Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Современное состояние политики обязательных банковских резервов в Российской Федерации

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

У каждого способа есть свои преимущества и недостатки. Но любые нормы резервов отрицательно влияют на рентабельность банков, которые вынуждены «замораживать», часть своих пассивов или активов. Резервные требования в определенном смысле можно рассматривать как своеобразный налог на банки (уменьшение средней величины процента, приносимого банковскими активами), который либо прямо взимается с банка… Читать ещё >

Современное состояние политики обязательных банковских резервов в Российской Федерации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

История и политика применения политики обязательного резервирования в России

Способ определения величины резервных требований по отношению к. банковским активам (кредитам) считается французским изобретением и применяется редко. Суть его заключается в количественном ограничении (лимитировании) кредитных вложений посредством установления верхних пределов общей суммы кредитов или их прироста («кредитные потолки»). Причем указанные параметры устанавливаются в индивидуальном порядке для каждого банка. Могут лимитироваться также объем и число кредитов, выдаваемых одному клиенту. [7; 83 с.].

У каждого способа есть свои преимущества и недостатки. Но любые нормы резервов отрицательно влияют на рентабельность банков, которые вынуждены «замораживать», часть своих пассивов или активов. Резервные требования в определенном смысле можно рассматривать как своеобразный налог на банки (уменьшение средней величины процента, приносимого банковскими активами), который либо прямо взимается с банка и его участников, либо перекладывается на его клиентов посредством уменьшения депозитных ставок и увеличения ставок кредитных. Одним из результатов применения «резервного налога» может быть нарушение процесса аккумулирования средств в банках, поскольку ресурсы направляются мимо них в другие кредитные организации.

В 1980;е гг. центральные банки западных стран отказались от использования упомянутых выше количественных ограничений. В ФРГ подобные ограничения вообще не практиковались. Лишь на короткие промежутки времени кредитные ограничения вводились в США (1980 г.) и Великобритании (до 1971 г.). По мнению западных экономистов, данный метод служит эффективным антиинфляционным средством. К прямому ограничению объемов банковского кредитования центральные банки прибегают обычно в периоды усиления инфляции или кризисов платежных балансов. Теперь такие ограничения применяются главным образом в среднеразвитых капиталистических странах и в развивающихся странах.

В большинстве стран обязательные и добровольные (рабочие) резервы банков хранятся в центральном банке на одном и том же беспроцентном текущем счете («основной корреспондентский счет» или «резервный счет»), который представляет собой разновидность депозитного счета до востребования и по существу выполняет те же функции, что и обычный текущий счет, но с учетом специфики банка. На счете хранятся собственные капиталы банков: уставный, резервный, страховой и др.

В дни, когда центральный банк регулирует такие счета, банки обязаны иметь на них необходимые обязательные резервы. В периоды между днями регулирования банки вправе использовать остатки средств на указанных счетах для проведения своих кредитных и иных активных операций. В некоторых случаях в определенные дни банки должны поддерживать на данных своих счетах сверх обязательных еще и дополнительные, избыточные резервы. [7; 83 с.].

Все больше стран отказывается от раздельного хранения в центральных банках на отдельных счетах обязательных и добровольных резервов коммерческих банков, разрешая последним временно использовать средства ФОРов. Так, в Италии до 1990 г. обязательные резервы банков на счетах в Банке Италии не могли быть использованы, но в дальнейшем им разрешили временно использовать до 8% указанных средств при условии соблюдения в среднем за месяц установленных нормативов резервных требований.

Поддержание средств в необходимых размерах на счетах в центральных банках — непростая задача. Во-первых, размер остатков средств на этих счетах постоянно колеблется в связи с необходимыми переводами денег в качестве платежей. Во-вторых, объемы средств на вкладных (депозитных) счетах в самих банках непрерывно меняются, в результате даже при неизменной величине норматива, резервов их абсолютные суммы должны систематически корректироваться. В-третьих, банки стремятся свести к минимуму свои резервы, являющиеся бездоходными активами, и прибыльно разместить высвободившиеся ресурсы. В-четвертых, у банков с филиальной сетью возникают дополнительные трудности с оперативной обработкой информации и принятием решений для управления резервами.

В этой связи многие центральные банки применяют схему резервирования, которая предусматривает размещение у них коммерческими банками депозитов определенного размера в среднем за период; схема характерна для Австрии, Испании, США, Франции, ФРГ, Швейцарии и Японии. Отсутствует процедура усреднения в Италии. В Великобритании усреднение показателей не применяется с 1981 г.

Расчетный период и период выполнения (соблюдения, поддержания) банками обязательств по резервам перед центральным банком в разных странах неодинаковы.

В 1998 г. ФРС США провела реформу, основная цель которой состояла в отказе от использования механизма так называемого одновременного формирования резервных требований.

В настоящее время центральный банк любой страны, использующий обязательное резервирование, в абсолютном большинстве случаев ограничивается изменением либо нормативов резервов, либо (значительно реже) структуры резервируемых обязательств банков. Применявшаяся в США схема резервирования, построенная на принципе одновременности выполнения резервных требований, долгое время рассматривалась мировой банковской общественностью как образец. [8; 93 с.].

Основная идея одновременного обязательного резервирования (использовалась в США в 1984—1998 гг.) заключалась в следующем. Размер требований каждая кредитная (депозитная) организация рассчитывала на двухнедельной основе исходя из данных ежедневных балансов об остатках привлеченных средств. Период расчета требований начинался каждый второй вторник месяца и заканчивался спустя 14 дней в понедельник. Период выполнения требований начинался спустя два дня после начала периода расчета (в четверг) и также был равен двум неделям. Депозитные организации управляли своей резервной позицией на счете в окружном банке ФРС таким образом, чтобы по окончании периода выполнения средняя величина резервных средств на счете была не меньше той величины, которая была установлена в период расчета.

Применяемая в настоящее время так называемая запаздывающая система резервирования (в этом и состояла суть реформы) отличается от прежней фактически одним элементом — 30-дневным лагом (вместо прежнего двухдневного) между началом периода расчета и началом периода выполнения обязательств по резервам. В целом реформа не оказала существенного влияния ни на фактическое состояние обязательных резервов в США, ни на ликвидность американских банков.

Формирование обязательных резервов — очень сложный и трудоемкий процесс. Из-за этого некоторые центральные банки допускают возможность зачета (переноса) избытка или дефицита резервов с текущего периода на следующий, что повышает гибкость регулирующих мер.

Так, в США избыточные резервы до 2% резервных требований и требований по сальдо межбанковского клиринга за 14-дневный период поддержания могут переноситься на следующий 14-дневный период. Нехватка резервов в размере 2% может аналогичным образом переноситься на следующий срок с тем, чтобы она была восполнена дополнительными резервами в следующем периоде их поддержания. За нехватку резервов больше допустимого размера взимается пеня, равная учетной ставке плюс 2%. [8; 93 с.].

Начиная с середины 1970;х тт. в рыночно развитых странах отчетливо прослеживается тенденция к снижению норм обязательных банковских резервов.

Центральные банки наделяются все более широкими полномочиями в области резервной политики, что повышает гибкость всего механизма резервных требований. В банковском законодательстве ряда стран фиксируется лишь верхняя граница норм обязательных резервов по отдельным видам депозитов. В этих пределах центральные банки могут варьировать указанные нормы в зависимости от целей и задач денежной и кредитной политики. Практически все остальные вопросы, связанные с претворением в жизнь резервной политики, центральные банки также решают самостоятельно.

Постепенно расширяется «база резервных требований» (резервная база), а также круг институтов, охватываемых резервными требованиями центральных банков.

Наблюдается тенденция к расширению перечня денежных активов, которые банки могут использовать для удовлетворения резервных требований. Сначала они состояли главным образом из денег, хранившихся на корреспондентских счетах в центральном банке. Впоследствии к ним стали причисляться и другие высоколиквидные кассовые активы банков: наличность в кассах и сейфах банков, текущие депозиты (вклады до востребования), хранящиеся на корреспондентских счетах в других кредитных организациях. Так, в Австрии, Великобритании, Италии, США, Франции, ФРГ, Швейцарии, Швеции и Японии кредитные организации вправе засчитывать свою имеющуюся у них наличность в счет установленных резервов. В Австрии и Швейцарии к активам, засчитываемым в резервы, относятся, в частности, и средства на счетах в головных банках банковских групп.. [8; 93 с.].

Усиливается взаимосвязь резервной и процентной политик центральных банков. С одной стороны, в ряде стран (Японии, ФРГ, Франции) введены штрафы за невыполнение банками норм обязательных резервов, а с другой — предпринимаются попытки использовать депозитный процент (процент, который центральный банк платит за хранящиеся у него резервы коммерческих банков) в качестве стимула, побуждающего банки своевременно и в полном объеме выполнять резервные требования. Так, в Швеции в начале 1990;х годов центральный банк за избыточные резервы платил банкам доход в размере 6% годовых. Аналогичные подходы используются в Испании, Италии, Финляндии и некоторых других странах.

Политика и практика резервирования в России Резервные требования к коммерческим банкам стали применяться в России (СССР) с конца 1980;х гг. Госбанк СССР тогда установил норму обязательных резервов, равнявшуюся 5% суммы привлеченных средств; норма считалась завышенной.

В 1991 г. ЦБ РФ издал Инструкцию № 1, в соответствии с которой норма резервирования составляла 2%. В значительной мере это был политический шаг; уже в следующем году указанная норма всего за четыре месяца увеличилась до 20%. Несколько позже нормы резервирования были дифференцированы в зависимости от сроков размещения ресурсов, привлекаемых банками: по счетам до востребования — 20%, по срочным обязательствам банков — 15%. [10; 193 с.].

В последующие годы в порядок резервирования неоднократно вносились изменения, в разной степени касавшиеся: величины нормативов и их дифференциации в зависимости от состйва ресурсов; расширения объема привлеченных ресурсов, подлежащих резервированию;

методики расчета. Постоянно вовлекались в сферу резервирования все новые виды привлеченных средств.

Всеобъемлющее резервирование с высокими нормами означает для банков удорожание стоимости привлекаемых ими ресурсов. А дорогие ресурсы должны размещаться в высокодоходные операции, иначе даже рассчитаться за такие ресурсы окажется нечем. Высокодоходные операции в свою очередь нередко предполагают повышенную степень риска. Впрочем, риски банковской деятельности в России и без того высоки. Отсюда ясно, что такое резервирование вело многие банки к банкротству.

Резервные требования являются не только эффективным (при грамотном их использовании и при наличии определенных условий), но и сильнодействующим «экономическим лекарством», и применять этот инструмент следует крайне осторожно. Особенно опасны резкие перепады в дозировке этого «лекарства», что стало постоянным явлением в банковской системе России.

Для выполнения резервных требований российские банки отвлекают из оборота весьма значительные средства, которые превращаются в активы, не приносящие дохода, и не попадают в реальную экономику. Как уже было показано, международный опыт дает примеры того, как центральные банки могут в той или иной степени облегчать коммерческим банкам соответствующее бремя. К сожалению, Банк России в этом плане до сих пор почти ничего не предпринимал. [10; 193 с.].

Уже отмечалось, что во многих странах, прежде всего с высокими нормами резервирования, центральные банки начисляют определенные проценты на суммы, депонируемые у них коммерческими банками. В России этого не было и нет.

В целом можно констатировать, что политика Центробанка РФ в области резервных требований (резервная политика) никогда не отличалась ни логичностью, ни последовательностью (табл. 17.1). В то же время можно отметить стабильность нормативов резервирования в течение 2000—2003 гг. Однако нормативы эти, по мнению банковского сообщества, слишком долго оставались неоправданно высокими (до июля 2004 г.). [10; 193 с.].

Таблица 3. Нормативы обязательных резервов, %[10; 193 с.].

1 Сроки.

Отчисления банков в ФОРы.

С привлеченных средств в рублях.

Со средств в валюте.

С 1.04.1992 г.

Норматив для средств, привлеченных до востребования, и сроком до 1 года — 20 Норматив для средств, привлеченных на срок свыше года, — 15.

С 1.03.1994 г.

Норматив для средств, привлеченных до востребования, — 20 Норматив для средств, привлеченных на срок, — 15.

До востребования и срочные до 30 дней.

Срочные от 31 до 90 дней.

Срочные свыше 90 дней.

С 1.02.1995 г.

С 1.05.1995 г.

1,5 |.

С 1.05.1996 г.

1,25.

С 11.06.1996 г.

2,5.

С 1.08.1996 г.

С 1.11.1996г.

С 1.05.1997 г.

И1.

С 11.11.1997 г.

С 1.02.1998 г.

Единый норматив для всех привлеченных средств независимо от сроков привлечения — 112.

С 24.08.1998 г.

Единый норматив для всех привлеченных средств независимо, от сроков привлечения — 103.

С 1.09.1998 г.

Дифференцированные нормативы в зависимости от удельно- 1 го веса вложений в ГКО-ОФЗ в работающих активах банков (по балансу на 1.08.1998 г.): для банков с удельным весом в 40% и более — 5% от привлеченных средств в рублях и валюте; для банков с удельным весом от 20 до 40% — 7,5.

С 1.12.1998 г.

Единый норматив для всех привлеченных средств — 5 |.

С 19.03.1999 г.

Единый норматив для всех привлеченных средств в рублях — 5.

7 1.

С 10.06.1999 г.

Норматив для рублевых средств, привлеченных от юридических лиц, — 8,5 Норматив для рублевых средств, привлеченных от физических лиц, —5,5.

8,5.

С 1.01.2000 г.

Норматив для рублевых средств, привлеченных от юридических лиц, — 10 Норматив для рублевых средств, привлеченных от физических лиц, —7.

С 1.04.2004 г.

Норматив для рублевых средств, привлеченных от юридических лиц, —9.

Норматив для рублевых средств, привлеченных от физических лиц, —7.

С 15.06.2004 г.

Единый норматив для всех привлеченных средств — 7 1.

С 1.07.2004 г.

Норматив для любых средств, привлеченных от банковI.

нерезидентов, — 24.

Норматив для любых иных привлеченных средств — 7.

С 8.07.2004 г.

Норматив для любых привлеченных средств в рублях и валюте 1 (кроме средств, привлекаемых от банков-нерезидентов) — 3,5 |.

Такие нормативы были установлены и для Сбербанка РФ в отношении средств юридических лиц. В части средств физических лиц норматив был снижен с 10 до 9,5% независимо от сроков размещения денег.

Основные моменты действующего порядка резервирования средств в ФОРы зафиксированы в Положении ЦБ от 29 марта 2004 г. № 255.

Общие положения.

  • 1. Обязанность выполнения резервных требований возникает у любого банка с момента получения им лицензии и исполнение этой обязанности является необходимым условием ведения банковской деятельности.
  • 2. Обязательные резервы формируются только в рублях на специальных счетах, открытых кредитной организации в подразделении (подразделениях) расчетной сети Банка России, средства на которые перечисляются в безналичном порядке.
  • 3. Указанные резервы формируются отдельно по обязательствам банка (привлеченным им средствам), подлежащим резервированию, в рублях и отдельно по обязательствам, подлежащим резервированию, в иностранной валюте.
  • 4. На обязательные резервы, депонированные кредитными организациями в Банке России, проценты не начисляются.
  • 5. Размер обязательных резервов Банк России (его уполномоченное учреждение) регулирует ежемесячно. На основании соответствующего решения Совета директоров ЦБ либо по особым основаниям, применимым к отдельным банкам (см. п. 8.4 Положения № 255), может быть проведено внеочередное регулирование размера данных резервов.

Основные термины Резервные требования (норматив обязательных резервов, депонируемых в Банке России) — размер обязательных резервов в процентном отношении к резервируемым обязательствам кредитной организации, установленный Советом директоров Банка России.

Уполномоченное учреждение Банка России — экономическое подразделение ТУ Банка России, отделение, операционное управление, головной расчетно-кассовый центр (ГРКЦ), РКЦ Банка России, наделенные в установленном Банком России порядке полномочиями для осуществления одной или нескольких из следующих функций: [10; 193 с.].

  • * регулирования размера обязательных резервов;
  • * контроля за выполнением кредитными организациями нормативов обязательных резервов, в том числе проведение проверок выполнения кредитными организациями нормативов обязательных резервов (далее — проверки);
  • * применения мер воздействия к кредитным организациям за нарушение установленного порядка депонирования обязательных резервов, в том числе штрафа за нарушение нормативов обязательных резервов.

Резервируемые обязательства — обязательства кредитной организации в рублях и валюте, состав которых определен в гл. 2 Положения № 255.

Отчетный период — период с 1-го числа отчетного месяца по 1-е числе месяца, следующего за отчетным. В случае проведения внеочередного регулирования размера обязательных резервов отчетный период устанавливает Банк России.

Нормативная величина обязательных резервов — сумма обязательных резервов, подлежащая депонированию в Банке России за отчетный период. Рассчитывается путем применения норматива (нормативов) обязательных резервов к средней хронологической величине резервируемых обязательств за отчетный период (для многофилиальных кредитных орга;

низаций1 — к сумме резервируемых обязательств, определенной на последнюю дату отчетного периода) и исключения в порядке, установленном в гл. 3 Положения № 255, части наличных рублей в кассе кредитной организации. [11; 165 с.].

Период усреднения — период с 1-го числа месяца, следующего за отчетным, по 1-е число второго месяца, следующего за отчетным. В случае проведения внеочередного регулирования размера обязательных резервов период усреднения устанавливает Банк России.

Коэффициент усреднения — числовой множитель, значение которого находится в интервале от 0 до 1, устанавливаемый Советом директоров Банка России для расчета усредненной величины обязательных резервов (с 1 августа 2004 г. составлял 0,2).

Усредненная величина обязательных резервов — сумма резервов, рассчитываемая путем применения коэффициента усреднения к нормативной величине резервов, подлежащая поддержанию на корреспондентском счете в течение периода усреднения в порядке, предусмотренном в гл. 5 Положения № 255. Для многофилиальных кредитных организаций указанная величина принимается равной нулю.

Расчетная величина обязательных резервов — сумма обязательных резервов, рассчитываемая как разность между нормативной и усредненной величинами резервов, подлежащая депонированию.

Регулирование размера обязательных резервов — мероприятия, осуществляемые уполномоченным учреждением Банка России в целях обеспечения соответствия размера обязательных резервов, фактически депонированных кредитной организацией в ЦБ, расчетной величине указанных резервов, в том числе проведение перерасчета по резервам за отчетный период и по результатам проверок, а также контроль за поддержанием кредитной организацией усредненной величины резервов на корреспондентском счете в периоде усреднения.

Период регулирования обязательных резервов — три рабочих дня начиная с дня, установленного кредитной организации для представления расчета размера обязательных резервов, подлежащих депонированию в ЦБ, либо с дня утверждения акта проверки.

Недовзнос — сумма превышения расчетной величины резервов над размером резервов, фактически депонированных кредитной организацией в ЦБ за отчетный период. Подлежит перечислению в ЦБ в период регулирования резервов. [15; 63 с.].

Кредитная организация обязана ликвидировать свой недовзнос в ФОРы до иных платежей (т.е. вне всякой очереди) с корреспондентского счета, открытого в расчетной сети Банка России, либо с корреспондентского субсчета (корреспондентских субсчетов), открытого (открытых) в той же сети, либо со счетов, открытых в других кредитных организациях.

Перевзнос — сумма превышения размера резервов, фактически депонированных кредитной организацией в ЦБ, над расчетной величиной резервов. Подлежит возврату на корреспондентский счет кредитной организации в период регулирования резервов.

Нарушение нормативов обязательных резервов — недовзнос, не перечисленный кредитной организацией в ЦБ в период регулирования резервов (за исключением недовзноса, установленного в результате проверки); недовзнос, установленный в результате проверки; невыполнение кредитной организацией обязанности усреднять обязательные резервы.

Порядок расчета депонируемых резервных средств Банк должен сам рассчитывать суммы, подлежащие перечислению на счета для учета обязательных резервов. Такие суммы рассчитываются исходя из остатков де;

Кредитные организации, имеющие не менее 1000 филиалов, расположенных более чем в 50% субъектов РФ.

нег на счетах для учета привлеченных средств, подлежащих резервированию, и действующих нормативов резервных требований. Соответствующий расчет (по форме приложения 1 к Положению № 255) и другие необходимые документы представляются в уполномоченное подразделение ЦБ в установленные им сроки.

Сумма, подлежащая депонированию в Банке России, конкретно определяется на основании документов, формы которых приведены в приложениях 2—7 к Положению № 255, по табличной схеме, данной в виде приложения 1 к тому же Положению.

Важным новшеством следует считать разрешение банкам не включать в расчет нормативной величины обязательных резервов часть сумм наличных рублей, находящихся в их кассах. Эта часть не должна превышать 25% суммы резервов по обязательствам в рублях, рассчитанным до их уменьшения на указанную величину.

Другие интересные новации, вошедшие в Положение № 255:

  • * из расчета обязательных резервов были исключены: кредиты, депозиты и прочие средства, привлеченные от юридических лиц на большие сроки (не менее трех лет); выпущенные кредитной организацией облигации со сроком погашения не менее трех лет;
  • * обязательства кредитной организации по собственным выпущенным ценным бумагам включаются в расчет резервов за минусом суммы ее вложений в долговые ценные бумаги других кредитных организаций-резидентов.

Одновременно в состав резервируемых были включены обязательства кредитных организаций перед банками-нерезидентами.

Кроме того, банкам дается возможность использовать механизм усреднения обязательных резервов. Усреднение суммы обязательных резервов в следующем месяце после отчетного как форма поощрения может быть разрешено стабильным банкам, отвечающим ряду критериев (см. п. 5.2 Положения № 255).

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой