957.-С. 33−46.
- Гуревич К.М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной Ф системы. М.: Наука, 1970. — 272 с.
- Демьяненко Ю.К. Основные приемы математической обработки и интерпретации результатов исследования по физической подготовке и спорту. Л.: ВИФК, 1972.
- Демьяненко Ю.К. Значение различий в уровне физической подготовленности военнослужащих для успешности обучения на последовательных этапах их профессионального становления. /В сб.: Воен.-проф. обучение и физ. подготовка. М.: МО СССР, 1979. С. 8−21.
- Демьяненко Ю.К., Петрушевский И. И. Рекомендации по организации и проведению экспериментальных исследований физической подготовленности военнослужащих. Л.: ВИФК, 1977.
- Демьяненко Ю.К. Особенности влияния физических упражнений на разных, этапах профессионального становления военных специалистов. /Психолого-педагогич. аспекты физич. подготовки: Сб. статей. Л.: ВДКИФК. — 1984. — С. 25−35.ф-
- Деятельность мобильной оперативной группы (МОГ) Федеральной полиции в Инсбруке (Австрия). М., ГИЦ МВД РФ, 1995.
- Джамгаров Т.Т., Лампусов Б. А. Исследование физического и психологического состояния молодого пополнения Вооруженных Сил СССР. Л.: 1971.-221 с.
- Джамгаров Т.Т., Нестеров А. А., Сысоев Н. В. и др. Современные требования к физической подготовленности военнослужащих. -JI.: ВДКИФК, 1975. 343 с.
- Донцов А.И. Психология коллектива: методологические проблемы исследования. /Уч. пособ. М.: МГУ, 1984. — 206 с.
- Донцов А.И. Принципы социально-психологического анализа групповой сплоченности. /Теоретические и методологические проблемы социальной психологии. -М.: МГУ, 1977.-98 с.
- Дорофеев В. А. Спортивные соревнования как модель эмоционально-психического напряжения военнослужащих, возникающего в процессе боевой деятельности. Л.: ВДКИФК, 1983. — 273 с.
- Дорофеев В., Шагеев М. Методы прогнозирования эффективной профессиональной деятельности военнослужащих в экстремальных условиях — Л.: ВИФК, 1990.-242 с.
- Доскин В.А., Лаврентьева В. А., Мирошников М. Л., Шарай В. Б. Тест дифференцированной самооценки функционального состояния (САН). Вопр. психологии. — 1973. -№ 3. — С. 141−145.
- Ендальцев Б.В. Адаптация нового пополнения к военной службе и профессиональной деятельности средствами физической подготовки (теоретические и
- Ф экспериментальные исследования). Научно-педагогический журнал «Теория иметодика физической подготовки», СПБ-№ 1. 1994.-е. 136−146.
- Ендальцев Б.В., Нестеров А. А. Работоспособность военнослужащих и пути ее повышения средствами физической подготовки. Л.: ВИФК, 1986. -242 с.
- Ю.Жариков Е. С. Психологические средства срессустойчивости. Психология успеха. -М.: 1990.-29 с.
- Зиновьев А.А. Коммунизм и реальность. М.: Центрполиграф, 1994. -495 с.150
- Илларионов В.П. Диалог с террористами суровая необходимость. /Сборник МВД СССР. -М.: 1991.
- Кадыров P.M., Галкин Н. Б. Физическая тренировка и работоспособность офицеров. Л.: ВИФК, 1984. — 62 с.
- Карпец И.И. Международная преступность. /Отв. ред. В. Н. Кудрявцев. АН СССР, Науч. Сов. по пробл. зар. идеол. течений. М.: Наука, 1988. — 110 с.
- Кенуй М.Г. Быстрые статистические вычисления. Упрощенные методы оценивания и проверки: Справочник. /Пер. с англ. и предисл. Д. А. Астраханского. М.: Статистика, 1979. -69 с.
- Киселев Ю.А. Влияние спорта на формирование личности. М.: Знание, 1981.
- Коган В.М. Стресс и адаптация. М.: «Знание», 1980. — 63 с.
- Коломийский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. Минск: 1976.-96 с.
- Колюков В.Г., Невзоров О. А. Методика физической подготовки сотрудников подразделений специального назначения ОВД. «Спецназ». — № 1. — 1999. — С. 7−9.
- Командир подчиненный? Профилактика «Группы риска»: Информационно-методическое пособие для командиров подразделений. /Центр военно-соиол., психол. и правовых исследований ВС РФ. — М.: 1994. — 72 с.
- Ф 125. Конфликты в обществе: «Круглый стол» ученых. Общест. науки исовременность. -М.: 1991. -№ 1. С. 48−55.
- Кочетков В.В., Скотникова И. С. Индивидуально-психологические проблемы принятия решения. /РАН, Ин-т психол. М.: Наука, 1992. — 138 с.
- Кошеленко Н.Р. Практика управления силами и средствами ОВД и ВВ МВД России при выполнении оперативно-служебных и служебно-боевых задач в Чеченской Республике: Лекция. М.: Академия МВД РФ, 1995. — 25 с.
- Кравчун Н.С. и др. Задания и методические указания слушателям для подготовки к семинарским и практическим занятиям по курсу «Педагогика управления»: Раздел III. -М.: ВПА, 1983.
- Кручевский Р.Л., Дубовская Е. М. Психология малой группы: теоретический и прикладной аспекты. М.: Изд. МГУ, 1991. — 205 с.
- Кузьмина Н.В. Методы системно-педагогического исследования. /Уч. пособ. -т Л.: ЛГУ, 1980.- 172 с.
- Кузьминов А. Мужская работа. «Солдат удачи». -№ 2(29). — 1997. — С. 24−28.
- Курс стрельб из стрелкового оружия (КС СО-85): для частей и подразделений родов войск и спец. войск. М.: Воениздат, 1987. — 111 с.
- Лампусов Б. А. Физические упражнения как средство восстановления работоспособности военнослужащих при утомлении. Л.: ВИФК, 1976. — 58 с.
- Лебедев В.И. Личность в экстремальных условиях. М.: Политиздат, 1989. -304 с.
- Левитов Н.Д. О психических состояниях человека. М.: Просвещение, 1964. -324 с.
- Лекторский В.А., Швырев B.C. Актуальные философско-методологические проблемы системного подхода. «Вопр. философии». — 1971. — № 1. — С. 7−9.
- Липский И. А. Вопросы развития военно-педагогической информатики. /Прогностический аспект. М.: ВПА, 1991. — 46 с.
- Ломов Б.Ф. Совместная (групповая) деятельность людей, формирование трудовых коллективов и психологические аспекты управления ими. /Правовые и социальные аспекты управления. М.: 1972.
- Лопухин А. Конфликтология? Да конфликтология: (Амер. впечатления). Пробл. теории и практики упр. — 1990. — № 1. — С. 58−61.
- Лунев В.В. VIII конгресс ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями. Сов. госуд. и право. — 1991. — № 2. — С. 129−130.
- Лунев В.В. Преступность в межнациональных конфликтах. Социол. исслед. — 1995,-№ 4.-С. 103−111.
- Макаренко А. С. Общие вопросы теории педагогики. Воспитание в советской школе. Соч. в 7 т.: Т. 5. М.: АПН, 1958. — 558 с.
- МЗ.Манилов В. Л. Угрозы национальной безопасности России. Воен. мысль. — 1996. -№ 1. — С. 7−73.
- Марищук В.Л. О преодолении состояния эмоциональной напряженности с помощью физических упражнений. /Психологические вопросы спортивной тренировки. -М.: 1967.-С. 25−29.
- Марищук В.Л. Педагогические основы воспитания высоких морально-боевых качеств. Л.: ВИФК, 1979.-С. 4−18.
- Медведев В.И. Устойчивость физиологических и психологических функций человека при действии экстремальных факторов. Л.: Наука, 1982. — 192 с.
- Меерсон Ф.З. Адаптация, стресс и профилактика. М.: Наука, 1982. — 102 с.152
- Межнациональные конфликты. Место и роль органов внутренних дел в межнациональных конфликтах: Материалы межвузовской научно-практической конференции в Академии МВД РФ (март 1992 г.). М.: 1992. — 118с.
- Мельников В.М., Ямпольский Л. Т. Введение в экспериментальную психологию личности. М.: Просвещение, 1985. — 296 с. 151 .Методология военно-научного познания. /Под ред. И. Е. Шаврова, М. И. Галкина. М.: Воениздат, 1977. — 324 с.
- Методологические проблемы военной теории и практики. /Под ред. Н. Я. Сушко, Т. Р. Кондраткова. -М.: Воениздат, 1966. 312 с.
- Методология системного подхода в педагогике. М.: НИИ ОП АПН СССР, 1989.
- Методы психологической диагностики: /Вып. 1. РОАН, Ин-т психологии. Дружинин В. Н., Галкин Т. В. М.: 1993. — 86 с.
- Методология и методы социальной психологии. /Отв. ред. Е. В. Шорохова. М.: Наука, 1977.-247 с.
- Морально-психологический климат воинского коллектива. /Социально-психологический опросник. ГУ по работе с л/с. М.: 1993. — 27 с.
- Мутафов Ю.Г. Сплоченность как фактор успешной деятельности малой группы: автореф. дис. к.п.н. Л.: ЛГУ, 1971. -28 с.
- Ф 158. Мэттун Стивен. Обучение и тактика действий спецподразделений США. 1990.126 с.
- Некоторые аспекты подготовки американских полицейских. М.: ГИЦ МВД СССР, 1987,-№ 2.
- Ненасильственные движения и философия ненасилия: состояние, трудности, перспектива. Вопр. Философии. — 1992. — № 8. — С. 3−29.
- Нестеров А.А., Щеголев В. А., Барчуков И. С. Физическая подготовка и спорт как средство оптимизации внутриколлективных связей в курсантских подразделениях. /Физическая подготовка и спорт. Л.: ВИФК, 1983. — С. 12−20.
- Нестеров А.А., Щеголев В. А. Физическая подготовка и спорт как средство сплочения воинских коллективов: Уч. пособ. Л.: ВИФК, 1985. — 81 с. 163.0вруцкий Л., Разгон А. Террор угнетенных и террор победителей. «Родина». -1990.-№ 5.-С. 37.
- Опыт боевых действий ограниченного советского воинского контингента на территории ДРА. /Под общ. ред. Ю. К. Максимова. Ташкент, 1982. — 253 с.
- Педагогика. М.: ФИС, 1986.
- Пеньковский Е.А. Военно-патриотическое воспитание и физическая подготовка. М.: Красная звезда, 1992. 86 с.
- Перевалов В.Ф. Воинский коллектив: динамика отношений. М.: Воениздат, 1991.-111 с.
- Петровский А., Гозман J1., Мороз О. Психология экстремизма. Лит. газ. — 1990. — 28 февраля.
- Петровский А.В., Шкалинский В. В. Социальная психология коллектива: Уч. пособ. М.: Просвещение, 1978. — 175 с.
- Петрушевский И.И. Изменение умственной работоспособности танкистов в процессе пятисуточных учений. /В кн.: Тр. Фак-та. Вып. 29. Л.: ВДКФФКС, 1961. -С. 64−76.
- Плахтиенко В.А. Физическая подготовка важное средство формирования и совершенствование двигательных навыков и физических качеств военнослужащих. — Л.: ВДКИФК, 1979. С.-36.
- Подготовка сотрудников для специального полицейского подразделения ФРГ. -М., ГИЦ МВД СССР. М., 1987 г. — № 2.
- Подоляк Я.В. Личность и коллектив. /Психология военного управления. М.: Воениздат, 1989. -351 с.
- Подразделение «Витязь». «Спецназ». — № 4. 1996. — С. 4−7- № 5−6. -1996. -С. 12−22.
- Познай себя: 30 популярных тестов. /Сост. М. И. Белый. М.: Экономика, 1992. -92 с.
- Пономарев Н.И. О системном подходе в исследовании физической культуры и спорта. Теория и практика физ. культуры. — 1976. — № 7. — С. 5−7.
- Пономаренко В.А. Преемственность воспитания? Точка зрения воен. педагога. -Сов. педагогика. 1990. -№ 3. — С. 59−64.
- Попов И.М. Зеленые береты: История. Традиции. Моральный дух. «Спецназ». -№ 1, — 1997. -С. 28−32.
- Постсоветские конфликты и Россия. М.: Ассоц. «Гражданский мир», 1995. -98 с.
- Преступность в России в 90-х годах и некоторые аспекты законности борьбы с ней.-М.: 1996.-96 с.
- Рожков С. Профессиональная армия США: (Глазами социологов). Воен. вестн.- 1990.-№ 3.- С. 59−61.
- Рудик П.А. Спорт и воспитание личности. В кн.: «Спорт и личность». — М.: ФИС, 1975.
- Рукопашный бой. /Учеб. для курсантов и слушателей Института. Под ред. Блажко Ю. И. Л.: ВИФК, 1991. — 332 с.
- Селиверстов С. А. Использование специальных подразделений быстрого реагирования в борьбе с организованной преступностью: Уч.-метод, пособие. М.: 1994.-72 с.
- Скотт Дж. Грехем. Конфликты: динамика, возможности контроля. Социол. исслед. — 1995. -№ 3. -С. 121−123.
- Смирнов В. А. Об оценке требований к физической подготовленности фг военнослужащих. /В сб.: Военно-профессиональное обучение и физическая подготовка.- М.: МО СССР, 1979. С. 38−42.
- Собина В.А. О некоторых путях формирования физической подготовки молодых солдат к эффективной военно-профессиональной деятельности. /В сб.: Тез. докл. науч. конф. Ин-та за 1985 г. Л.: ВИФК, 1986.
- Собина В.А. Проблемы физической подготовки на этапе модернизации Вооруженных Сил. М.: ВУ, 1998. — 156 с.
- Собина В.А. Физическая подготовка как фактор повышения боевой готовности армии и флота. /Уч. пособ. Под ред. А. А. Братцева. М.: ВПА, 1989. — 28 с.
- Социальная и военная психология. /Н.Ф. Феденко, Г. А. Давыдов, Н. П. Балыков и др. Под ред. Н. Ф. Феденко. М.: ВПА, 1990. — 385 с.
- Специальные группы органов МВД по ликвидации банд: Учебное пособие. М.: Академия МВД РФ, 1946. — 19 с.
- Степанов А.Р. Некоторые результаты социологического исследования проблем профессиональной подготовки личного состава учебных заведений ОВД в 40. Труды Академии МВД РФ. М.: 1992. — 202 с.
- Столяренко A.M. Обеспечение морально-психологической подготовке личногосостава горрайорганов внутренних дел к выполнению оперативно-служебных задач. Академия МВД СССР. Кафедра психологии и педагогики управленческой деятельности ОВД. М.: 1990, — Юс.
- Столяренко A.M. Психологические и педагогические проблемы управления в МВД, УВД: Учебное пособие. М.: Академия МВД СССР, 1982. — 57 с.
- Столяренко A.M. Юридическая педагогика в МВД: вопросы методологии и теории: Пособие. /МВД РФ- Московский институт пожарной безопасности. М.: 1999.- 155 с.
- Стрелец В.Г. Профессионально-прикладная физическая подготовка. Методика и средства. Вест. выс. шк. — 1971. — № 2. — С. 91−93.
- Стурова М.П. и др. Организация профессионального взаимодействия сотрудников и осужденных в условиях исправительно-трудовых учреждений МВД РФ.- М.: Академия МВД РФ. 1993.
- Стурова М.П., Первозванский В. Б. Социально-педагогические основы ф деятельности исправительно-трудовых учреждений: Учеб.-пособ. /Академия МВД РФ.1. М&bdquo- 1993.- 123 с.
- Сухомлинский В.А. О воспитании. 4-е изд. М.: 1982. — 270 с.
- Съедин С.И. Некоторые вопросы сплочения воинских коллективов. Новые исследования в психологии. — 1981. -№ 2. — С. 98−101.
- Теория и методика физического воспитания /Под ред. Б. А. Ашмарина. М., 1990.
- Теория и методика физического воспитания /Под общ. ред. Л. П. Матвеева и А. Д. Новикова. Т. 1, 2. М.: ФИС, 1976.
- Теория и организация физической подготовки войск. /4.1. Учеб. для слуш. и кур. ин-та. Изд. 5-е. Под ред. Л.А. Вейднер-Дубровина, В. В. Миронова и В. А. Шейченко. -СПб.: ВИФК, 1992.-340 с.
- Теория и организация физической подготовки войск. /4.1. Учеб. для слуш. и кур. ин-та. Изд. 5-е. Под ред. Л.А. Вейднер-Дубровина, В. В. Миронова и В. А. Шейченко.1. СПб.: ВИФК, 1992. 340 с.
- Тимохин П.П. К формированию концепции безопасности России. Безопасность.- 1993,-№ 6.-С. 27−36.
- Фарамазян Р., Борисов В. Опыт профессионализации армии в США. Вопр. экономики. — 1990. — № 10. — С. 42−54.
- Ю.Федотов А. А. Методы воспитательной работы. /Глав. ред. А. Г. Горлов. М.: Издательство АОЗТ «Кодекс», Объединенная ред. МВД РФ, 1995. — 16 с. f 211. Фрейд 3. Психология масс и анализ человеческого «я». — Диалог. — 1990. — № 12.1. С. 104−112.
- Фрустрация, конфликт, защита. Вопр. психологии. — 1991. — № 6. — С. 69−82.
- Чебан В. Вооруженные конфликты и безопасность России. Ракурс. — 1994. -№ 1. — С. 14−22.
- Черненилов В.И. Сравнительный анализ профессиональной подготовки кадров для правоохранительных органов США и России. /Вестник МВД РФ № 1. М., 1996. -140−144 с.
- Черников Н.Г., Зюкин А. В. Военно-прикладная направленность физической подготовки в системе военно-профессионального отбора и адаптации курсантов к обучению в ВУЗе. /Метод, пособие. Л.: ВДКИФК, 1989. — 100 с.
- Шапалин Н.В. Командир. Коллектив. Дисциплина. М.: Воениздат, 1983. -128 с.
- Щеголев В.А. Воспитание воинских коллективов в системе физической т подготовки. Л.: МО СССР, 1990. — 122 с.
- Юдин Э.Г. Системный подход и принципы деятельности. Методологические проблемы современной науки. М.: Наука, 1978. — 391 с.
- Диссертации и авторефераты
- Агеев Б. А. Мотивационная готовность молодых офицеров к военно-профессиональной деятельности: дис. к.пс.н. М.: ГА ВС, 1994. — 146 с.
- Андреев Н.В. Психологические особенности личности и коллектива сотрудников ОМОН: дис. к.ю.н. — М., Академия МВД РФ, 1991.- 173 с.
- I.Ahtohob В. А. Методологические проблемы военно-политического прогнозирования: дис. к.ф.н. М.: ВПА, 1988. — 265 с.
- Афанасьев А.И. Профессиональная подготовка унтер-офицерского состава вооруженных сил ФРГ: автореф. дис. к.п.н. -М.: ГА ВС, 1994. —25 с.
- Ашкинази С.М. Военно-прикладные основы обучения военнослужащих рукопашному бою: дис. д.п.н. СПб.: ВИФК, 1994. — 459 с.
- Балабан Ю.А. Физическая подготовка личного состава ВДВ при прохождении службы в районах боевых действий (на примере Республики Афганистан): дис. к.п.н. -Л.: ВИФК, 1991.-408 с.
- Борщев И.Л. Содержание и методика подготовки по рукопашному бою ^ военнослужащих противодиверсионных формирований РВ СССР: дис. к.п.н. СПб.:1. ВИФК, 1992.-232 с.
- Быченков С.В. Средства и методы формирования навыков в руководстве и организации физической подготовки у курсантов и слушателей командных ВУЗов: дис. к.п.н. Л.: ВДКИФК, 1984.-269 с.
- Варжеленко И.И. Физическая подготовка как фактор адаптации к военной службе: дис. к.п.н. Л.: ВИФК, 1978.-213 с.
- Васильев А.П. Методика ускоренного воспитания выносливости в войсках посредством бега: дис. к.п.н. Л.: ВИФК, 1955. -33 с.
- Вебер В. Психологическая подготовка военнослужащих бундесвера ФРГ к агрессивной войне против социалистических стран: дис. к.п.н. М.: ВПА, 1985. -232 с.
- Винокуров В.Н. Исследование эффективности некоторых средств физической подготовки, направленных на развитие профессиональных навыков у начинающихф водителей в короткие сроки: дис. к.п.н. Л.: 1970. — 270 с.
- Вицин С.Е. Проблемы системного подхода к организации борьбы с преступностью: дис. д.ю.н. Академия МВД СССР. М., 1979. — 432 с.
- Войтицкий О.Н. Исследование взаимосвязи между профессиональной работоспособностью радиотелеграфистов и их двигательными и психологическими способностями: дис. к.п.н. Л.: ВДКИФК, 1973. — 184 с.
- Волковицкий Г. А. Формирование мотивации профессионального самосовершенствования офицеров: автореф. дис. к.пс.н. — М.: ВА им. Ф. Э. Дзержинского, 1994. 24 с.
- Галабин Г. И. Нравственные отношения воинского коллектива и их регуляция: дис. к.ф.н. М.: ВПА, 1977. — 191 с.
- Ганюшкин А.Д. Исследование состояния психической готовности человека к деятельности в экстремальных условиях: автореф. дис. к.пс.н. Л.: 1972. — 17 с. Ф
- Гилев В.П. Специальная физическая тренировка военнослужащих ВДВ в сокращенный период подготовки к боевым действиям: дис. к.п.н. Л.: ВИФК, 1982. -202 с.
- Гладков Г. И. Педагогическая теория и практика подготовки рядового и сержантского состава вооруженных сил США: (Критич. исслед.): автореф. к.п.н. М.: ВПА, 1990.-20 с.
- Гончаров А.И. Повышение боеспособности парашютистов-десантников • средствами физической подготовки: дис. к.п.н. Л.: ВИФК, 1967. — 283 с.
- Кадыров P.M. Пути повышения эффективности курсантов летных училищ средствами физической подготовки: дис. к.п.н. -ВДКИФК, 1980. 202 с.
- Казаченко Н.П. Помехоустойчивость человека в экстремальных условиях Ф деятельности: автореф. дис. к.п.н. Л.: 1977. — 16 с.
- Калашников А.Ф. Комплексирование физической и профессиональной подготовки курсантов специальных средних школ милиции МВД СССР: дис. к.п.н. -Л.: ВИФК, 1990. 3−4 с.
- Киреев И.О. Комплексный дифференцированный контроль подготовленности военнослужащих по рукопашному бою: дис. к.п.н.-СПб, 1995.- 177 с.
- Князев В.М. Повышение надежности учебно-боевой деятельности воинов-десантников средствами спорта (на примере занятий боксом): дис. к.п.н. — Л.: ВИФК, 1989.-232 с.
- Краснов Н.В. Физические упражнения в процессе формирования у курсантов ВУЗов психологической устойчивости к экстремальным факторам военного труда: дис. к.п.н. Л.: ВИФК, 1986. — 235 с.
- Кривошеев М.П. Правовые и организационные основы взаимодействия частей иФподразделений ВВ с ОВД в особых условиях: дис.к.ю.н. М.: Академия МВД РФ, 1992.-272 с.
- ОВД при предупреждении и пресечении массовых беспорядков: Дис.к.ю.н. -М.: Академия МВД РФ, 1993. 157 с.
- Певень Л.В. Проблема профессионализации Вооруженных Сил России: дис.к.ф.н. М.: ГА ВС, 1992. — 230 с.
- Платонова С.Ю. Совершенствование профессионально-педагогической подготовки курсантов (слушателей) образовательных учреждений МВД России: автореф. к.п.н. М.: Академия управления МВД России, 2000. — 29 с.
- Пономарев А.В. Проблема истинности и достоверности военно-научного прогнозирования: автореф. дис. к.ф.н. М.: ВПА, 1979. — 20 с.
- Попов В.Е. Психологическая реабилитация военнослужащих после экстремальных воздействий. /На материале землетрясения в Ленинакане, межнац. конфликта в Фергане и боевых действий в Афганистане: дис. к.пс.н. М.: ГА ВС, 1992.- 171 с.
- Роговцев Г. С. Некоторые пути повышения профессиональной работоспособности личного состава ВДВ прикладными средствами физической подготовки: (На примере воен. спорт ориент.): дис. к.п.н. Л.: ВИФК, 1980. — 230 с.
- Ф 257. Сидоров С. Г. Формирование служебно-прикладной физическойподготовленности слушателей (курсантов) вузов МВД России: автореф. дис. к.п.н. -Челябинск: 1998.-23 с.
- Сидорова М.В. Социально-педагогические условия адаптации слушателей младших курсов к обучению в высшем учебном заведении МВД России: автореф. дис. к.п.н. Брянск: 1998. — 23 с.
- Соловьев С.Я. Физкультурное образование как фактор профессионально-педагогической ориентации старших школьников-лицеистов: автореф. дис. к.п.н. -Ярославль: 1997. 16 с.
- Фильков С.М. Психолого-педагогическая теория и практика подготовки личного состава вооруженных сил Великобритании: автореф. к.п.н. М.: ВПА, 1990. — 20 с.
- Хальзов В.И. Педагогические основы повышения эффективности учебно-воспитательной деятельности офицеров подразделений внутренних войск: дис. д.п.н.1. Л.: 1991.
- Хилова Г. Н. Устойчивость памяти в экстремальных условиях: автореф. дис. к.пс.н. Л.: 1976, — 18 с.
- Шипилов А.И. Социально-психологические особенности конфликтов между начальниками и подчиненными в подразделении (на материалах войск ПВО: дивизион, батальон): дис. к.пс.н. М.: ГА ВС, 1993. — 244 с.
- Adshed R. Exercise «Ardent Ground». /Armed forces. 1987. — № 7. — P. 324−326. (Задачи и ход учения с боевой стрельбой мобильных сил НАТО в Европе, апрель-май 1987).
- Alonso-Pimentel J. Competicion internacional. /Ejercito. 1992. -№ 635. P. 126−129. (Содержание международных соревнований разведгрупп сухопутных войск стран НАТО).
- Antal J. Maneuver versus attrition. /Military review. 1992. — № 10. — P. 21−31. (Повышение роли маневренных действий в современное войне).
- Anton R. Umstapeln. /WA. 1994. — № 2. — P. 108−113. (Военно-спортивная тренировка на физическую выносливость в сухопутных войсках ФРГ).
- Ф 269. Army training and evaluation program for special foces. APTEP 3 HOI.
- Washington, 1979. 5 Mf. (Методические разработки по подготовке подразделений сил специального назначения сухопутных войск США).
- Astuto А. II cireuit. /Rivista militar. 1987. — № 4. — P. 64−68. (Система физподготовки ВС Италии).
- Barron М. Training and Leadership at the fire team lewil /MCG 1994. — № 8. S. 5051. (Рекомендации по методике стрелковой подготовки в отделениях и взводах морской пехоты США).
- Bakker D., Feling J. Durchdackt. /WA. 1993. — № 5. — P. 320−323. (Методика проведения занятий в сухопутных войсках ФРГ по теме «Передвижение на поле боя с оружием»).
- Belan S., Nicolazo J. Sport de simulation. /ТеМ/. 1993/. — № 44. — P. 36−38. (Спортивные элементы в боевой подготовке личного состава вооруженных сил1. Франции).
- Bernabliuk P. Skok pchly /ZP. 1994/. — № 2. — S. 14−16. (Обучение польских разведчиков-диверсантов в альпийских войсках Франции).
- Braun R. Auswirkungen. /Tugpenpraxis. 1986. — № 5. — P. 429−433, 453−454. (Проблема учета физических и психологических нагрузок солдат в бою, в боевой подготовке и воинском воспитании л/с ВС ФРГ. Статьи.).
- Buning Т. New fitness program needs help. /Army. 1988. — №. — P. 45−46, 52.
- Совершенствование программы физподготовки л/с ВС США).
- Christen J.-R. Menschenorientiert. /TD. 1994. — № 2. — P. 104−106. (Программа совершенствования боевой подготовки ВС Швейцарии в 1995 г.).
- Condon P. Policing into the next century /RUSI/. 1994. — № 1. — S. 9−17. (Борьба с преступностью среди военнослужащих и гражданского населения Англии. Статьи.).
- Chaison P. Rest for the weary /Armor. 1994/. — № 5. — S. 14−18. (Проблемы сна и отдыха в боевой обстановке).
- Conley М. Enhanced Land warrior program. /Infantry. 1994. — № 2. — P. 20−22. (Требования к боевым качествам военнослужащего СВ США XXI в.- пути и средства их выработки).
- DeWitt К. The British РТ corps. /Infantery. 1987. — № 4. — P. 41−44. (Организация физической подготовки в СВ Англии).
- Dojczynski М., Grecki М. Stess па wspolczenym. /LW. 1994/. — №¾. — S. 122 129. (Психопатология стресса у участников современных войн. Работа Медицинскойакадемии ВС Польши).
- Doss-Krohn I. Mene Gualitat. /Loyal. 1994. — P. 20−22. (Задачи сил быстрого реагирования НАТО и формы участия в них ВС ФРГ).
- Eid J. Et al. Havari. /NTfS. 1995/. — № 1. — S. 21−24. (Мероприятия в ВМС Норвегии по преодолению стрессов и оказании первой медицинской помощи при авариях и несчастных случаях в мирное время).
- Fantoni М. Fitness. /ASMZ. 1989. — № 9. — Р. 587−588. (Организация физической подготовки в СВ США).
- Fisher S. Modernisation. /DSM/. 1994. — № 1. — P. 6−8. (Модернизация ВС Израиля).
- Floca М. Selectic si instruire /SMM. 1994. — № 3. — S. 57−61. (Особенности обучения разведчиков-диверсантов ВВС Англии).
- Foguire Е. L’armeee chinoise. /Defense nationale. 1987. — № 4. — P. 105−114- № 5.
- P. 133−141. (Модернизация ВС КНР).
- Fourny M. Prestige et modernite. /TeM. 1992. — № 37. — P. 9. (Средства и методы огневой подготовки СВ Франции).
- Gebele H., Fiebig К. Der Marsch zu Fuss. /Kampftruppen. 1987/. — № 4. — P. 72−74. (Организация и проведение учебного марша в СВ ФРГ).
- Greiner Н., Plesse J. Intersivstation. /ТР/WA. 1995. № 3. — P. 185−188. (Значение тренировки командиров взводов в полевой выучке тактического звена СВ ФРГ).
- Hallenbach P. Counter-Prolifferation. /ES. 1994. — № 3. — S. 139−140. (Концепцияборьбы с международным терроризмом, США).
- Hersiere J. de La. La formotion commando. /Defense nationale. 1987. — № 5. — P. 183−184. (Боевая подготовка диверсионно-разведывательных подразделений СВ Франции).
- Hoffman J. The Legacy and lessons of the campaign in italy. /MCG. 1994. — № 1. -P. 65−69. (Морские десантные операции СВ и МП США в Италии, 1943−1944.).
- Hunter Н. Ethnic conflict and operations other tahn war. /Military reviw. 1993. -1993. — № 11. — P. 18−24. (Основы концепции США по ведению боевых действий в военных конфликтах малой интенсивности).
- Jane’s military training systems 1993−94, 6. ED. London, 1993. — 419 s. (Система боевой подготовки и тренажеры ВС стран мира. Справочник «Джеймс» ВО 652/174- 801−94/5848−7).
- Janssen С. Gesantschule. /ТР/WA. 1995. — № 5. — Р. 322−325. (Обучение л/с ВС ф, Нидерландов в составе подразделений, экипажей и расчетов).
- Johnson F. Dismonnted maneuver leve fire. /Infantry. 1994. — № 3. — P. 41−44. (Рекомендации по организации тактических занятий с боевой стрельбой СВ США).
- Kolei В. Defaltigungsstrategien. /WA. 1994. — № 4. — Р. 185−189. (Методические рекомендации для обучения в процессе боевой подготовки л/с ФРГ по преодолению психофизических нагрузок).
- Kondracki N. Les Limites. /Soience et vie. 1986. — № 157. — P. 86−91. (Психические нагрузки солдат в современном бою).
- Latremoliere О. La DAM aux champs. /ТеМ. 1992. — № 30. — P. 16−17. (Боевая подготовка аэромобильных сил быстрого реагирования Франции).
- Leary Т. Interpersonal diagnosis of personality. New York, 1954. (Личностная диагностика в коллективе).
- Lesebvre R. Coup de main. /ТеМ. 1994/. — № 5. — S. 24−26. (Боевая подготовкафразведывательно-диверсионных подразделений морской пехоты Франции).
- Mark V. Lonsdale. Advanced weapons training /for hostage rescue teams. S.T.T.U. Training division PO BOX 491 261, Los Andgeles, CA 90 049. — 1993. (Подготовка полицейских США в борьбе с террористами).
- Мэйжэньцзуй. Хэфэй, 1986. — 78 с. (Китайское искусство рукопашного боя «мэйжэньцзуй». 8 87−6/168−4).
- Redding R., Starr Е. Scout training lanes. /Armor. 1995. — № 1. — S. 19−20. (Опыт организации боевой подготовки разведывательных подразделений национальной гвардии СВ США).
- Vowell W. Rifle fignting. /Infantery. 1989. — № 3. — P. 22−25. (Проблемы повышения качества огневой подготовки л/с СВ США).
- Zhang Gongyuan. Shadow boxing growing in popularity. Beiying reviw, 1984.1.№ 35. P. 24−26. (Массовое обучение искусству рукопашного боя в КНР).