Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Регулирование рынка ценных бумаг

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Регулирование со стороны профессиональных участников рынка ценных бумаг, или саморегулирование рынка. Этот процесс может развиваться двояко: с одной стороны, государство передает часть своих функций по регулированию рынка уполномоченным или отобранным им организациям профессиональных участников рынка ценных бумаг, а с другой — эти последние сами договариваются о том, что созданная организация… Читать ещё >

Регулирование рынка ценных бумаг (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

рынок ценный бумага фондовый Регулирование рынка ценных бумаг — это упорядочение деятельности на нем всех его участников и операций между ними со стороны организаций, уполномоченных обществом на эти действия (15, с. 212).

Регулирование рынка ценных бумаг охватывает всех его участников: эмитентов, инвесторов, профессиональных фондовых посредников, организации инфраструктуры рынка.

Регулирование деятельности участников рынка может быть внешним и внутренним. Внутреннее регулирование — это подчиненность деятельности данной организации ее собственным нормативным документам: уставу, правилам и другим внутренним нормативным документам, определяющим деятельность этой организации в целом, ее подразделений и ее работников. Внешнее регулирование — это подчиненность деятельности данной организации нормативным актам государства, других организаций, международным соглашениям.

Регулирование рынка ценных бумаг охватывает все виды деятельности и все виды операций на нем: эмиссионные, посреднические, инвестиционные, спекулятивные, залоговые, трастовые и т. п.

Регулирование рынка ценных бумаг осуществляется органами или организациями, уполномоченными на выполнение функций регулирования. С этих позиций различают:

  • · государственное регулирование рынка, которое осуществляется государственными органами, в компетенцию которых входит выполнение тех или иных функций регулирования;
  • · регулирование со стороны профессиональных участников рынка ценных бумаг, или саморегулирование рынка. Этот процесс может развиваться двояко: с одной стороны, государство передает часть своих функций по регулированию рынка уполномоченным или отобранным им организациям профессиональных участников рынка ценных бумаг, а с другой — эти последние сами договариваются о том, что созданная организация получает от них некие права регулирования по отношению ко всем учредителям или участникам данной организации;
  • · общественное регулирование, или регулирование через общественное мнение. В конечном счете, именно реакция широких слоев общества в целом на какие-либо действия на рынке ценных бумаг является первопричиной, по которой начинаются те или иные регулятивные действия государства или профессионалов рынка.

Регулирование рынка ценных бумаг обычно имеет следующие цели:

  • · поддержка порядка на рынке, создание нормальных условий для работы всех участников рынка;
  • · защита участников рынка от недобросовестности и мошенничества отдельных лиц или организаций, от преступных организаций и преступников вообще;
  • · обеспечение свободного и открытого процесса ценообразования на ценные бумаги на основе спроса и предложения;
  • · создание эффективного рынка, на котором всегда имеются стимулы для предпринимательской деятельности и на котором каждый риск адекватно вознаграждается;
  • · в определенных случаях — создание новых рынков, поддержка необходимых обществу рынков и рыночных структур, рыночных начинаний и нововведений и т. п.;
  • · воздействие на рынок с целью достижения каких-либо общественных целей (например, для повышения темпов роста экономики, снижения уровня безработицы и т. д.);
  • · защита общественных интересов на рынке.

Принципы регулирования российского рынка ценных бумаг во многом зависят от существующих в стране политических и экономических условий, но одновременно они должны отражать и проверенную временем историческую практику мирового рынка ценных бумаг.

Основными принципами являются:

  • 1. Разделение подходов в регулировании отношений между эмитентом и инвестором, с одной стороны, и отношений с участием профессиональных участников рынка — с другой. В первом случае регулируются отношения между владельцем прав по ценной бумаге и лицом, по ней обязанным. Во втором — отношения, связанные с заключением и исполнением сделки, между эмитентом и профессиональным участником, инвестором и профессиональным участником или между профессиональными участниками.
  • 2. Выделение из всех видов ценных бумаг так называемых эмиссионных, т. е. тех, которые выпускаются в массовом порядке, сериями и могут быстро распространяться и рынок которых может быть быстро организован. Операции именно с такими бумагами нуждаются в тщательном регулировании, поскольку именно этими инструментами злоумышленники могут нанести большой ущерб участникам рынка.
  • 3. Максимально широкое использование процедур раскрытия информации обо всех участниках рынка — эмитентах, крупных инвесторах и профессиональных участниках. Этим достигается возможность получения участниками рынка информации друг о друге для принятия деловых решений при операциях на рынке.
  • 4. Необходимость обеспечения конкуренции как механизма объективного повышения качества услуг и снижения их стоимости. Этот принцип реализуется через непринятие регулятивных документов, делающих преференции отдельным участникам рынка. Все субъекты регулирования имеют равные права перед регулирующими органами: в нормах не упоминаются конкретные имена или фирменные названия.

Управление рынком ценных бумаг обусловлено, прежде всего, установлениями государства. Государство на российском рынке ценных бумаг выступает в качестве:

  • · инвестора — при управлении крупными портфелями акций промышленных предприятий;
  • · эмитента — при выпуске государственных ценных бумаг;
  • · профессионального участника — при торговле акциями в ходе приватизационных аукционов;
  • · регулятора — при написании законов и подзаконных актов;
  • · верховного арбитра в спорах между участниками рынка — через систему судебных органов.

Государственное регулирование рынка ценных бумаг — это регулирование со стороны общественных органов государственной власти.

Система государственного регулирования рынка включает:

  • · государственные и иные нормативные акты;
  • · государственные органы регулирования и контроля.

Государственное управление рынком имеет следующие формы: прямое, или административное, управление; косвенное, или экономическое, управление.

Прямое, или административное, управление рынком ценных бумаг со стороны государства осуществляется путем:

  • · установления обязательных требований ко всем участникам рынка ценных бумаг;
  • · регистрации участников рынка и ценных бумаг, эмитируемых ими;
  • · лицензирования профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг;
  • · обеспечения гласности и равной информированности всех участников рынка;
  • · поддержания правопорядка на рынке (21, с. 215).

Косвенное, или экономическое, управление рынка ценных бумаг осуществляется государством через находящиеся в его распоряжении экономические рычаги и капиталы:

  • · систему налогообложения (ставки налогов, льготы и освобождение от налогов);
  • · денежную политику (процентные ставки, минимальный размер заработной платы и др.);
  • · государственные капиталы (государственный бюджет, внебюджетные фонды финансовых ресурсов и др.);
  • · государственную собственность и ресурсы (государственные предприятия, природные ресурсы и земли).

Структура органов государственного регулирования российского рынка ценных бумаг в настоящее время сложилась следующая.

Высшие органы государственной власти:

Государственная Дума Российской Федерации издает законы, регулирующие рынок ценных бумаг.

Президент Российской Федерации издает указы, особенно в тех случаях, когда принятие необходимых законов по каким-либо причинам задерживается.

Правительство Российской Федерации выпускает постановления, обычно в развитие указов Президента и принятых законов.

Государственные органы регулирования рынка ценных бумаг министерского уровня:

Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг (ФКЦБ России);

Министерство финансов Российской Федерации;

Центральный банк Российской Федерации;

Министерство Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства.

Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг — коллегиальный орган в составе Правительства Российской Федерации — имеет большие полномочия в области координации, разработки стандартов, лицензирования, установления квалификационных требований и т. д. Она приняла на себя основную нормотворческую и контрольную работу по регулированию рынка ценных бумаг.

Министерство финансов Российской Федерации регулирует выпуск государственных ценных бумаг, включая ценные бумаги субъектов Федерации и органов местного самоуправления, устанавливает правила бухгалтерского учета операций с ценными бумагами, осуществляет выпуск государственных ценных бумаг и т. п.

Центральный банк Российской Федерации — федеральный орган, который действует на основании Закона, регистрирует выпуски ценных бумаг кредитных организаций, регулирует порядок осуществления кредитными организациями операций на открытом рынке ценных бумаг, ломбардного кредитования и переучета векселей, устанавливает и контролирует антимонопольные требования к операциям на рынке ценных бумаг кредитных организаций, регулирует деятельность на рынке ценных бумаг клиринговых организаций и организаций, производящих безналичные расчеты по сделкам с ценными бумагами (в том числе депозитариев), контролирует экспорт и импорт капитала.

Министерство Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства устанавливает антимонопольные правила и осуществляет контроль за их исполнением.

Основные законодательные акты, которыми регулируется российский рынок ценных бумаг:

  • · Гражданский кодекс Российской Федерации, части 1 и 2;
  • · Закон РФ «О банках и банковской деятельности» в редакции Федерального закона от 3 февраля 1996 г. № 17-ФЗ с последующими изменениями и дополнениями;
  • · Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» в редакции Федерального закона от 26 апреля 1995 г. № 65-ФЗ с последующими изменениями и дополнениями;
  • · Федеральный закон «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации» от 21 июля 1997 г. Ns 123-ФЗ;
  • · Закон «О товарных биржах и биржевой торговле» от 20 февраля 1992 г. № 2384−1 с соответствующими изменениями и дополнениями;
  • · Закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» от 9 октября 1992 г. № 3615−1 с последующими изменениями и дополнениями;
  • · Федеральный закон «Об акционерных обществах» от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ с последующими изменениями и дополнениями;
  • · Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» от 22 апреля 1996 г. Ns 39-ФЗ с последующими изменениями и дополнениями;
  • · Указы Президента по развитию рынка ценных бумаг;
  • · Постановления Правительства Российской Федерации. В основном они касаются регулирования и развития рынка государственных ценных бумаг во всех их разновидностях.

В законе «О рынке ценных бумаг» упоминаются также саморегулируемые организации. Саморегулируемые организации — это некоммерческие, негосударственные организации, создаваемые профессиональными участниками рынка ценных бумаг на добровольной основе с целью регулирования определенных аспектов рынка на основе государственных гарантий поддержки, выражающихся в присвоении им государственного статуса саморегулируемой организации.

Количество и направленность саморегулируемых организаций должны устанавливаться государством, так как один и тот же предмет саморегулирования не может регулироваться сразу двумя или более однотипными органами.

Права саморегулируемой организации:

  • · разработка обязательных правил и стандартов профессиональной деятельности и операций на рынке;
  • · осуществление профессиональной подготовки кадров, установление требований к участникам рынка, обязательных для работы на данном рынке;
  • · контроль за соблюдением участниками рынка установленных правил и нормативов;
  • · информационная деятельность на рынке;
  • · обеспечение связи и представительства (защиты) интересов участников рынка в государственных органах управления.

Саморегулируемая организация учреждается профессиональными участниками рынка ценных бумаг с целью обеспечения условий для их деятельности, соблюдения стандартов профессиональной этики, защиты интересов профессиональных участников рынка ценных бумаг, установления правил и стандартов проведения операций с ценными бумагами (15, с. 216).

Саморегулируемая организация не только устанавливает обязательные для своих членов правила профессиональной деятельности, стандарты проведения операций с ценными бумагами, но и осуществляет контроль за их соблюдением.

Саморегулируемая организация учреждается не менее чем 10 профессиональными участниками рынка ценных бумаг. Организация приобретает статус саморегулируемой на основе лицензии, выдаваемой ФКЦБ. Условием функционирования организации является выполнение ею и ее членами действующего законодательства. Саморегулируемая организация обязана регулярно представлять в ФКЦБ отчеты о своей деятельности.

По российским правовым нормам саморегулируемые организации могут принимать форму:

  • · ассоциации;
  • · профессиональных союзов;
  • · профессиональных общественных организаций.

Основные саморегулируемые организации, имеющие отношение к российскому рынку ценных бумаг:

  • · Национальная ассоциация участников фондового рынка (НАУФОР).
  • · Национальная ассоциация участников рынка государственных ценных бумаг (НАУРаГ).
  • · Профессиональная ассоциация регистраторов, трансфер-агентов и депозитариев (ПАРТАД).
  • · Союз фондовых бирж России.
  • · Ассоциация валютных бирж.
  • · Российский биржевой союз (объединяет товарные биржи).
  • · Национальная фондовая ассоциация. Ассоциация участников вексельного рынка и др.

Выводы по главе Итак, подведем итоги данной главы.

  • 1) Среди современных отечественных экономистов нет единого мнения по поводу определения рынка ценных бумаг. Все существующие точки зрения можно свести к двум позициям. Мы придерживаемся точки зрения В. А. Галанова, который дает следующее определение: «рынок ценных бумаг можно определить как совокупность экономических отношений его участников по поводу выпуска и обращения ценных бумаг».
  • 2) Классификации видов рынков ценных бумаг имеют много сходства с классификациями самих видов ценных бумаг. Так различают: международные и национальные рынки ценных бумаг; национальные и региональные (территориальные) рынки; рынки конкретных видов ценных бумаг (акций, облигаций и т. п.); рынки государственных и корпоративных (негосударственных) ценных бумаг; рынки ценных бумаг и производных инструментов и т. п.
  • 3) Всех участников рынка ценных бумаг можно разделить на две группы. В первую группу входят профессиональные участники, представленные главным образом организациями, которые оказывают посреднические и консультационные услуги на рынке ценных бумаг, а также выступают в роли активных игроков на фондовом рынке. Ко второй группе можно отнести участников, выходящих на фондовый рынок в целях временного размещения свободных финансовых ресурсов.
  • 4) Регулирование рынка ценных бумаг — это упорядочение деятельности на нем всех его участников и операций между ними со стороны организаций, уполномоченных обществом на эти действия.

Регулирование рынка ценных бумаг охватывает всех его участников: эмитентов, инвесторов, профессиональных фондовых посредников, организации инфраструктуры рынка.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой